Тема 18. Искусство Испании и Франции XVIIв.



Основные черты развития искусства и культуры Испании в XVII в. Понятие «золотого века» искусства. Влияние Реконкисты на формирование особенностей национальной культуры. Роль церкви и рыцарства в формировании главных черт национального характера. Рубеж XVI– XVII вв. –  время расцвета испанской литературы и театра (Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, поэзия испанских мистиков). Влияние нидерландского искусства (в частности, позднего романизма). Основные культурные и художественные центры Испании: Валенсия, Кастилия, Андалузия, Севилья, Толедо, Мадрид. Взаимодействие ренессансных и маньеристических черт в искусстве Испании конца XVI в. Время правления Филиппа II – взлет и падение имперского могущества Испании. Расцвет испанской культуры и искусства в первой половине XVII в. Условия и предпосылки этого расцвета.

Архитектура и скульптура Испании XVII в. Перенос столицы в Мадрид. Строительство дворцовых и культовых комплексов. Эскориал: дворец-монастырь под Мадридом. История строительства и участие иностранных мастеров в создании декоративных ансамблей дворца. Собор Св. Лаврентия, его архитектура и декор. Обращение к традициям ренессансной архитектуры Италии. Стили испанской архитектуры рубежа XVI– XVII вв: платереск, эрредиано и чурригереск (конец XVII в.) Развитие деревянной пластики, ее роль в формировании национального стиля в архитектуре и живописи. Архитектурно-скульптурные комплексы – ретабло и скульптурные группы пасос. Творчество скульпторов Эрнандеса, Монтаньеса, Педро да Мена и Алонсо Кано.

Живопись Испании XVII в. Черты маньеризма, экзальтированной экспрессии в работах рубежа XVI– XVII в. Формирование национальной школы в Валенсии и Севилье –  крупных торговых городах Испании. Творчество Ф. Рибальты, Ф. Эрреры Старшего, Ф. Пачеко. Влияние итальянского караваджизма, фламандской и маньеристической живописи конца XVI в. Феномен испанского бодегона (Хуана Санчеса Котан). Развитие национальной школы придворного портрета (Алонсо Санчеса Коэльо и Хуана Пантохи де ла Круса). Народная религиозность и формы искусства. Мистицизм в работах Луиса Моралеса. Творчество Эль Греко и его место в испанской живописи. Истоки творчества Эль Греко, его связь с искусством Венеции и Рима конца XVI в. Влияние Тициана (колорит), Тинторетто (динамика) и искусства братьев Бассано. Эль Греко в Толедо. Роль мистических религиозных учений в образном содержании его живописи. Специфика живописного языка: светоносность колорита, экспрессия линии, подвижный. «Похороны графа Оргаса» в церкви Сан Тома. Эль Греко в Эскориале. Серия Апостоладос. Поздние религиозные произведения Эль Греко («Видение Иоанна Богослова», «Снятие пятой печати», «Крещение», «Благовещение»). Эль Греко-портретист.

Севильская школа: расцвет в середине XVII в. Художественные школы Валенсии и Севильи. Хусепе де Рибера. Связь с итальянской художественной школой (Рима и Севера Италии). Влияние Рафаэля, болонского академизма, искусства Караваджо в Неаполе и на Сицилии. Рибера – придворный художник неаполитанского вице-короля. Серия античных философов и святых церкви в образах бродяг и нищих. Усиление поэтики и мягкости, осветление палитры («Св. Инесса», «Сон Св. Иакова», «Поклонение пастухов»). Рибера – гравер и оффортист. Рисунки Риберы. Влияние творчества Риберы на испанскую и итальянскую живопись. Франсиско де Сурбаран и расцвет севильской школы. Истоки творчества Сурбарана: влияния караваджизма и национальной традиции деревянной раскрашенной пластики, заказы церковных общин и монастырей. Ранний стиль Сурбарана (цикл работ для монастыря Сан Пабло эль Реаль, Капелла Розарио для церкви Св. Магдалины, алтарь Св. Иосифа для церкви тринитариев). Циклы картин из жизни Св. Бонавентуры и Св. Педро Ноласко. Расцвет творчества Сурбарана: серия портретов ученых-монахов для монастыря мерседариев. Лаконизм колорита и строгость форм. Влияние контрастной светотеневой трактовки форм Риберы. Работа в Мадриде по заказу Филиппа IV (дворец Буэн Ретиро, «Подвиги Геракла»). Сурбаран и Веласкес. Возвращение в Севилью (алтарь сакристии картезианского монастыря в Хересе, цикл картин для капеллы и сакристии монастыря иеронимитов в Гуадалупе (Эстремадура). Позднее творчество Сурбарана: цикл картин с изображением святых мучениц и образы детства и отрочества Марии. Сурбаран – мастер натюрморта. Бартоломео Эстебан Мурильо. Истоки творчества и влияние мастеров периода расцвета национальной школы – Сурбара Веласкеса, Риберы. Знакомство с итальянской и фламандской живописью. Организация Севильской Академии художеств. Поэтичность и лиризм решений типичных для Испании тем и образов. Особенности стилистики Мурильо: соединение реализма и мягкой идеализации. Предвестие рококо. Религиозная живопись Мурильо («Святое мейство с птичкой», «Непорочное зачатие», многочисленные мадонны). Бытовой жанр в творчестве Мурильо: образы детей и традиции бодегона. Резонанс живописи Мурильо в европейской живописи XVIII– XIX вв. Развитие тенденций позднего барокко и академизма в творчестве севильских художников Клаудио Коэльо и Алонсо Кано.

Творчество Веласкеса – вершина развития испанской живописи XVII в. Истоки творчества, ученичество в Академии Пачеко. Севильский период, традиции испанского «бодегонес». Веласкес –  придворный живописец короля. Близость раннего творчества Веласкеса с караваджизмом. Историческая, мифологическая и портретная живопись Веласкеса. Произведения Веласкеса конца 1620-х. Обращение к мифологическому жанру («Вакх»). Первая поездка в Италию, знакомство с искусством Рима, Венеции, Генуи и Неаполя. «Кузница Вулкана»: соединение мифологии и реальности. Период творческой зрелости: 1630–1640-е гг. «Сдача Бреды»: новое понимание исторической батальной картины. Своеобразие композиционного и колористического решения, портретность главных действующих лиц. Веласкес – портретист. Живописный язык (колористический и светотеневой) портретов Веласкеса, индивидуальность образов Галерея придворных портретов, представителей испанской аристократии. Портрет папы Иннокентия X, пейзажи виллы Медичи в Риме. Особенности творческого метода. Поздние произведения Веласкеса: «Венера перед зеркалом», «Менины» и «Пряхи» (жанры, колорит, композиция, светотень). Новое понимание мифологического, портретного и бытового жанров. Поздние портреты Веласкеса. Школа Веласкеса и развитие портрета (Дель Масо, Пареха, Хуан Корреньо де Миранда).

Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в. Творчество Гойи. Эволюция творчества мастера. Портреты Гойи. Серии гравюр «Капричос», «Бедствия войны», «Диспаратес». Картины Гойи «Одетая Маха» и «Обнаженная Маха», «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», Поздний период творчества Гойи. Новой понимание исторической живописи. Отображение современных событий. Гойя и романтизм. Жанровые картины, портреты. Монументально-декоративные работы Гойи (росписи церкви Святого Антония Флоридского). Живописные искания позднего Гойи. »Черные картины». Значение творчества художника для развития европейского искусства.

Искусство Франции XVII в. Проблемы оценки явлений французского искусства XVII в. в историографии. Своеобразие французского искусства эпохи барокко. Художественное и региональное многообразие искусства Франции 1-ой пол. XVII в., сосуществование в нем различных тенденций: классицизма, барокко и реализма. Взаимодействие со школами Италии, Испании Фландрии и Голландии. Основные идейные и художественные особенности французского искусства. «Великий век» – кульминация в развитии французского абсолютистского государства, борьба за европейскую и мировую гегемонию. Расцвет всех видов искусств: литературы, музыки, театра (Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Жан Расин). Роль государства и государственной политики в сфере изобразительных искусств. Господство светских тенденций в культуре. Абсолютизм и регламентация искусства. Развитие рационализма. Философское и научное осознание закономерностей мироустройства прогрессивной французской мыслью XVII века (Рене Декарт).

Стилистическое своеобразие французского искусства. Проблема классицизма. Его художественная природа и идейные основы: героика тематического репертуара, апология разума и воли, возвышенный характер человеческих поступков и чувств. Многоплановость стилистического развития. Классицизм и барокко. Место реалистических направлений и их особенности. Академизм. Организующая роль Королевской академии живописи и скульптуры, ее историческая эволюция. Искусство эпохи короля Людовика XIV. Роль личности и королевского заказа в процессе формирования основных тенденций во французском искусстве XVII в. Торжество единой стилистической линии. Проблемы синтеза искусств во второй половине XVII в. Историческое значение французского классицизма.

Французское искусство рубежа XVI– XVII вв. Исторические условия: тяжелое наследие эпохи религиозных, гражданских войн. Упадок художественной жизни. Установление новой династии. Новая художественная политика и идеологические задачи искусства. Попытка возрождения национальной школы. «Вторая школа Фонтенбло». Сочетание традиций Ренессанса и маньеризма с влиянием новейших художественных тенденций (караваджизм). Монументальная живопись (А. Дюбуа, М. Фремине), историческая и религиозная живопись. Графика. Французские и фламандские традиции в портрете.

Французская архитектура рубежа XVI– XVII вв. Развитие рационалистических традиций Ренессанса, влияние маньеризма. Реставрация Фонтенбло. Новые градостроительные проекты в Париже (Большая галерея Лувра, Новый мост, площади Дофина, Короля, Франции). Архитектура первой половины XVII века. Борьба течений и сочетание различных тенденций: маньеризм, барокко и рационализм. Творчество С. Де Бросса как пример переходного стиля (Люксембургский дворец, фасад церкви Сен-Жерве). Церковная архитектура первой половины XVII в. Использование итальянской раннебарочной схемы в организации фасада и переосмысление барокко во Франции: церкви Сорбонны и монастырь Валь де Грас. Развитие типологии городской и загородной резиденции. Светское строительство. Ж. Лемерсье: расширение Лувра, Павильон Часов. Крупнейший архитектор первой половины XVIIв. Ф. Мансар. Восприятие и переосмысление барочных форм в церковной архитектуре: церковь монастыря Визиток, проект монастыря и церкви Валь де Грас. Рационализм и протоклассицизм в светских постройках: перестройка замка Блуа, замок Мезон Лафит. Новые принципы планировки, декорации фасада, организации ансамбля. Проекты Лувра.

Изобразительное искусство первой половины XVII в. Соотношение столичной и провинциальной школ. Лотарингия. Жак Калло: истоки, особенности стиля. Художественные особенности, композиционные приемы. Фантазийность и острая наблюдательность, обращение к социальным, нравственным проблемам современности. Изображение масссовых сцен («Ярмарка в Импрунете»). Ж. Калло и театр. Пейзажная жанровая графика. «Осады», «Бедствия войны», их драматическое содержание. Трагизм мировосприятия в поздних религиозных композициях (два варианта «Искушения Св. Антония», «Мученичество Св. Себастьяна»).

Жорж де Ла Тур и караваджизм. Круг сюжетов, «ночные» сцены, значительность образов. Особая выразительность приемов искусственного освещения. Особенности живописной техники. Караваджизм и академизм во французской живописи первой половины XVII в. Французские художники в Риме. Школа караваджизма (Симон Вуэ в раннем творчестве, Валантен де Булонь и К. Виньон). «Живописцы реальности»: Братья Ле Нен, своеобразие их подхода к жанровой живописи. Тема достоинства обычного человека, суровая сдержанность поз, строгость композиционн ритма. Академическая традиция во Франции. Творчество Симона Вуэ. Формирование придворной парижской школы, приспособление приемов итальянского академизма для создания репрезентативных религиозных и исторических композиций. Развитие монументально-декоративной живописи. Академисты «второй волны»: Э. Лесюер, Ж. Бланшар, Ж. Стелла. Творчество Филиппа де Шампеня: проблема синтеза итальянских и фламандских традиций.

Никола Пуссен – ведущий мастер классицизма XVII в. Теоретические и художественные принципы Пуссена в историческом и общественном контексте. Творческий метод мастера. Место классицизма Пуссена среди других стилистических направлений. Формирование Пуссена как живописца. Римский период творчества Пуссена. Постижение классического наследия и новейших течений итальянского искусства. Особенности классицизма первого римского периода. Героические и вакхические сюжеты. Возвышенный образный строй, цветовая гармония («Царство Флоры», «Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи»). Тема человеческой судьбы, разума и воли в натуре героя («Смерть Германика»). Обращение к многофигурным историческим сценам («Похищение сабинянок», «Медный змий», цикл «Семь таинств»). Поездка в Париж. Столкновение с придворной школой. Второй римский период творчества: автопортреты Пуссена, их философско-этическое содержание. Поздние исторические и релиозные картины. Обращение к пейзажному жанру («Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года»). Своеобразие идеального пейзажа Пуссена, его живописные достоинства. Рисунки Пуссена. Влияние художественной системы Пуссена на европейскую живопись. Развитие классицизма в пейзаже: Клод Лоррен. Основные свойства его художественного языка: соотношение идеального и реального, фигур и фона, принципы построения композиции, отношение к свету. Лирическая настроенность и декоративные качества его пейзажей. Лоррен – гравер и рисовальщик.

Искусство Франции второй  половины XVII в. Особенности золотого века «Короля-Солнца»: государственная идеология и художественная политика. Доминирование государственного заказа, монополизация художественной жизни. Реформа Академий и художественная теория. Соотношение временных и пространственных искусств, структура видов и жанров изобразительного искусства, с преобладанием архитектуры и монументально-декоративных жанров скульптуры и живописи. Роль садово-паркового искусства. Формирование классицизма во французском зодчестве середины XVII века. Создание восточного фасада Лувра как творческой лаборатории нового стиля. Роль теоретических идей Клода Перро в становлении архитектурной системы классицизма. План застройки Парижа, триумфальные арки (Ф. Блондель) и сады (А. Ленотр).

Архитектура Франции второй половины XVII в. Луи Лево – переходный мастер. Строительство парижских особняков и государственных зданий. Дворцово-парковый ансамбль в Во-ле-Виконт как декларация новой системы. Синтез архитектуры (Л. Лево), живописной и пластической декорации интерьера (Ш. Лебрен) и регулярной пространственной композиции парка (А. Ленотр). Слияние рациональных классических и барочных элементов. Дальнейшая деятельность Лево, участие в строительстве Лувра и Версаля. Ансамбль Версаля –  выдающееся произведение французских мастеров XVII в. Составные элементы ансамбля. Композиция дворца, планировка парка, роль скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и театрального искусства. Версаль как отражение государственной идеологии и мифологии Людовика XIV. Развитие регулярных принципов организации формы, масштабность и величественность решений, поиски математически точных основ гармонии. «Зеркальная галерея», залы Войны и Мира, боковые крылья версальского дворца, двор Послов, двор Министров, конюшни, оранжерея. Деятельность А. Ленотра и его роль в создании версальского парка. Его структура и основные элементы: рельеф, рисунок аллей, зеленые массивы, газоны, бассейны и фонтаны. Взаимодействие природной среды со скульптурой и архитектурой. Идея величия человеческого разума и его преобразующей власти над природой как основа образного решения. Символическая программа парка. Большой Трианон Ж. Ардуэна-Мансара. Ясность классического языка фасадов и утонченность декорации интерьеров.

Дворцово-парковые ансамбли: Сен-Клу (А. Ленотр), Со и Марли (Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Марли: поиски камерного архитектурного решения и новых принципов организации ансамбля. Градостроительство второй половины XVII века. Распространение регулярных принципов в планировке и организации городского ансамбля: площади Парижа (Ж. Ардуэн-Мансар: площадь Побед, Вандомская площадь). Создание королевских площадей в провинциальных городах (Дижон, Лион, Бордо, Марсель). Развитие фортификации (Вобан). Сакральная и светская архитектура. Ансамбль и собор Дома инвалидов (Л. Брюан, Ж. Андуэн-Мансар). Ясность композиции, уравновешенность объемов. Развитие архитектуры частных особняков на рубеже XVII–XVIII вв., поиски новых пространственных решений.

Живопись второй половины XVII в. Шарль Лебрен –  глава французского академизма второй пол. XVII в. Синтез традиций французского (школа Вуэ) и итальянского (Дж. Романелли) академизма, включая классицизм (влияние Пуссена): галерея Геракла в отеле Ламбер. Мастерство Лебрена-декоратора в зрелый период творчества (плафоны Во-ле-Виконта, галерея Аполлона в Лувре, работы в Версале и др.). Историческая живопись («История Александра»). Лебрен – учитель и теоретик: трактат «О методе изображения страстей», кодификация творчества. Ученики и помощники Лебрена. Королевская Академия живописи и скульптуры. Оппозиция академизму в художественной среде: полемика «пуссенистов» и «рубенистов». Религиозная и батальная живопись. Развитие портрета (Миньяр, Риго, Ларжильер).

Скульптура и монументальное и декоративное искусство во Франции XVII в. Развитие портретной скульптуры и алтарных скульптурных композиций. Приезд Л. Бернини в Париж, влияние его работ на французскую скульптуру второй половины XVII в. П. Пюже –  скульптор и архитектор. Античность, героика его образов. Жизненная выразительность и трагический пафос искусства Пюже. «Милон Кротонский», другие работы. Скульпторы в Версале: М. Дежарден. Ф. Жирардон, А. Куазево –  архитектурная декорация и фонтаны. Классицизирующий стиль Жирардона (надгробие Ришелье, рельефы). Драматический пафос и натурализм Куазево (надгробие Мазарини, портреты).

Прикладное искусство. Мануфактура гобеленов, воздействие монументальной живописи на развитие шпалерного ткачества. Мебель (А. Буль). Итоги и перспективы развития французского искусства XVIII в.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 765; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!