Тема 22. Искусство Франции первой половины XIX в.



История искусства Франции рубежа XVIII – XIX вв. Идеи и судьба Великой Французской революции, влияние на духовную жизнь европейского общества. Смена общественных настроений, идеалов и символов эпохи. Искусство Франции в истории развития мировой художественной культуры. Франция XIX в. Общественные настроения, духовная атмосфера. Движение художественной мысли: от романтизма к символизму. Классицизм конца XVIII – начала XIX в. – средство прославления и возвеличивания гражданских доблестей.

Общая характеристика архитектуры XIX в. Влияние национально-освободительных и революционных идей и событий на развитие культуры и искусства первой половины XIX в. Стиль классицизма и романтизма – основные направления, определившие развитие художественной культуры и эстетической мысли эпохи. Тенденции развития архитектуры в Западной Европе. Стилевая доминанта классицизма. Формы ареаклассицистической стилевой определенности памятников архитектуры XIX в.: рационализм, классицизм, ампир. Взаимодействие классицистических и романтических тенденций в архитектуре. Феномен неоготики. Обзорная характеристика памятников-репрезентантов архитектуры Западной Европы XIX в. Социоцентрическая доминанта религиозности произведений архитектуры. Архитектура Франции первой половины XIX в. Специфика классицизма эпохи республики, консульства, Первой империи Наполеона Бонапарта. Стиль ампир в архитектуре и изобразительном искусстве. Градостроительные ансамбли ампира.

Анализ произведений и проектов К.-Н. Леду. Стиль ампир: творчество Ш.Персье, П. Фонтена, П. Виньона, А.-Т. Броньяра. Античные классицистические традиции французской архитектуры, их актуально-историческое переосмысление. Типы культовых сооружений социоцентрической ориентации: церковь Сен Мадлен, Триумфальная арка площади Звезды, Триумфальная арка Каррузель. Градостроительные проекты и их воплощение в Париже: организация пространственной оси столицы.

Классицизм во французской живописи первой четверти XIX в. «Гражданский» классицизм. Активная позиция актуально-исторической ситуации в определении характера художественного материала. Переосмысление античной мифологии в контексте современности как явления божественной сущности. Творчество Жака Луи Давида (1748-1825) и его значение для развития основных тенденций французского искусства. Характеристика творчества Ж.-Л. Давида, деятельности его школы, Адекватность художественного языка классицизма гражданскому самосознанию эпохи. Античный классицизм, классицизм Возрождения и классицизм XVII в. как основа объект-языка классицизма XIX в. Плоскость, линейность, закрытость, множественность, ясность как формальные признаки живописных произведений Ж.-Л. Давида. Ранние произведения Давида: «Слепой Велизарий» (1781г.), «Клятва Горациев» (1784г.). Революционный классицизм Давида, связь с идеями французской революции 1789 г. Давид – общественный деятель. Революционное понимание героизма в искусстве Давида: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791г.), «Смерть Марата» (1793г.). Демократизм его образов. Разнообразие по социальному составу портретов Давида: «Зеленщица» (1784г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800г.). Давид – живописец Империи и его произведения этого времени. «Переход Бонапарта через перевал Гран-Сен-Бернар» (1801г.), «Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года» (1806–1807гг.). Классицистические картины Давида: «Сабинянки» (1799г.). Школа Давида: Анн Луи Жироде, Франсуа Жерар, Антуан Гро, Энгр.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) – центральная фигура французского классицизма XIX в., глава официальной академической школы,  создатель идеализированных, гармоничных образов. Противоречивость искусства художника. Эстетические взгляды Энгра, его обращение к традициям античности и Возрождения. Портреты и рисунки Энгра: портреты супругов Ривьер (1805 г.), портрет художника Франсуа Гране (1807 г.), портрет мадам Девосе (1807 г.), графа Н.Д. Гурьева (1821 г.), портрет Луи Франсуа Бертена Старшего (1832 г.), автопортрет (1859 г.). Исторические картины: «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811 г.), «Апофеоз Гомера» (1827 г.), «Обет Людовика XIII» (1824 г.), «Большая одолиска» (1814 г.). Поиски отвлеченно-монументального идеального классического стиля в исторической живописи. Картина «Источник» (1856 г.) – аллегорический образ живительного вечного источника жизни. Романтические черты искусства Энгра.  Влияние Энгра на развитие французского искусства.

Классицизм в живописи Франции второй трети XIX в. Принципиальная вневременность, внеисторический идеальный статус художественного пространства. Материализация эталона в живописи. Тема согласованности телесного и душевного совершенства. Художественные традиции античности, итальянского искусства Возрождения, творчества Н.Пуссена. Жанровая и тематическая определенность произведений классицизма.

Живопись стиля «романтизм» в искусстве Франции 1810–1820-х гг. Исторические корни и эстетическая программа романтизма. Концепция героической личности, вступающей в борьбу с враждебным окружением, обращение романтиков к конфликтным, драматическим темам страдания и гибели героя. Теоретические основания, принципы художественного языка романтизма. Художественные традиции: живопись Позднего Возрождения, барокко. Неясность, живописность, открытость, глубинность – формальные признаки произведений изобразительного искусства. Принципы организации композиции. Характеристика персонажей. Философская программа. Энтузиазная религиозная модель мироотношения, организуемая памятниками живописного романтизма. Концепция самопреодоления человеческого начала в устремлении к абсолютному.  Т. Жерико (1791– 1824 гг.) – первый художник -романтик. Развитие в творчестве Жерико традиций Давида, утверждение общественной значимости искусства. Периодизация творчества Т. Жерико. Жанр портрета в раннем творчестве. Концепция эталонного человеческого начала, представленного героем-воином. «Офицер конных егерей» (1812г.), «Раненый кирасир» (1814г.).  Диагональное построение композиций, открытость композиционного строя, разомкнутость сюжетных связей. Работа над композицией «Бег свободных лошадей» (1817г.).  Зрелый период творчества. Спектр художественных идей произведения «Плот «Медузы» (1819г.): авторский, актуально-исторический, общечеловеческий. Концепция жизни как крестного пути к спасению из пучин собственной греховности. Поздние работы: «Скачки в Эпсоме» (1821г.). Поздний период творчества – эволюция портретного жанра. Цикл портретов душевнобольных. Психологизм портретов Жерико. Значение творчества Жерико.  

Живопись стиля «романтизм» в искусстве Франции  1830–1850-х гг. Творчество Э. Делакруа (1798–1863гг.). Специфика романтизма зрелого этапа. Тема разочарованности земным греховным бытием, рефлексии человечества над энтузиазным стремлением собственной жизни. Периодизация творчества Э. Делакруа. Актуальность литературных текстов Данте и У.Шекспира в ранний период творчества. «Ладья Данте»(1822г.), «Резня на Хиосе»(1824г.). Салон 1824г., столкновение новых романтических принципов с академической школой. Новые понятия композиции и колорита. «Смерть Сарданапала». Восточная тема в творчестве Делакруа. «Смерть Сарданапала»(1827г.), «Алжирские женщины» (1834г.), «Охота на львов в Марокко» (1854г.). Колористические открытия живописи Э. Делакруа. Соединение романтической и классицистической линии в творчестве: росписи в залах Бурбонского дворца и капеллы Ангелов в церкви Сен Сюльпис.

Отражение революционной борьбы в «Свободе, ведующая народ на баррикады» (1830г.). Значение идейного содержания произведений Т. Жерико в творчестве Делакруа: присутствие композиционной схемы картины «Плот «Медузы»» в «Свободе, ведущей народ на баррикады». Портреты современников. «Портрет Шопена»(1838г.). «Портрет Паганини» (1831г.). Автопортреты. Влияние Делакруа на развитие французской живописи.

Барбизонская школа живописи, развитие национального реалистического пейзажа. Национальный пейзаж Франции в качестве благодатной богоизбранной земли. Актуальность традиции английского пейзажа Дж. Констебла для творчества барбизонцев. Монументализация, возвышение природной, крестьянской повседневности.

К. Коро (1796– 1875гг.) – крупнейший французский пейзажист. Разработка лирического пейзажа реалистической направленности. Эмоциональная тонкость искусства Коро. Колористические достижения Коро. «Колокольня в Аржантее» (1858 –1860гг.). «Воз сена» (1860 г.). «Порыв ветра» (ок. 1865 –1870гг.). Цветовая теория живописи К.Коро: тональные градации как основа визуализации идеи взаимопроникновения и взаимообусловленности всех элементов мира. Романтическая живописность, глубинность произведений К.Коро. Классицистическая концепция оплотнения божественного начала в природных формах и мифологических персонажах. Человеческое начало как совершающее непрерывный ритуал служения абсолютному началу. Анализ произведений «Воспоминание о Мортефонтене», «Танец нимф», «Купание Дианы». Тема слияния реального и иллюзорного, сюжетная открытость произведений. Характеристика творчества представителей барбизонской школы пейзажа: произведения Т. Руссо. Д. делла Пенья, Ж. Дюпре, К. Тройон, Ш. Ф. Добиньи. Теодор Руссо (1812–1867 гг.) – глава художников-барбизонцев. Значительность и монументальность простых мотивов приоды, отношение к живому, особенно к деревьям, как к благородным существам. «Выход из леса Фонтебло со стороны Броль. Заходящее солнце» (1848–1850гг., Париж, Лувр). «Дубы» (1852г., Париж, Лувр). Драматическая взволнованность состояния природы в пейзажах Жюля Дюпре (1811–1889гг.). «Вечер» (1840-е, Москва, ГМИИ). Поэзия тихих вечеров и расцветов Шарля – Француа Добиньи (1817 –1878гг.). «Деревня на берегу реки Уазы» (1868, Москва, ГМИИ). Ареаклассицистическая направленность реализма французского пейзажа.

Искусство критческого реализма во Франции. Реализм как ведущий принцип францзского искусства второй половины XIXв. Причины развития критического реализма в живописи Франции (победа прагматизма в общественном сознании, значение материалистических взглядов, роль науки). Особенности исторического развития Франции в период Июлськой монархии и Второй империи (1850– 1870гг.). Обострение социальных противоречий, консолидация демократических сил, подъем революционного движения. Французские революции 1830 и 1848 гг., их значение в развитии культуры и искусства.

Сложение и развитие критического реализма во французской литературе и искусстве, связь с демократическими традициями романтизма. Появление новых тем и нового героя в творчестве Оноре Домье, Франсуа Милле, Гюстава Курбе. Тенденции развития графического искусства во Франции в 1830–1840-е гг, 1850–1870-е гг. Политическая и социальная сатира как направления графического искусства. Актуально-исторический характер художественного материала графических произведений. Типы персонажей, тематика графических циклов. Характеристика творчества О. Домье (1808–1879гг.). Ранние графические произведения художника: литографии: «Гаргантюа» (1832г.), «Законодательное чрево» (1834г.), «Улица Транснонен» (1834г.), «Опустите занавес, фарс сыгран» (1834г.). Переход к бытовой сатире в середине 1830-х гг. Серии 1835–1848гг. : «Французские типы», «Похождения Робера Макера» (1836–1848гг.). Поиски новых героев– представителей городских низов, людей труда: «Прачка» (1860 –1862гг.), «Любитель гравюр» (1856г.), «Вагон третьего класса» (1855–1860 гг.). Поздние литографии. «Империя – это мир» (1870г.). Трагический и романтический характер позднего творчества: « Дон-Кихот и Санчо-Пансо» (1867–1868гг.). Значение творчества Домье в утверждении революционно-демократического реализма в искусстве Запада XXв.

Специфика исторической и жанровой живописи направления реализм. Творчество Г.Курбе (1819–1877 гг.). Борьба с «салонным» направлением за реалистическое искусство. Автопортреты художника: «Автопортрет с собакой» (1844 г.), «Здравствуйте, г-н Курбе!» («Встреча»), 1854г. Крестьянская тема в произведениях Курбе: «Ваяльщицы» (1854г.). «Похороны в Орнани»: обоснование концепции реалистического художественного материала, эталона художника-реалиста, зрителя-реалиста. Программный характер картины «Мастерская художника» (1855г.). Материальная весомость и конкретность живописи Курбе, плотность цвета. Утверждение демократических принципов реализма. Монументальность земного бытия, претворение идеала в весности дольнего мира. Рассогласование конечности земной и бесконечности небесной сфер. Противоречивый характер позднего искусства. Оттенок салонности в некоторых работах художника. Активное участие в Парижской коммуне. Жан Франсуа Милле (1814–1875гг.) – выдающийся французский живописец-реалист. Развитие демократических и критических тенденций реализма Милле. Концепция праведной повседневности в живописных произведениях Ж.-Ф.Милле. Изображение крестьянского труда. Крестьянская жизнь как эталон взаимосвязанности, события человека и природы, единственно превращающего человеческую жизнь в Событие. Создание монументального и поэтического образа крестьянина. «Анжелюс» (1858–1859гг.). «Собирательницы колосьев» (1857г.), «Человек с мотыгой» (1863 г.). Ж.-Ф. Милле. Рисунки Милле. «Ноябрьский вечер» (1870г.), ряд морских видов. Эволюция живописного мастерства.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!