Тема 12. Искусство Франции XV–XVI вв.



Социальный и политический кризис во Франции в первой половине XV в. Перемещение художественного центра в область Луары, города Тур. Творчество Ж.Фуке (портреты, книжная миниатюра). Прованс: искусство при дворе Рене Анжуйского (Мастер Благовещенья из Экса,  Бартоломью Д’Эйк, Н. Фроман, А. Шаронтон). Бурбонский двор в Мулене: Творчество Жана Хея: трансформации нидерландских влияний. Симон Мармион. Укрепление королевской власти, формирование французского абсолютизма: Карл VIII, Людовик XII, Франциск I, Генрих II. Итальянские походы, борьба с Габсбургами. Периодизация французского Возрождения. Характер итальянских влияний на рубеже XV–XVI вв., соединение готических приемов и ренессансного декора в архитектуре замков: Амбуаз, Гайон, Бюри, корпусе Франциска I в замке Блуа, Шенонсо, Азе-ле-Ридо, Шамбор. Интерьер церквей Сент-Эсташ, Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. Строительство и декор замка Фонтенбло. «Школа Фонтенбло»: термин и явление. Приглашенные мастера при дворе Франциска I (Р. Фьорентино, Ф.Приматиччо, Б.Челлини). Особенности декоративной концепции Галереи Франциска I, комната герцогини д’Этамп, Бальный зал. Граверная мастерская Фонтенбло. Влияние Школы Фонтенбло на развитие декоративно-прикладного искусства. С. Серлио, появление первых французских зодчих-профессионалов нового типа. Строительство дворца Лувр (П.Леско, Ж. Гужон). Творчество Ф.Делорма. Проект дворца Тюильри. Развитие архитектурной теории : Ф.Делорм, С.Серлио. Усиление итальянских влияний в скульптуре. Надгробная пластика, иконография, образная концепция (гробницы Людовика XII (Ж. Юст), Франциска II Бретонского (М. Коломб), Луи де Брезе (Ж.Гужон), гробница Франциска I (Ф.Делорм), Генриха II и Валентины Бальбиани (Ж.Пилон), Рене дю Шалона (Л. Ришье). Вторая волна приглашенных мастеров: Никколо дель Аббате, Л. Пенни. Творчество Жана и Франсуа Клуэ: карандашные и живописные портреты, феномен придворного портрета во Франции, особенности техники. Карандашные портреты Э. и П.Дюмюстье. Живопись втор. половины XVI в. (А. Карон, Ж. Кузен Старший и Ж. Кузен Младший, анонимные мастера). Творчество Бернара Палисси.

Тема 13. Искусство Нидерландов XV–XVI вв.

Северное Возрождение. Отличительные особенности Северного Возрождения (связь со Средневековьем, условность, символизм формы, связь с готикой, более позднее развитие по сравнению с Италией). Влияние религии на искусство. Понятие «Северное Возрождение». Искусство Нидерландов, Германии, Франции, Англии. Отражение в термине единства культуры этих стран с культурой Возрождения в Италии, их различие. Вопросы периодизации. XV в.– истоки, начальная пора Северного Возрождения. Неравномерность, неоднородность развития культуры в XV в. Активное взаимодействие националных школ с классической традицией итальянского Возрождения в XVI в. Завершение эпохи Возрождения: Нидерланды – 1560-е гг., Германия –1540- гг., Франция 1580-е гг., Англия – начало XVII в.

Возрождение в Нидерландах. Периодизация. Проблема изучения нидерландской живописи. Ведущее положение живописи. Новые живописные задачи, техника масляной живописи. Тематическое расширение живописи. Зарождение портрета, бытового жанра и пейзажа. Значение миниатюры в процессе становления нового искусства (Братья Лимбурги, «Роскошный часослов герцога Беррийского», ок.1409– 1416 гг., Шантильи, Музей Конде). Сложение нового мировосприятия в XV веке. Человек как часть мироздания. Связь нидерландского искусства с духовными течениями времени. Ренессансный пантеизм. Проблема соотношения двух миров, сакрального и реального. Робер Кампен (Флемальский мастер, ок.1318– 1444 гг.). «Алтарь Мероде» (ок.1427– 1428 гг., Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Появление новой иконографии: изображение религиозной сцены в интерьере обычного бюргерского дома. 40-е годы XVв.– новый этап в развитии нидерландского искусства. Проблема человеческой личности. Рогир ван дер Вейден (1399– 1464гг.). Алтарный образ в творчестве Рогира как художественная проблема.

Истоки Возрождения в Нидерландах. Развитие исканий Яна ван Эйка, принципы композиционной организации многочастного алтарного образа (проблема соотношения части и целого). Пантеистический характер искусства Яна ван Эйка. Открытие ценности реального мира. Реальность как отблеск вечной, Божественной красоты. Гармоническое единство человека и мира. Особенности творческого метода. Равновесие духовного и материального. Точность в изображении натуры, прописанность деталей, передача красоты мира посредством его цветового преображения. Светоносность цвета. Цвет и свет как отражение иерархической структуры мироздания. Овладение глубинным пространством и пластической формой. Обусловленность пластической формы, пространственных построений иерархическим принципом. Смысловая, комментирующая функция пространства. Освоение глубинного пространства, восприятие многочастного алтаря как единой живописной поверхности. Новые принципы его композиционной организации. «Гентский алтарь» братьев ван Эйков (ок.1432 г., Гент, Церковь св. Бавона), его значение для последующего развития нидерландской и мировой живописи. Композиционные, колористические решения алтаря. Другие работы мастера: «Мадонна в церкви» (конец1420-х гг., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея); «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436 г., Брюгге, Музей Грунинге) и «Мадонна канцлера Ролена» (ок.1434 г., Париж, Лувр). Портреты Яна ван Эйка. Принцип связи как основа нидерландского портрета. Отношение к человеку как части людского сообщества, появление в искусстве трехчетвертного портрета. Развитие концепции нидерландского портрета в творчестве Яна ван Эйка: тенденция к созданию большей взаимосвязи со зрителем, к внутренней динамичности образа. «Портрет кардинала Альбергати» (около 1431г., Вена, Музей истории искусств), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433г., Лондон, Национальная галерея), «Портрет четы Арнольфини» (1434 г., Лондон, Национальная галерея), «Портрет Жана де Леув» (1436 г., Вена, Музей истории искусств), «Портрет Маргариты ван Эйк» (1439 г., Брюгге, Городской музей изящных искусств.

Сложение голландской школы живописи во второй половине XV в. Отсутствие стилистического единства. Расцвет школы в конце XV в. Оуватер (около 1440–1475гг.). Родоначальник голландской школы живописи. «Воскрешение Лазаря» (Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея). Сочетание демократических и дидактических тенденций в духе «нового благочестия». Гертген тот Синт-Янс (ок.1460–1485/1495гг.). Открытие простого человеческого чувства. Простодушие и бесхитростность его героев. Связь с «новым благочестием». Темы «пути» как духовного восхождения человека, индивидуальной веры в творчестве мастера. «Сожжение останков Иоанна Крестителя» (1484, Вена, Музей истории искусств), «Оплакивание» (1484, Вена, Музей истории искусств), «Иоанн Креститель в пустыне» (н.1480-х гг., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), «Рождество» (ок.1480, Лондон, Национальная галерея).

Рубеж XV–XVI вв. – переломный этап в истории нидерландской культуры. Искусство Нидерландов первой трети XVI в. Взаимодействие национальной традиции и рациональной, классической художественной системы итальянского Возрождения. Сосуществование разнородных тенденций в искусстве. Основные направления. Иероним Босх (ок.1450-1516). Творчество И.Босха. Сочетание в его творчестве элементов средневековой мистики, реализма, фольклора. Идеи «нового благочестия» и элементы дидактики. Ранний Босх – гротеск, сатирические тенденции. Обращение к пословицам и поговоркам, апелляция к общим свойствам человеческого рода. Морально-этическая оценка жизни. Аллегория ее греховности. Соединение реальности и фантастики. Принцип инверсии. Придание композициям характера всеобщности. Пространственная концепция Босха. Поздний Босх – человек между добром и злом, тема одиночества человека в мире. Триптих «Воз сена» (ок.1490–1495 гг., Мадрид, Прадо), «Увенчание тернием» (Лондон, Национальная галерея), триптих «Сады наслаждений» (ок.1500–1505 гг., Мадрид, Прадо), «Иоанн Евангелист на Патмосе» (ок.1505, Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), триптих «Поклонение волхвов» (ок.1510 г., Мадрид, Прадо), «Несение креста» (1515–1516гг., Гент, Музей изящных искусств), «Блудный сын» (после 1510 г., Роттердам, Музей Бойманс-ван Бейнинген). Интерес к творчеству Босха в искусстве ХХ в. И. Патинир (ок.1480–1524гг.). Родоначальник европейской пейзажной живописи. Сохранение преемственной связи с традицией. Обращение к традиционному для Нидерландов предшествующего столетия идеальному, сочиненному, панорамному ландшафту и превращение его в самостоятельный жанр. «Пейзаж с Хароном» (ок.1510 г., Мадрид, Прадо), «Крещение Христа» (Вена, Музей истории искусств). «Романизм». Стремление к обновлению живописи. Внедрение в искусство светского начала. «Антверпенские маньеристы».

Искусство Нидерландов второй трети XVI в. Запрет в 30-е гг. на создание новых алтарей, развитие светских жанров. Поздний романизм, проникновение идеализирующих тенденций итальянского Ренессанса. Ламберт Ломбард(1506–1567гг.), Франс Флорис (1518/20–1570гг.), маньеристическая основа его творчества.

Портретный жанр. Дирк Якобс (1500–1567гг.) – мастер группового портрета. Два типа портрета – группа изолированных полуфигур, схема трапезы. «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков» (1532 г., С.-Петербург, Эрмитаж). Крупный представитель парадного, придворного портрета Антонис Мор (1519–1576гг.): «Автопортрет» (1558г., Флоренция, Уффици), «Портрет Вильгельма Оранского» (ок.1555–1556г., Кассель, Картинная галерея).

Распространение бытовой живописи. Питер Артсен (1508–1575гг.), объединяет жанр и натюрморт, крупнофигурные решения, монументальность: «Христос в доме Марфы и Марии» (1552 г., Вена, Музей истории искусств), «Крестьяне на рынке» (1550-е гг., Вена, Музей истории искусств). Бейкеляр (1535–1574гг.). Развитие линии Питера Артсена. «Христос в доме Марфы и Марии» (1556 г., Амстердам, Государственный музей).

Творчество П.Брейгеля Старшего (Мужицкого) (ок.1525/30–1569гг.) высшее проявление искусства нидерландского Возрождения. Особенности творчества мастера (демократизм образов, развитие жанровой и пейзажной живописи, интерес к фольклору). Преемственная связь с традицией. Человек в его взаимоотношении с миром – основная, обусловленная ренессансным мироощущением тема Брейгеля. Влияние Босха – обращение к фольклору («Пословицы»,1559г., Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея), создание образа человечества. Мир как игрище Фортуны. «Падение Икара», 1555–1558гг., Брюссель, Королевский музей изящных искусств), «Игры детей» (1559г., Вена, Музей истории искусств), «Битва масленицы и поста» (1559г., Вена, Музей истории искусств). Испанский террор и первое в Нидерландах опосредованное отражение общественных конфликтов времени: «Триумф смерти» (1562г., Мадрид, Прадо), «Безумная Грета» (1562/1563гг., Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). Слитность людей и природы, гармония жизни в цикле «Времена года» (1565г., Вена, Нью-Йорк, Прага). Новое восприятие природы, ее близость к человеку. Мир как среда обитание человека. Пространственное решение временного цикла. «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба» (1566 г., Вена, Музей истории искусств): рождение крестьянского жанра. Образы крестьян как воплощение стихийной могучей природной силы. «Слепые» (1568 г., Неаполь, Музей Каподимонте) – косвенная связь с первым кризисом нидерландской революции. Образ трагедии человечества. Разрушение единства человека и мира.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!