И а п о д и к т и ч е с к и е  с у ж д е н и я)



 

По модальности суждение может выражать возможность, действительность и необходимость. В первом случае оно проблематично, во втором — ассерторично, в третьем — аподиктично. Пример возможности: «Возможно, что на Марсе есть жизнь». Иначе говоря, при современном состоянии нашего знания можно утверждать,что на Марсе есть жизнь. Суждение, высказывающее действительность: «Вода есть Н20». Под этим я уже не понимаю то, что, «насколько я знаю», вода есть Н20, но что она действительно есть Н20. «Сегодня 21 декабря». Это также суждение, отражающее действительность. Но такое суждение имеет, собственно говоря, только тогда смысл, когда кто-нибудь мог бы подумать, что сегодня 20 или 22 декабря.

Суждение, выражающее необходимость: вследствие закономерностей общественного развития гибель капитализма необходима. Это может быть выражено и так:

Гибель капитализма неизбежна. В этом случае мы также выражаем необходимость, но другими словами. Значение суждения необходимости состоит в том, что оно нас побуждает направить мышление на познание необходимости.

Вода есть Н20 — и это суждение соответствует объективной необходимости. Но в суждении, высказывающем необходимость, речь идет о том, чтобы отчетливо подчеркнуть необходимость, осознать необходимость какогонибудь явления. В общем принятое в школьной логике различение модальностей суждений выражает не модальности объективных связей, а различные ступени познания. Но школьная логика не выделяет даже этого различия и не может его выделить, так как из-за недостатка единой гносеологической основы она постоянно смешивает субъективные и объективные элементы.

§ 9 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ

 

 

По формальной логике между суждениями могут существовать следующие отношения: а) отношение тождества, б) отношение подчинения (subsumtion), в) отношение противоположности.

а) Между двумя суждениями существует отношение тождества, если эти суждения по-разному выражают один и тот же факт, одну и ту же действительную связь. Обычно

приводят примеры такого рода: В этом классе все хорошо учатся. В этом классе нет плохих учеников. При этом говорят об отношении тождества между обоими предложениями. Такое установление можно сделать, однако оно, как и многие другие установления школьной логики, не очень интересно и не способствует развитию нашего познания, нашего знания.

б) Отношение подчинеиия. Мы высказываем общеесуждение и затем другое, представляющее собой частный случай первого и, таким образом, находящееся в отношении подчинения к общему суждению.

в) Интереснее и важнее вопрос о суждениях, выражающих отношение противоположности. Опираясь на учение Аристотеля, школьная логика обычно различает

два отношения противоположности. Одно является отношением контрадикторных предложений, то есть высказывающих противоречие: А и не-А: Эта книга — белая; эта книга — не белая. Два суждения противоречат одно другому, они находятся в контрадикторной противоположности друг к другу. Другой вид противоположности

н логике называется контрарным (буквально: противным) отношением. Это отношение показывает реальную противоположность в вещах: Эта книга — белая, эта книга черная. Или этот ребенок прилежен, этот ребенок ленив; этот человек болен, этот человек здоров.

Правильно ли такое различение? Бесспорно, эти суждения выражают противоположности различного типа.

Существует различие между суждениями, выражающими связи типа «А и не-А» (белый — небелый), и такими, которые выражают обострившуюся противоположность.

Такое различение необходимо, но у школьной логикиесть недостаток, заключающийся в том, что она просто ставит рядом эти два вида противоположности, не проверяя, в каком отношении они находятся друг к другу.

 

§ 10 ЭНГЕЛЬС О СУЖДЕНИИ

 

Как мы видим, и формальная логика трактует отношение суждений друг к другу, однако только описательно.

Она устанавливает, что имеются тождественные суждения и противоположные суждения, но она не объясняет их диалектику. В противоположность этому диалектическая концепция логики характеризует отношение суждений друг к другу в процессе развития. Таким образом, она исходит из того, что человеческое мышление в ходе развития образовало различные виды суждений: из примитивных суждений формировались суждения более высокой степени, а из них — наивысшие научные суждения.

Гегель как раз впервые применил эту точку зрения к теории суждения. Рассуждения Гегеля тяжеловесны и туманны.

Здесь мы изложим их в исправленной Энгельсом и материалистически обоснованной форме.

Согласно этому, мы различаем четыре вида суждений, отражающих ступени развития суждения.

1. Суждения наличного бытия, в которых утверждается или отрицается какое-либо свойство вещи. Например, роза — красная.

2. Суждения рефлексии. Под этим Энгельс понимает то, что предикат устанавливает о субъекте в каком-то отношении связь сингулярного, партикулярного или универсального. Сингулярное суждение: этот человек смертен (как ни принижает Гегель формальную логику, сам он часто применяет такие же избитые, даже смешные примеры вроде: этот верблюд—не красный. Такое суждение, конечно, не выскажет ни один человек). Парти-

кулярное суждение: некоторые люди смертны. Универсальное суждение: все люди смертны.

3. Суждения необходимости. Гегель в отличие от школьной логики излагает суждения необходимости как ступень развития. Необходимо то суждение, в котором о субъекте устанавливается не что-то несущественное, второстепенное, случайное, побочное, а нечто существенное. Суждения этой ступени, по Гегелю,—категорические, условные и разделительные суждения.

4. Суждения понятия. Под этим Гегель имеет в виду более широкое понятие, не «обыкновенное», которым оперирует обыденное мышление.

Энгельс показывает, что эта классификация суждений содержит реальное ядро, потому что она отражает общее развитие человеческого мышления. Даже первое суждение, названное Гегелем суждением наличного бытия, уже отражает прогресс в духовном развитии человечества, соответствующий высокой ступени развития. В противо-

положность школьным и часто неудачным примерам Гегеля Энгельс черпает свои примеры из естественных наук.

Его пример для суждения наличного бытия: трение есть источник теплоты». До того момента, когда человечество осознало это, ему пришлось проделать долгий путь умственного развития. В качестве примера суждения рефлексии Энгельс приводит закон сохранения энергии Роберта Майера: «Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту». Знаниэтого также означает великое открытие. Пример суждения необходимости: «Любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения». Это суждение высказывает общую,

универсальную закономерность.

Подобные вопросы всегда интересны и для педагогики. Образовывать суждения — не значит только соблюдать отдельные правила. В воспитании ребенка следует действовать в том направлении, чтобы ребенок был в состоянии в правильной последовательности образовывать суждения все более высокой степени и делать правильные выводы. В этой связи ребенок фактически сначала образует суждения наличного бытия. Задачей воспитания и обучения является то, чтобы ребенок учился в правильной, непрерывной последовательности обобщать и, наконец, уметь познавать в явлениях природы и жизни необходимость.

Следует остерегаться недоразумения, повод к которому дает Гегель. Изложение Гегеля создает впечатление, будто с превращением одной формы суждения в другую первое суждение утрачивает свое значение и полезность. Гегель как идеалист пренебрегает простыми экзистенциональными суждениями (эта роза—красна и т. д.).

Но в действительности мы не могли бы жить, если бы постоянно не образовывали такие простые суждения.

Развитие суждения не может быть истолковано так, как будто суждения низшей ступени должны исчезнуть.

Как в жизни отдельного человека мышление не может заменить самые элементарные условные и безусловные рефлексы, а только на основе их и наряду с ними необходимо для жизни, так и в развитии человечества наряду с применением форм мышления самой высокой ступениодновременно постоянно необходимо употребление наиболее элементарных форм суждения[115].

 

 

Г Л А В А   Ш Е С Т АЯ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!