СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА 3 страница



По стройкам таскавшись с толпою тряпичниц И клад этот где-то на стройках сыскав, Он вешает облако бури кирпичной, Как робу на вешалку на лето в шкаф.

Известно, что поэт в дальнейшем еще стремился усложнить свою поэтику. Например, когда писал поэмы «Девятьсот пятый

19


год» и «Лейтенант Шмидт», он делал попытку написать эпос. Но он понял, что эпос более свойствен древним культурам и мало что говорит душе простого человека. Поэт много над этим думал и во «Втором рождении» провозгласил для себя задачу:

Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь в будущем быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту.

И добавлял к этому:

Но мы пощажены не будем, Когда ее не утаим. Она всегда нужнее людям, Но сложное понятней им.

История его последующих «простых» вещей в стихах, а глав­ное, «Доктора Живаго» подтвердила его мысли. Именно то, что он просто и ясно написал о полувековой истории России, внесло тра­гизм в его последние годы жизни. Даже будучи лауреатом Нобелев­ской премии, Пастернак находился в своей стране словно под до­машним арестом.

Итак, изучая творчество Б. Л. Пастернака, я пришел к выводу, что, для того чтобы выявить эволюцию поэта, надо обращаться не к форме, а лишь к внутреннему содержанию его стихотворений.

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Необычно начало романа: «Шли и шли и пели «Вечную па­ мять»... Кого хоронят?.. «Живаго». Так, на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.

Основной вопрос, вокруг которого вращается «внешняя и внут­ренняя» жизнь главных героев, — отношения с революцией, отно­шение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом собы­тий, сопротивлялись революции. Их отношение к исторической действительности совсем иное. Оно в том, чтобы воспринимать ис­торию, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет увидеть события революции объектив­но. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятеж­ников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошмати-ну и человеко-убоину, которой не привиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрас­тая одно в ответ на другое, точно их перемножили».

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией ре­ волюции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого мо-

20


сковского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные парти­заны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произ­вола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в лю­бой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставивше­го их с дочерью.

Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя. Без­возвратно уходят окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто за границу, кто в иную, новую жизнь.

Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе. В трам­вайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ. «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...» Перед нами воплощение задохнув­шейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала в ту полосу исто­рических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа. На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали собы­тия как насилие над жизнью.

Отношение к революции выражалось как соединение несовмес­тимого: правота возмездия, мечта о справедливости — и разруше­ния, ограниченность, неизбежность жертв.

На последних страницах романа уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна. Она переняла чер­ты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «...ну, конечно, я девушка неученая, без папи, без мами, росла сиротой». Еще летом 1917 года Живаго предсказал: «...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения... »

Но роман заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой бы он в данный момент ни был. Жизнь в самой се­бе несет начало вечного обновления, свободу и гармонию. «Счаст­ливое, умиленное спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлив­шейся далеко кругом». Это итог любви к жизни, к России, к дан­ной нам действительности, какой бы она ни была. «Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это... на исходе тяг­чайшей зимы 1920 года».

Эти философские раздумья выражаются и в цикле стихов, за­вершающих роман.

РОМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»)

«Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пас­тернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего по­коления и был вынужден по разным причинам оставлять эту рабо­ту неоконченной. За это время во всем мире, а в России особенно,

21


все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками. Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени.

Роман «Доктор Живаго» вначале несколько пугал меня. Два ра­за, запасшись терпением, я начинала его читать. Дважды отклады­вала, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Кни­га манила как невзятая высота. Наконец, в третий раз, когда я лучше запомнила героев, вчиталась. Книга увлекла, взволновала, покорила меня. Каждый рази внимательно вчитываясь в какое-то произведение, я живу созданным автором миром. Так и теперь, я до сих пор нахожусь под впечатлением от «Доктора Живаго».

В романе революция открылась мне с новой, очень важной сторо­ ны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Б. Пастернак показывает революцию и Гражданскую войну не из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве» и десятках других произведений. Это и не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне», «Хождении по мукам» и других. Повествование Пастернака — это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийствен­ную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с се­мьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.

Роман назван по фамилии главного героя, Юрия Андреевича Жи­ваго. Он сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Вос­питывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного... У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими». Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне. За­тем любимая работа. Живаго становится прекрасным врачом. Еще в университете у него проснулась любовь к поэзии и философии. Рож­дается сын, и кажется, что жизнь прекрасна. Но неотвратимо в эту идиллию врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Итак, мы видим, как творчески одаренный герой романа стре­мится к занятию своим делом и его взгляд становится, силою об­стоятельств, мерой и трагической оценкой событий века, а стихо­творения — поддержкой и подтверждением надежд и веры в долго­жданное просветление и освобождение.

Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого досто­инства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаров-ском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.

Живаго, как мне кажется, склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых дей­ствий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неиз­менно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к че­му, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.

22


Мне кажется, что именно эта убежденность и отличает «Докто­ра Живаго» от прозы, над которой Пастернак работал до войны.

Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война — преддверие событий еще более крова­вых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий».

Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит су­дьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Пялых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».

По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начи­нает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешав­шись, убивает всю семью, которую любил безмерно.

Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько дикой является идея переделать жизнь, поско­льку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активно­сти намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.

Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен.

Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым услови­ям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворни­ку. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличива­нию революции и власть предержащих*.

Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака, мне думается, прежде всего о высо­кой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страш­ных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибу­нала заставляет его расстаться с другой любовью — Ларой.

Описания любви Юрия и Ларисы — это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая.

Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоя­тельной форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным проявлениям — первейшая забота автора. Это про­является всего сильнее в речи главного героя. Он ценит чувство ме­ры и знает, к каким гибельным последствиям приводит насильст­венное вмешательство человека в природу и историю.

Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о про­шлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в

23


слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в ду­ховной жизни последующих поколений, приходилось серьезно ду­мать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долго­вечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стара­ясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое — издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».

Размышление и рассуждения о революции в романе доказыва­ют, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя- многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероят­но, она была неизбежна,'иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и ли­цемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями... это было неслыханно бе­зоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте толь­ко в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнан­ку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готово­го. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человече­скими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта си­ла — Бог.

Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове — одна из самых древ­них, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями по­вторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.

В русской литературе это положение приобрело новый животре­пещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский много­кратно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота.

«Я думаю, — говорит в романе Н. Н. Веденякин, — что если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, вы­сшею эмблемою человечества был бы цирковой укротитель с хлыс­том, а не жертвующий собой проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягатель­ность ее примера».

Роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творче­стве Бориса Пастернака.

Этим романом автор показывает нам, что один человек не имеет права ограничивать свободу другого, насильно навязывать некие

24


рамки поведения, идеологию, так как все мы созданы одним Твор­цом, а стало быть, имеем равные права на свободу.

Остается лишь надеяться, что нынешние перемены принесут как можно меньше бед нашей стране.

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку.

Б. Пастернак

Борис Пастернак — величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присужде­на Нобелевская премия по литературе «За выдающиеся достиже­ния в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

Роман «Доктор Живаго» занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного которому нет.

Этот роман — лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравни­ться.

Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное ко­личество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и револю­ция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.

Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем «Доктор Живаго» даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутст­вуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Па­стернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Как уже было сказано выше, я бы хотел остановиться на проб­леме интеллигенции и революции, ибо, как мне кажется, именно в ней наиболее полно раскрываются интереснейшие моменты рома­на.

В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.

«Какая великая хирургия! Взять и разом артистически выре­зать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор веко­вой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшарки­вались перед ней и приседали».

В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то на-

25


ционально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толсто­го... Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обя­зательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствую­щее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница.

«А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениа­льнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое».

Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а следовательно, выражают мысль самого Пастерна­ка. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и ре­ волюции: «...откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины...»

Революция — это и есть откровение («ахнутое», данное», и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точ­ки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нель­зя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы без­вольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революци­онных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в «Двенадцати», основным образом — символом революци­онной стихии — является метель. Не просто ветер и вихрь, а имен­но метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим хо­лодом как бы из межзвездного пространства.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!