Хидэёси Тоётоми. Указ о создании пятидворок и десятидворок и об их круговой поруке ( 23 апреля 1597 г.)



Эпоха Момояма отмечена значительными переменами в мире японского меча. Во многом это было связано с личностью самого Тоётоми Хидэёси. Будучи выходцем из безродной крестьянской семьи, он относился к крестьянам очень недружелюбно. Еще в эпоху сэнгокудзидай доведенные до нищеты крестьяне повсеместно начинали восстания, к которым примыкали многочисленные разорившиеся самураи (кокудзины), самураи, потерявшие господина (ронины)[1], и городская беднота. Эти несчастные объединялись в крупные боевые отряды, нападали на замки, монастыри, целые города и однажды — на императорский дворец в Киото. Беспрецедентным можно считать случай, когда крестьяне изгнали за пределы провинции своего даймё и установили на несколько лет крестьянское самоуправление. Только объединенные усилия нескольких феодалов сломили эту мощь.

Поэтому период Момояма, как и период Муромати, характеризовался наличием у населения большого количества оружия, и Тоётоми Хидэёси издал указ.

1. О бандитах с больших дорог, ворах и грабителях. Различные услужающие (хоконин) и самураи, объединившись по 5 человек, а остальное низшее население – по 10 человек, должны составить [письменное] круговое поручительство с приложением личных печатей в том, что они не допустят преступных действий.

2. Все самураи, объединившись по 5 человек, а остальное низшее население – по 10 человек, составляют свои общины (куми).

3. О лицах, исключаемых из общины. У таких людей отрубается мизинец, и они изгоняются из общины.

4. О членах общины, совершивших преступление. Если о них заявлено самой общиной, то это считается согласием ее на покарание преступников.

5. Если же сообщено со стороны (т.е. другой куми), то каждый из преступной шайки должен заплатить по 2 май золотом, а главарь должен дать компенсацию жалобщику.

6. Впредь самураям и низшему населению, поименованным в настоящем указе, запрещается переходить к другому хозяину, за исключением тех случаев, когда это будет сделано с согласия законного хозяина.

7. Нельзя карать преступника среди ночи, нарушая спокойствие. Надлежит обо всем известить бугё данного района и до получения от него приказаний никаких действий не предпринимать. Родственники [потерпевшего] обязаны немедленно представить письменное заявление [властям с изложением всех обстоятельств дела]. Все вышеуказанное подлежит строжайшему выполнению.

7 день 3 луны 2 года Кэйтё [23 апреля 1597 г.]

Крестьянское петиционное движение в

Японии во второй половине XVII - начале

XVIII вв. – М., 1960. С. 168-169.

Принципы начисления и взимания подати, установленные Хидэёси (1598 г.)

Особое внимание Хидэёси уделял аграрной политике, сутью которой было прикрепление крестьян к земле и укрепление феодальной структуры («вторичное закрепощение крестьян»). На завоеванных территориях осуществлялся обмер земель: они были отнесены к категории «прямо контролируемых владений» – Осака, Киото, Нара, Оминато и связанные с внешней торговлей города Хаката и Нагасаки. Хидэёси впервые в масштабе всей страны провёл перепись (кэнти). Крестьяне были подразделены на две группы: податные «основные крестьяне» (хомбякусё), к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и менее состоятельных с целью увеличения численности податного населения, и безземельные крестьяне, которые находились «вне переписи» (тё хадзурэ) и не были привязаны к земле; им разрешалось передвижение. Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии развитых вассальных отношений (сюдзю канкэй).

Одной из важнейших реформ Хидэёси, стал указ 1568 г. о прикреплении крестьян к земле и норме подати; согласно указу, крестьянин имел право не более чем на 1/3 урожая, а сеньор – не менее чем на 2/3.

1. Измерительный шест устанавливается длиною в 6 сяку 3 сун. Один тан равен прямоугольнику со стороной 5 и 60 кэн, или 300 бу.

2. Все поливные и богарные поля, а также другие пахотные земли разделяются по качеству на высшие, средние и низшие, соответственно с чем устанавливается подать.

3. Устанавливается надбавка к подати (кутимай) в 3 меры. Дополнительные сборы отменяются.

4. Подать должна измеряться мерой кёмасу. Эта же мера должна употребляться при всякой купле-продаже зерна.

5. Крестьяне обязаны доставлять за свей счет податной рис в радиусе 5 ри. Перевозка на более далекие расстояния должна осуществляться дайканами и держателями ленов.

18 день 7 луны 3 года Кэйтё [19 августа 1598 г.]


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!