ТЕМА: ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ДЕРЕВНИ (1691-1738 ГГ.)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

САДЧЕНКО В.Н., БЕСЛЕНЕЕВ М.С.

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

(хрестоматия)

Учебное пособие

СТАВРОПОЛЬ-2013


ББК 63.3(0)63

С-12

УДК 94(5)075.8

Печатается по решению редакционно-издательского

Совета Ставропольского государственного

Педагогического института

Садченко В.Н., Бесленеев М.С. Новая история стран Азии и Африки (хрестоматия): учебное пособие. – Ставрополь, 2013. – 350 с.

 

Данное учебное пособие является хрестоматией, которая включает по преимуществу документы по социально-экономической, политической истории стран Азии и Африки в период Нового времени. Особенностью этой хрестоматии по сравнению с подобными учебными изданиями советского периода является то, что привлечены памятники, позволяюшие нам проседить такие аспекты, как собенности культуры и бытовой повседневности.

Методические комментарии, предваряющие отдельные темы или документы хрестоматии, имеют целью облегчить для студентов анализ содержания текстов. Материалы и документы, содержащиеся в хрестоматии, позволят изучить различные аспекты истории таких стран как Индия, Иран, Китай, Османская империя, Япония в период нового времени. 

Документы данной хрестоматии могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, научных статей. Учебное пособие составлено с учетом опыта преподавания дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Африки» на историко-филологическом факультете Ставропольского государственного педагогического института.

Издание может быть использовано в учебном процессе преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений, учителями школ и рекомендовано студентам очной и заочной форм обучения гуманитарных факультетов.

 

Рецензенты:

Крючков И. В., д. ист. н., профессор, декан факультета истории, философии и искусств, зав. кафедрой археологии и всеобщей истории Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», заведующий МПНИЛ «Интеллектуальная история» СКФУ и ИВИ РАН

 

Магаяева П.И., канд. ист. н., доцент кафедры всеобщей истории Карачаево-Черкесского государственного университета

 

 

© В.Н. Садченко, М.С. Бесленеев, 2013.

© МГПУ, 2013

 


C ОДЕРЖАНИЕ страницы
ВВЕДЕНИЕ 4
Япония 7
ТЕМА: История японской деревни 7
ТЕМА: Внешняя политика Японии в период Нового времени 31
ТЕМА: Буржуазные реформы японского правительства после свержения феодального режима Токугавского сёгуната 38
Цинская империя 44
ТЕМА: Политическое, экономическое, социальное устройство Цинской империи 44
ТЕМА: Тайпинское восстание 55
ТЕМА: Восстание ихэтуаней 64
ТЕМА: Синьхайская революция 83
ТЕМА: Внешняя политика Цинской империи 105
Османская империя 134
ТЕМА: Административное, социально-экономическое и политическое развитие Османской империи 134
ТЕМА: Реформы в Османской империи в XIX веке 144
ТЕМА: Младотурецкая революция 1908-1909 гг. 156
ТЕМА: Внешняя политика Османской империи 175
Индия 205
ТЕМА: Захваты и завоевания в Индии Ост-Индской компании 205
ТЕМА: Сипайское восстание в Индии 213
ТЕМА: Индия во второй половине XIX века 222
Иран 229
ТЕМА: Социально-экономическое и социально-политическое развитие Ирана 229
ТЕМА: Бабидское восстание в Иране 274
ТЕМА: Внешнеполитические связи Ирана 278
ТЕМА: Иранская буржуазная революция 1905-1911 гг. 297
Южная Африка 327
ТЕМА: Англо-бурская война 1899-1902 гг. 328

ВВЕДЕНИЕ

 

Новая история стран Азии и Африки представляет собой объемную дисциплину как в пространственном (огромный регион, включающий десятки стран, существовавших ранее и существующих на современной политической карте), так и в хронологическом, потому что в рамках этой дисциплины проводится изучение истории стран Востока на протяжении трех с половиной столетий (время встреч европейской и восточной цивилизаций (XVI век) до окончания первой мировой войны). При этом надо отметить, что существуют более мелкие этапы в новой истории – это XVI-XVII века – ранний колониализм, середина XVII века – 70-е годы XIX века – мануфактурный и промышленный этап, а затем – с 70-х годов до конца первой мировой войны, то есть этап монополистического капитала.

Новая история стран Азии и Африки является продолжением исторического развития восточного мира в эпоху средневековья, осуществляющегося в нарастающих контактах со странами Западной Европы, США, Российской империей. Однако следует помнить об особенностях цивилизационного и социокультурного плана, наложивших отпечаток на ход восточной истории в новое время. Это, прежде всего – сильное воздействие природно-климатических, демографических процессов, обусловивших определенный циклизм в развитии афро-азиатских обществ. Данные обстоятельства привели к сохранению в новое время сильного государственного начала (особенно в китайской истории, частично в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частнособственнического сектора экономики. Последний, не имевший официально-правовых гарантий для своего нормального существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо только он мог гарантировать защиту от местных властей, а также от социальных потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и социальная структура. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией, сохраняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностранные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до прихода европейцев), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической системы. Устойчивым оставалось и влияние религии, служившей важным элементом социально-политической жизни Азии и Африки.

Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока сохранились различия в уровне общественно-экономического развития к середине XVII в. В Цинской, Османской империях, Японии феодализм достиг стадии зрелости, в арабских странах сохранилось сильное воздейсвие дофеодальных структур, в Тропической и Южной Африке дофеодальные отношения преобладали. Но в целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX в. Контакты с Западом, систе­матически осуществлявшиеся с эпохи Великих географических открытий, ограничивались торговлей, «точечной колонизацией» и военно-полити­ческими соглашениями или столкновениями. Хотя следует отметить, что в международных делах постепенно набирал силу «восточный вопрос» с участием Османской империи.

Приблизительное равновесие в экономических и политических пара­метрах в развитии Востока и Запада было нарушено по мере энергичного развития капитализма, промышленного переворота и утверждения в колониальных делах новых стран – Англии и Франции, с успехом вытеснивших «традиционные» колониальные державы – Испанию, Португалию, Голландию. Иначе говоря, мировое развитие стали определять не восточные «мир-империи» (И. Валлерстайн), а западные «мир-экономики» с формирующимся индустриальным обществом в основе. Афро-азиатский мир втягивается в устойчивые мирохозяйственные связи (неэквивалентный обмен, вывоз товаров и т.п.), громадные территории (Индия и др.) управляются западными странами «косвенным» или «прямым» методом, открываются для мирового капитализма Цинская империя, Япония, усиливается борьба ведущих держав за Османскую империю, Персию, сфера колониальной экспансии охватывает прибрежные районы Африканского континента. С середины XIX до начала ХХ в. Восток окончательно превращается в часть мирового капиталистического хозяйства (МКХ), формируется модель «западный центр – восточная периферия». Страны Азии и Африки втягиваются в этот процесс неравномерно (наиболее быстро – прибрежные районы Дальнего Востока, территории Ближнего Востока и Северной Африки).

С середины XIX в. можно говорить об одном важном и противоречивом результате колониального синтеза – начале собственно новой истории стран Востока, с точки зрения формирования основ капиталистического общества (Япония, ряд районов Китая, Индии, арабского мира, Османской империи). В странах афро-азиатского мира (за исключением «вторичной», японской) развиваются под мощным воздействием западного колониализма основы «третьего эшелона» мирового развития. Его чертами являются: значительная роль внешнего импульса в лице индустриальных держав Европы и США, неорганичность капиталистической эволюции, сосуществование добуржуазных и капиталистических структур, экономические диспропорции, жесткая «сырьевая» привязанность к МКХ, а также громадный разрыв в уровнях развития между «центрами-метрополиями» и отсталой восточной «периферией». Следует отметить и диспропорции социально-экономического развития внутреннего порядка: неравномерность роста определенных районов, сосуществование наряду с элементами капиталистического хозяйства архаичных феодальных и патриархальных структур. Быстрее начиналась модернизация тех стран Востока, которые были раньше втянуты в капиталистические мирохозяйственные связи (приморские районы Китая, Османской империи, Индия, Египет и др.). Однако колониальное и полуколониальное положение стран Азии и Африки постепенно выявляло пределы роста новых явлений (технико-технологическая отсталость, протекционизм великих держав, неравноправное политико-юридическое положение в международных политических и экономических отношениях).

Изменяется и социально-классовая структура, связанная с формированием национальной буржуазии и рабочего класса на Востоке, перемещением центра новых явлений в городскую среду, увеличением роли национальной интеллигенции, представленной в основном выходцами из традиционных слоев, но выражающих объективно буржуазные националистические идеи.

В изучаемый период происходят процессы становления наиболее крупных наций – ханьцев, бенгальцев, персов, турок, арабов Ближнего Востока и Северной Африки. Несмотря на наличие сильных религиозных, этнических различий, кланово-корпоративных связей, постепенно преобладающими становятся тенденции консолидации крупнейших этносов Востока, что, прежде всего, объясняется необходимостью решения главной задачи, в которой было заинтересовано большинство населения Азии и Африки, – достижения национальной независимости как первого шага к созданию политически независимой государственности. Формы антиколониального движения были самыми разнообразными – в зависимости от уровня развития территорий Востока. Они включали самые разные проявления – от «феодального национализма» и использования религии, буржуазно-просветительских идей и попыток создания первых национальных общественно-политических организаций до революций эпохи «пробуждения Азии». Но везде национально-освободительные тенденции доминировали над социальными, заставляя страны-метрополии корректировать свою политику на Востоке, вплоть до уступок части местной национальной элиты.

Резюмируя, отметим: новая история Востока – эпоха систематического взаимодействия западного и афро-азиатского миров на основе колониального синтеза, превращения Востока в часть МКХ, формирования на Востоке многоукладного общества и модернизации, роста буржуазно-национального движения, борьбы за создание условий для национально суверенного варианта развития.


ЯПОНИЯ

ТЕМА: ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ ДЕРЕВНИ (1691-1738 ГГ.)


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!