Приемы убедительного изложения оценочной информации.



У рецензии существует два типа аудитории: 

1. Аудитория, читающая рецензию до знакомства с рецензируемым произведением. Это массовая аудитория, которой важно знать, что ей предлагают издательство, театр, кинопрокат и пр. В этом случае рецензия играет роль анонса, ориентира в ситуации выбора: что почитать, посмотреть, послушать?

2. Аудитория, читающая рецензию и до и после знакомства с произведением. Это относительно узкая аудитория специалистов и людей, интересующихся проблемами искусства. Для них важно выработать свою точку зрения, для чего необходимо знать оценки других компетентных людей.

Рецензент, ориентирующийся на широкую аудиторию, рассчитывает прежде всего на ее доверие. Адресуясь к специальной аудитории, пишущий обязан учитывать ее критичность. Журналистская практика выработала ряд приемов, способствующих убедительности оценочного суждения:

1. Подтверждение истинности оценки с помощью текста:

а) цитирование. Цитаты нужно подбирать тщательно, т.к. читатель должен иметь возможность "вычитать" в цитате нужный рецензенту смысл.

б) пересказ текста, рассказ о содержании - возможен в рецензиях на литературное произведение, незаменим в рецензиях на произведения других видов искусства - живописи, музыки, кино, театра. Пересказ может переплетаться с аналитическими элементами.

в) сочетание цитирования и пересказа. Объединение приемов позволяет избежать ограничений, связанным с каждым из них. Цитирование не способно передать весь сюжет, характеристики, описания, рассуждения автора. Пересказ не дает полного представления о стиле писателя. Но пересказ позволяет дать сжатое, относительно законченное в смысловом отношении представление об основных линиях сюжета, а цитирование знакомит читателя с живым текстом исследуемого произведения, дает возможность почувствовать образный колорит изложения. Сочетание этих приемов особенно уместно при рецензировании больших по объему литературных произведений.

2. Подтверждение истинности оценки с помощью "внетекстовых" приемов.

а) обращение к суждениям авторитетных для аудитории людей. Обращение к авторитету может принимать форму апелляции к истории, к отысканию параллелей во времени.

б) описание реакции читателя, зрителя, слушателя рецензируемого произведения. Совпадение оценочного суждения рецензента с реакцией читателей, зрителей или слушателей должно служить повышению степени убедительности изложения.

в) "плюрализм мнений". Приводя антитезис и опровергая его, автор тем самым косвенно доказывает свое суждение. Можно вводить в рецензию не два, а несколько не совпадающих друг с другом мнений. Таким образом одновременно снимается вопрос о предвзятости оценок рецензента, о попытке навязать их читателю.

Виды рецензий на литературное произведение:

1. Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем.

2. Рецензия-эссе - это в большей степени размышление автора лирического характера по поводу произведения, нежели его истолкование.

3. Развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, иллюстрации и одновременно дается оценка произведению.

4. Рецензия-обозрение (обзор), рассматривающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. 

Что необходимо отметить в рецензии на литературное произведение:

* краткие библиографические сведения о книге;

* смысл названия книги;

* личные впечатления от прочитанного;

* особенности сюжета и композиции;

* актуальность проблематики;

* язык и стиль произведения;

* мастерство автора книги в изображении характеров героев;

* основную мысль рецензии.

Задание:

В данной рецензии найдите признаковые характеристики жанра. Определите, удалось ли автору донести исчерпывающую информацию о данном произведении искусства, выразить и аргументировать свою оценку, заинтересовать читателя, привлечь его внимание к данному спектаклю. Обратите внимание на использование языковых средств, в частности, на фразеологизмы, сравнения, стилистически окрашенную лексику.

Старый, добрый "Ревизор"

"Если смеяться, так уж лучше смеяться


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!