Языковые средства публицистического стиля.



Поморский государственный университет

Имени М.В.Ломоносова

А.В.Петров

Т.В.Петрова

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ -

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Методические рекомендации

Для абитуриентов отделения журналистики

 

Архангельск

Издательство Поморского государственного

Университета имени М.В.Ломоносова

1999


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Поморского государственного

университета имени М.В.Ломоносова

 

Авторы: Петров А.В., кандидат филологических наук,

              старший преподаватель кафедры истории русского языка и                 диалектологии;

              Петрова Т.В., кандидат филологических наук,

              доцент кафедры русского языка.

 

 

Рецензенты:   Климова Л.И., кандидат филологических наук,

                        доцент кафедры русского языка;

                        Липницкая Е.А., член Союза журналистов России,

                        преподаватель отделения журналистики;

                        Плешкова Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент             кафедры истории русского языка и диалектологии.

                            

 

 

     Данные методические рекомендации предназначены для абитуриентов отделения журналистики факультета филологии и журналистики ПГУ имени М.В.Ломоносова и призваны помочь в подготовке к творческой работе публицистического характера.

 

 

© Издательство Поморского государственного

 университета имени М.В.Ломоносова, 1999

ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

     Журналистика - творческая профессия, поэтому наличие творческих способностей у абитуриентов, избравших данную специальность, - обязательное условие. Как у будущих музыкантов прежде всего проверяется наличие элементарного музыкального слуха, а у абитуриентов театрального вуза - способность к игре на сцене, так и для избравших специальность журналиста первое и главное вступительное испытание - творческая работа публицистического характера, которая призвана выявить творческий потенциал будущих "королей и королев пера", их умение владеть словом, выразительными средствами родного языка.

     Творческое задание предполагает владение абитуриентами знаниями в рамках школьной программы о стилистике русского языка и об особенностях и жанрах публицистического стиля, в частности, а также умением использовать изобразительно-выразительные средства языка.

     В 1998 году в качестве вступительного испытания для вновь открытого отделения журналистики предлагались следующие задания для творческой работы:

     1. Напишите "репортаж" с места события:

· Бал в доме Фамусова (А.С.Грибоедов "Горе от ума");

· Дуэль Печорина и Грушницкого (М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени");

· Сеанс черной магии в театре-варьете (М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита").

     2. Раскройте смысл образов и метафор данного фрагмента стихотворения Игоря Северянина и напишите сочинение-рассуждение по этому поводу: "Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! Могущественные слова! И не от них ли на опушке нам распускается листва?"

     3. Напишите сочинение в одном из публицистических жанров (очерк, эссе, статья, репортаж и пр.) на тему "Кто он, герой нашего времени?", дайте свой подзаголовок.

     4. Напишите рецензию на спектакль или фильм, созданный по произведениям русской классической литературы.

     По такой же схеме строятся творческие задания и в 1999 году, в данной брошюре вы найдете советы и рекомендации по выполнению подобных заданий.

     На экзамене абитуриенту необходимо выполнить одно из предложенных заданий, продолжительность работы - 4 астрономических часа, форма творческой работы - свободная. Не разрешается пользоваться текстами художественных произведений, критической литературой, пособиями, справочниками и словарями. Отсчет времени начинается с момента вскрытия конверта с заданием, по истечении установленного срока работы абитуриентов должны быть сданы вне зависимости от степени их завершенности.

     Абитуриенту предлагаются четыре проштампованных двойных листа (два из них можно использовать для черновика). Абитуриент обязан сдать по окончании экзамена столько же листов, сколько ему было выдано. При необходимости экзаменатор может выдать дополнительные листы, сделав пометку на титульном листе.

     Во время написания творческой работы не разрешается выход из аудитории, в крайнем случае экзаменатор может принять решение отпустить того или иного абитуриента по истечении второго часа экзамена.

     Если абитуриент будет уличен в списывании, в использовании шпаргалки, он удаляется с экзамена с неудовлетворительной оценкой.

     Критерии оценки творческой работы:

     Для данного вида вступительных испытаний предусмотрена десятибалльная система оценок, которая представляет собой сумму баллов, полученных абитуриентом за содержание и за грамотность написания работы. Если хотя бы одна из оценок - неудовлетворительная, общая оценка творческой работы будет неудовлетворительной. Следовательно, минимальное количество баллов, которое может быть признано удовлетворительным, - "шесть", при наличии двух "троек" (за содержание работы и за грамотность ее написания).

     Оценка за содержание работы:

     Оценка "пять" выставляется за работу, яркую и выразительную по форме, стройную по композиции, логичную и последовательную в изложении мысли; отличающуюся глубиной и содержательностью, полностью соответствующую предложенному заданию; написанную правильным литературным языком и стилистически соответствующую содержанию; свидетельствующую о хорошем знании абитуриентом особенностей публицистического стиля и об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы, обобщения. Допускаются: незначительная неточность в содержании, 1-2 речевые ошибки.

     Оценка “четыре” ставится за работу, достаточно полно и убедительно раскрывающую тему, обнаруживающую хорошее знание литературного материала и других источников по теме и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичную и последовательную в изложении содержания, яркую и выразительную по форме; написанную правильным литературным языком; стилистически соответствующую содержанию. В целом в работе допускается не более 2-3 неточностей в содержании и не более 3-4 речевых ошибок, незначительное отклонение от темы

     Оценка "три" ставится за работу, в которой в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос задания, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения, материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; в работе имеются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых ошибок.

     Оценка "два" ставится за работу, которая не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании материала, состоит из путаного изложения отдельных мыслей без выводов и обобщений; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, в целом в работе допущено 7 недочетов в содержании, в том числе в последовательности изложения мысли, и более 5 речевых ошибок.

     Оценка за грамотность:

     Оценка "пять" - допускаются 1 негрубая орфографическая ошибка или 1 негрубая пунктуационная ошибка, 1 грамматическая ошибка.

     Оценка "четыре" - допускаются 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

     Оценка "три" - допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

     Оценка "два" - наличие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок за пределами нормы для оценки "три".

     При проверке творческой работы исправляются, но не учитываются: описки, ошибки в переносе слов, ошибки на правила, которые не включены в школьную программу. За исправления в тексте оценка не снижается. Экзаменаторы учитывают:

· степень грубости ошибки (негрубые ошибки считаются за пол-ошибки);

· однотипность ошибок (первые три однотипные, то есть на одно правило, ошибки считаются за одну, каждая последующая - как самостоятельная);

· повторяемость ошибок (повторяющиеся ошибки вне зависимости от их количества считаются за одну).

К негрубым относятся ошибки:

1) в написаниях, регулируемых исключениями из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании Ы и И после приставок;

6) в случаях трудного различения НЕ и НИ;

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в случаях нарушения последовательности сочетающихся знаков препинания.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

 

     В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями, поскольку выделяются они на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие стили: научный, официально-деловой, литературно-художественный, публицистический и разговорный.

     Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: общественно-политических, идеологических, экономических, культурных. Назначение публицистического стиля - поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, затрагивать вопросы широкой тематики, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Цель публицистического стиля - оказывать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, побуждать к деятельности различного характера, формировать общественное мнение по злободневным вопросам современности.

     Особенности публицистического стиля:

· актуальность содержания, многоплановость, открытость темы, доходчивость изложения;

· острота и яркость изложения, экспрессивность, нередко призывность;

· авторская страстность, повышенная и открытая эмоциональность;

· открытая оценочность (в языке выражающаяся в высказываниях типа "Я считаю", "Я думаю", "Мне представляется" и др.), вполне определенно выраженное в тексте отношение автора к изображаемому;

· активное использование изобразительно-выразительных средств языка;

· вовлечение в обсуждение второго лица (читателя), собирательность, выражающаяся в авторском "мы" (когда мнение выражается от имени более или менее широкого круга лиц, чьи интересы представляет автор, это создает впечатление значительности высказывания);

· публицистический стиль вбирает в себя черты и языковые средства других функциональных стилей. 

Языковые средства публицистического стиля.

     Основную часть языкового материала в любом функциональном стиле составляют общеязыковые, межстилевые средства, но ядро каждого из них образуют присущие только ему особые языковые средства, создающие своего рода микросистему с одинаковой стилистической окраской, с едиными нормами употребления.

     Лексика и фразеология публицистического стиля отличаются разнообразием и зависят от тематики и жанра. Здесь и общелитературные слова, и общественно-политическая лексика, и экспрессивно окрашенные слова, и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта). Переосмысливаясь, они могут приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, театр военных действий, маневры дипломатии. Многие слова имеют окраску высокого стиля.

     Широко распространены в публицистическом стиле различные речевые стереотипы (стандарты, клише). Из-за частой повторяемости речевые клише нередко превращаются в штампы, теряя свою образность.

     Синтаксис публицистических произведений в основном книжный, с упорядоченным строем предложения, с развернутыми синтаксическими конструкциями, однако, не слишком усложненными. Для синтаксиса публицистического стиля характерно использование вопросно-ответных реплик, риторических вопросов, средств поэтического синтаксиса (антитезы, инверсии, параллелизма конструкций), а также расчлененность высказываний. Велико воздействие разговорного синтаксиса на синтаксис публицистики (неполные предложения, назывные предложения, присоединительные конструкции, разрыв предложений).

     Многие публицистические жанры характеризуются свободным использованием всех ресурсов национального языка, включая его изобразительно-выразительные средства.

     Задание:

     В данном фрагменте из книги Максима Горького "Несвоевременные мысли" найдите и охарактеризуйте основные черты публицистического стиля, обратите особое внимание на способы воздействия на читателя, на образность речи. Какую роль играет авторская пунктуация? Каким образом выражается авторское отношение к сообщаемому?

О том, что Русь стоит на краю гибели, мы начали кричать - с тоскою, страхом и гневом, - три года тому назад, но - уже задолго до этого мы говорили о неизбежной гибели родины шепотом, вполголоса, языком, искаженным пытками монархической цензуры. Три года мы непрерывно переживаем катастрофу, все громче звучат крики о гибели России, все грознее слагаются для нее внешние условия ее государственного бытия, все более - как будто - очевиден ее внутренний развал и, казалось бы, ей давно уже пора рухнуть в пропасть политического уничтожения. Однако до сегодня она все еще не рухнула - не умрет и завтра, если мы не захотим этого. Надо только помнить, что все отвратительное, как и все прекрасное, творится нами, надо зажечь в себе все еще незнакомое нам сознание личной ответственности за судьбу страны.

  ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ

ЖАНРОВ

 

Основные жанры публицистики: хроникальная заметка, репортаж, интервью, путевая зарисовка, отчет, корреспонденция - преследуют в первую очередь информативные цели и по приемам подачи материала сближаются с деловой речью; проблемная статья - совмещает в себе черты научного и публицистического стилей; очерк, памфлет, фельетон, эссе - являются своего рода "гибридами", совмещая в себе черты публицистического и литературно-художественного стилей; рецензия - связана с открытой оценочностью.

 

Хроникальная заметка

В ней обычно дается лаконичное, почти протокольное сообщение о каком-либо факте без комментариев к нему, перечисляются какие-либо события, но не представлено их описание или объяснение. Отсюда - сжатость изложения, использование слов только в номинативном значении, отсутствие индивидуально-авторского стиля. В синтаксисе - преобладание простых предложений.

Особо выделяется заметка информативно-аналитического характера, которая не только информирует читателя о каком-либо факте современной жизни, но и обязательно оценивает, комментирует его, поэтому в ней объективная информация сочетается с эмоциональностью, экспрессией и требует как стандартных, так и экспрессивных языковых средств: открытое авторское "я": я согласен, на мой взгляд, мне кажется; риторические вопросы, обращения, восклицания и пр.

Интервью

В основе - диалог между журналистом и информированным лицом, цель которого - выяснить мнение одной стороны и довести его до сведения читателей. Современное проблемное интервью - это обычно текст большого объема. Журналист не может предусмотреть ход общения настолько, чтобы определить, к какой главной мысли (главному тезису) сведется текст, интервьюируемый тоже не может выдвинуть и защитить один тезис, т.к. зависит от вопросов журналиста, поэтому целостность интервью определяется прежде всего тематическим единством, а главная мысль должна быть либо достаточно широкой, обобщающей, чтобы охватить весь разнообразный материал, либо сложной, многопризнаковой. Смысловой центр интервью обычно подчеркивается с помощью заголовка, подзаголовка, членения на главки.

Между общающимися в интервью могут устанавливаться отношения партнерства либо отношения спора, резкой полемики. В первом случае журналист совместно с героем интервью обсуждает какую-нибудь проблему, накапливает информацию для передачи ее читателям. Во втором случае, не ограничиваясь собиранием информации, он обостряет беседу, задает резкие вопросы, приводит контраргументы, чтобы защитить свою позицию, отличающуюся от позиции интервьюируемого.

Очерк

Очерк - прозаический документальный жанр (а также - жанр художественной прозы), который посвящается чаще всего современной жизни, фактам и людям, в то же время сохраняет особенности образного отражения жизни и в этом смысле приближается к рассказу. В отличие от рассказа, в очерке люди и положения не вымышленные, вывод оголен, дан читателю непосредственно.

 Очеркиста отличает умение вывести мысль из факта, поднять ее над фактом. Эта мысль должна быть весомой, ясной, яркой, подсказывающей читателю определенное направление. Образы и картины очерка конкретны, документальны, но мысль и весь логический аппарат очерка - обобщающи, устремлены к практическому выводу, рассчитаны на широкое поле действия.

Разновидности очерка: портретный, путевой, бытовой, зарубежный, военный, нравоописательный или нравоучительный, научно-художественный. Важнейшая задача очерка - анализ средствами художественной литературы различных пластов современного общества, изображение характеров, конфликтов, проблем современности. Очерк стоит на грани рассказа и исследования. Очеркист подчеркивает типичное в индивидуальном.

Памфлет

Памфлет - произведение обличительного характера, преимущественно остро сатирическое. Памфлету свойственны злободневность и документальность, в нем высмеиваются пороки современной политической, общественной, культурной жизни: политический строй в целом, общественное явление, программа и деятельность той или иной партии, группы и т.д. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используются ирония, сарказм. Типизация, обобщение в памфлете сочетается с документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла. В памфлете используются такие сатирические средства обобщения и оценки, как авторская ирония, гиперболизация, заострение факта, специфическое словоупотребление.

Фельетон

Фельетон соединяет в себе злободневность, насыщенную образность, документальность, высокий эмоциональный накал, преимущественно сатирическую направленность. Фельетон находится на границе художественной литературы с ее широтой обобщений и публицистики с ее конкретным адресом и непосредственностью воздействия, поэтому он характеризуется разнообразием стилевых манер. В фельетоне, как правило, отчетливо ощущаются личность фельетониста и его собственный взгляд на описываемые события. В фельетоне необходим комический эффект, для этого может быть использован парадокс - явление или высказывание, противоречащее, хотя бы внешне, "здравому смыслу". В фельетоне возможны прямое выражение отрицательной оценки с помощью различных средств создания комического эффекта и косвенное - как похвала отрицательному явлению, как сквозная ирония. Образ автора фельетона воплощается в том или ином типе повествователя, который может быть исследователем фактов, рассказчиком, участником событий и т.п., недоумевающим или убеждающим. Например: событийный фельетон, в котором используется прямая оценка, закадровый "убеждающий" повествователь; фельетон, совмещающий событийные и аналитические элементы с недоумевающим повествователем-исследователем.

Эссе

Эссе - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями автора. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение авторских впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Эссе бывает философским и литературно-критическим. Автор литературно-критического эссе не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчеркивая субъективность своего отношения. Поскольку эссе характеризуется свободной трактовкой какой-либо избранной проблемы, то автор эссе не заботится о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.п. Эссе, или статья-размышление, повествует о предмете только в той мере, в какой этот предмет произвел впечатление на автора (по определению "Британской энциклопедии").

Проблемная статья

В проблемной статье анализируется, насколько определенное явление, установившееся в обществе, соответствует требованиям времени, и, в случае его несоответствия, автор рекомендует пути изменения данного явления. Направленность проблемной статьи всегда позитивна, так как она доказывает необходимость замены старого явления более прогрессивным. Статья представляет собой логизированный текст, в основном рассуждение, в котором на большом фактическом материале анализируется какая-либо проблема. Если статья является размышлением по какому-либо поводу, то в ней используются особые слова и обороты, создающие интонацию размышления: думаю, подозреваю, в моем восприятии, мне все больше кажется, не знаю и т.п., которые подчеркивают сугубо личный характер суждений, побуждают к дискуссии. Особенности композиции проблемной статьи: в начале публикации сообщается главный тезис, потом идут четко подобранные аргументы, общая логическая стройность и продуманность статьи подчеркивается рубрикацией, нумерацией выводов-тезисов и примеров. Статья требует богатой аргументации, обширного фактического материала. Возможна контрастная подача материала, антитеза: аргумент со знаком "плюс" соседствует с аргументом со знаком "минус". В статье с элементами полемики текст усложняется за счет того, что в нем отражается концепция, с которой полемизирует автор, следовательно, в ней представлены не только авторские тезисы, но и антитезисы, не только аргументы, но и контраргументы.

Задание:

Напишите сочинения в различных публицистических жанрах с учетом их жанровых признаков на следующие темы:

"Вряд ли станет счастливым даже рай неземной, если будет он создан любою ценой" (Р.Рождественский).

"Новые русские" - надежда или несчастье России?

"И творчества реакция цепная стареть душой не даст нам никогда"    (Л.Татьяничева).

"Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет..." (А.К.Толстой).

 

 

"РЕПОРТАЖ" С МЕСТА СОБЫТИЯ

(на примере классических литературных произведений)

 

В качестве творческого задания абитуриентам отделения журналистики предлагается написать своеобразный "репортаж" о событиях, описанных в классических литературных произведениях, тем самым продемонстрировать свое знание и понимание текста, а также способность творчески подойти к анализу программного произведения.

Репортаж - жанр достаточно свободный и гибкий, главная его задача - наиболее полно и точно описать события, очевидцем или участником которых является автор. Для репортажа характерно настоящее время (действие как бы разворачивается на глазах у читателя). Эффект непосредственного присутствия, сиюминутности происходящего - главное условие хорошего репортажа. Перед читателями должна предстать зримая картина описываемого события, во всех деталях и подробностях, причем сообщаемые факты должны вызывать интерес у читающей публики, волновать ее.

Прежде чем писать "репортаж" с места события на основе текста классического произведения, нужно четко себе представить, от чьего имени может идти повествование, чтобы определить, с какого ракурса данные события будут описываться, и не просто представить - нужно как бы "залезть в шкуру" этого человека, "придумать" его взгляды, пристрастия, мотивы поведения, отношение к героям "репортажа".

Предположим, вы выбрали тему "Именины у Татьяны Лариной". Определим, какое событие может взволновать публику, подробности какого происшествия читателю интересно узнать? Вероятно, это обстоятельства ссоры между Онегиным и Ленским, которая привела к роковой развязке. Предположим, что читатели уже знают о результатах дуэли, они потрясены, теряются в догадках, хотят знать, что же произошло на самом деле. И вот тут один из очевидцев ссоры, а это может быть кто-то из многочисленных гостей Лариных, рассказывает о том, что он видел и слышал лично, о чем он догадывался или подозревал. Здесь необходимо не выходить из роли и писать лишь о том, о чем действительно может знать автор репортажа. Допустим, вряд ли нужно детально передавать душевное состояние Ленского или Онегина, а тем более их мысли, внутренние монологи, в то время как подробное описание их поступков и слов, как они воспринимаются со стороны, здесь вполне уместно. Возможны элементы интервью с героями, желателен высокий эмоциональный накал повествования, активное использование выразительных средств.

Такой вид работы предоставляет широкие возможности для проявления творческих способностей абитуриента, а также для проверки его знаний школьной программы по литературе.

Задание:

1. Прочитайте и проанализируйте фрагменты сочинений абитуриентов, написанных на тему "Сеанс черной магии в театре-варьете" (М.Булгаков "Мастер и Маргарита"). Удалось ли создать зримый образ автора "репортажа"? Оправдан ли выбор событий и способ их описания? Создается ли у вас эффект присутствия на сеансе черной магии?

Свидетелями грандиозного скандала оказались вчера вечером случайные прохожие возле театра-варьете. Милицейская трель, ревущий гогот толпы, дамские взвизги, пробки на дорогах... Но что же послужило причиной такого ажиотажа? И было чему подивиться! И тут и там неожиданно появлялись дамы в нижнем белье. Что это? Новая мода? Они настоль эмансипированны, что не побоялись выйти на улицу в таком виде? Нет, и еще раз нет! Они просто жертвы собственной доверчивости, легкомыслия, бездумной страсти к нарядам. Вся эта уличная нелепица проистекает из скандального представления, произошедшего вчера в театре-варьете. Да, надолго запомнится выступление заграничного мага с фамилией Воланд! Любезная публика, вы , вероятно, сгораете от нетерпения? Впрочем, все по порядку.

Театр-варьете никогда не славился новизной и оригинальностью своих программ. Долго и нудно тянулись два отделения. Зрители ерзали на креслах. Все ждали того, о чем было красным по зеленому написано в афише: "Сегодня и ежедневно в театре-варьете сверх программы ПРОФЕССОР ВОЛАНД. Сеансы черной магии с полным ее разоблачением".

И вот , наконец, поднялся занавес. Публика, затаив дыхание , замерла в оцепенении, но... на сцене появился пошлейший Жорж Бенгальский. Верный себе, он нес какую-то чушь, размахивая руками и пытаясь изобразить на лице некой подобие улыбки. Но публика не внимала ему, заинтригованно вглядываясь в глубь сцены, где уже появился маг со своим длинным помощником и поразительно огромным и жирным котом, который вышагивал на задних лапах, словно какой-нибудь французский денди. Первое чудо не заставило себя ждать - на сцене неизвестно как и откуда появилось кресло. Публика ахнула и тут же затихла, пораженная неожиданностью происходящего. <...>

Когда Фагот признался магу, что Бенгальский ему надоел, с галерки предложили оторвать ему голову. И что бы вы думали? Кот душераздирающе вскрикнул, вскочил на Бенгальского и в два поворота сорвал голову с плеч. Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один. Кровь фонтаном била из шеи! Безглавое тело в судорогах каталось по сцене! В зале послышались истерические женские крики, оторванная голова дико вопила - все смешалось в единый грохочущий рев... Да, есть чему ужаснуться! Это было, пожалуй, самое отвратительное зрелище в моей жизни!

"Ради бога, не мучьте его,"- взмолилась какая-то женщина, и тут же эхом отозвались другие зрители: "Простить! Простить!" Огромный котяра, аккуратно прицелившись, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место. А самое главное даже шрамов и следов крови не осталось!

А что началось потом!.. На сцене откуда ни возьмись появился шикарный магазин. В витринах ошеломленные зрители увидели моднейшие туфли! Шикарные платья! Горы сумочек!

Все тот же Фагот объявил: "Прошу без всякого стеснения заходите в наш магазин!" Публика волновалась, но идти никто не решался. Наконец, из десятого ряда партера встала какая-то брюнетка и решительно поднялась на сцену. Фагот закричал: "Браво!"- и вывалил перед ней целую груду туфель. А еще через минуту брюнетка вышла из-за кулис в умопомрачительном наряде. Что тут началось! Со всех сторон на сцену устремились женщины! <...>

2. Напишите "репортаж" о других событиях романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", например: "Суд Пилата", "Последние похождения Коровьева и Бегемота в Торгсине и Грибоедове", "Бал Воланда" и др.

 

  РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕЦЕНЗИИ

 

Рецензия - один из жанров критики, отклик на художественное произведение с целью его оценки и разбора.

Рецензия информирует читателя о новом (в данном случае о новом произведении искусства) и побуждает адресата к определенной деятельности (ознакомиться с этим произведением). Чтобы рецензия выполнила свое назначение, она должна донести до читателя оценку произведения. Эта оценка может быть преподнесена различными способами и обязательно должна быть обоснованной. Убедительность выраженной оценки - главное требование рецензии.

Некоторые рецензенты считают, что оценочное суждение о том или ином произведении может быть только субъективным. Но даже субъективное мнение необходимо обосновать. Кроме того, оценка не всегда субъективна. Если оцениваемый предмет способен удовлетворить потребность, с которой соотносит его рецензент, то он может получить положительную оценку, и эта оценка будет истинной. Если нет - истинной будет отрицательная оценка. Если же читатель и критик расходятся во мнениях, то, скорее всего, речь идет о разных потребностях, тех самых вкусах, о которых не спорят. Но иногда спорить необходимо. И одной из задач критики (реализуемой также и в рецензии) оказывается воспитание вкуса, выявление той потребности, которую должен удовлетворить оцениваемый предмет.

Любое произведение искусства, в том числе и литературное, многогранно. Это приводит к разнообразию оценок. Оценивая произведение как хорошее или плохое, рецензент может иметь в виду только отдельные стороны произведения. В этом случае необходимо четко сформулировать свой подход. Пишущий рецензию должен учитывать, что его мнение не обязано совпадать с мнением других критиков, иногда следует подчеркнуть различие взглядов, указав причину: разница в выборе оцениваемых сторон произведения, аспекта анализа, основания оценки и т.д.

На характер оценок влияет учет того, как воздействует рецензируемое произведение на аудиторию. Это воздействие трудно прогнозировать, но рецензент в своих оценках осознанно или неосознанно ориентируется на собственное представление о возможных последствиях того, какое воздействие рецензируемое произведение окажет на аудиторию, а оно может быть неоднозначным. Какой-нибудь роман может способствовать формированию прогрессивных политических идей и, одновременно, воспитанию дурного эстетического вкуса. Естественно, что учет только положительных или только отрицательных последствий восприятия произведения аудиторией приведет к односторонним оценкам и недостоверным выводам об общей значимости произведения.

Основания оценки - это то, с точки зрения чего производится оценивание, с чем соотносится предмет оценки. Основанием внешних оценок являются образцы, идеалы, стандарты, требования и др. Но сопоставление произведения искусства с образцом, стандартом или нормой исключено. Ни одно даже гениальное произведение не может служить образцом или меркой для другого, анализируемого. В качестве основания оценки критик, рецензент применяют прежде всего общие эстетические, нравственные, политические представления, критерии, позволяющие судить, насколько анализируемое произведение способствует развитию личности и общества в целом. Обоснованность оценок в рецензии во многом зависит от эрудиции, вкуса, вдумчивости и проницательности автора.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!