РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НАИЗУСТЬ, РАССКАЗЫВАНИЮ



 

Воспитание детей средствами художественной литературы включает в себя два связанных между собой процесса: слушание литературных произведений и воспроизведение некоторых небольших и несложных стихотворений, рассказов, сказок, т.е. чтение наизусть и пересказы самих детей. Связь между этими процессами выражается в том, что от уровня восприятия детей зависит качество воспроизведения ими литературных произведений (в источнике — курсив). <...>

Обучение детей выразительному чтению — сложный педагогический процесс. Предпосылки, обеспечивающие положительные результаты обучения, создаются уже в раннем возрасте, когда дети начинают учиться говорить, воспроизводить интонации речи взрослого.

Овладение речью с первых лет жизни ребенка тесно связано с художественным словом; при этом важную роль играют специфические особенности литературных произведений — ритмичное построение слов в стихах, наличие рифмы, образный язык.

Проведенные нами исследования показали, что воспроизведение текстов детьми от 1 до 2 лет связано с развитием у них способности внимательно, сосредоточенно слушать. Когда они овладевают ею в той или иной степени, начинает развиваться и процесс воспроизведения текста.

На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что по существу не имеет еще непосредственного отношения к тексту, это скорее эмоциональная реакция на получаемые при слушании впечатления.

Затем малыши начинают подражать крикам животных, о которых рассказывается в стихотворении. Наконец при слушании потешек, стихотворений дети пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, а в 2—2,5 года они способны повторить уже весь текст, состоящий из 3—4 строчек.

Так происходит процесс развития активной речи детей, и положительная роль художественных текстов выступает здесь с полной очевидностью.

Установлено также, что дети улавливают воспринимаемые слухом особенности художественного текста: ритмически проговаривают окончания стихотворных строк, воспроизводят ритм в движениях (покачивание корпуса, головы, постукивание рукой по столу и т.д.).

Дети в возрасте 1,5—2 лет способны воспроизвести и некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая им стихотворение или потешку, в частности элементы интонации: они повышают голос в конце воспроизводимой ими фразы («бай-бай» или «улетела, ай!»), протягивают или, наоборот, отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных (предположим, «му-у» или «ам, ам!»). Дети, еще не овладевшие в совершенстве речью, произносят неразборчивый комплекс звуков, соответствующий по интонации той или иной строчке текста, которая была им прочитана.

Положительное влияние художественных текстов сказывается и на развитии собственной речи ребенка: обогащается его словарь, развивается чувство ритма, формируется элементарное умение изменять голос (повышение и понижение голоса, протяжное и отрывистое произнесение звуков), являющееся основой для возникновения интонаций.

В то же время следует отметить, что элементы выразительности, наблюдаемые у детей при воспроизведении (частичном или полном) текстов стихотворений, носят неосознанный характер и возникают только в силу присущей этому возрасту способности к подражанию. Дети непроизвольно копируют взрослых без определенного сознательного намерения произнести слово или несколько слов выразительно, ритмично. Однако это ни в коей степени не снижает педагогической значимости приведенных выше утверждений о способности детей уже в раннем возрасте улавливать и воспроизводить элементы вы разительных средств. Эту способность необходимо формировать и совершенствовать в предела возрастных возможностей, так как это необходимое условие успешного обучения детей выразительному чтению литературных произведений. <...>

Согласно указаниям Программы воспитания в детском саду, следует проводить систематическое и последовательное обучение выразительному чтению детей от 3 до 7 лет.

При обучении дошкольников выразительному чтению ставятся определенные педагогические задачи. В данном случае требования к ним как к исполнителям ограничены и определяются возрастными возможностями детей (см. Программу воспитания в детском саду). Однако основой в работе с детьми служат положения искусства художественного чтения.

Дошкольная педагогика рассматривает, выразительное чтение детей как деятельность, которая способствует обогащению личности ребенка, особенно эмоциональной сферы его, содействует развитию его художественных способностей. Орудием этой деятельности является слово, речь, причем речь, обладающая специфическим качеством — выразительностью.

В результате исследований установлено, что речь дошкольников в большинстве случаев отличается эмоциональностью, выразительностью. Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

Эта особенность речи, свойственная маленьким детям, подмечена и высоко оценивается теоретиками и мастерами искусства художественного слова. Живость, непосредственность выразительной детской речи, правдивость интонаций они относят к тем качествам, которые предъявляются искусству профессиональных чтецов. <...>

Внимательное изучение выразительности детской речи открывает другую ее сторону — недостаточную осознанность, неустойчивость. Ярко выраженные интонации являются у детей непроизвольной реакцией на получаемые впечатления. Преднамеренной выразительности у маленьких детей не наблюдается. Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле. Появляется способность управлять своими чувствами: обнаруживать или, наоборот, тормозить выражение их в речи. У многих, особенно у застенчивых, робких детей, торможение преобладает, речь становится монотонной, однообразной; этот недостаток им приходится преодолевать в школьные годы. Поэтому очень важно учить дошкольников выразительной речи, чему в немалой степени способствует работа с ними над чтением наизусть и пересказом художественных текстов.

В разговорной речи дети выражают свои собственные мысли и чувства. При чтении наизусть и пересказе они должны уметь передать мысли и чувства автора произведения, свое эмоциональное отношение к тому, о чем в нем говорится. Для этого необходимо осмыслить содержание произведения, испытать чувства, переданные в нем, и выразить их, пользуясь существующими средствами: интонациями, паузами и пр. Следовательно, в деятельность ребенка включается элемент сознательности, преднамеренности. Способности, умения, которые он приобретает, обучаясь выразительно читать литературные произведения, помогают ему повысить качество и своей разговорной речи. <...>

Выразительное чтение — деятельность, тесно связанная с эмоциональным восприятием, анализом и оценкой произведения. <...> Содержание читаемого произведения и форма выразительного исполнения его образуют неразрывное единство. Слушатели воспринимают одновременно и заключенные в произведении мысли, идеи и эмоциональное отношение к ним исполнителя. Ведущим, определяющим в восприятии является содержание.

Если внимательно следить за интонацией чтения, можно выделить ее особенности, уловить происходящие в ней изменения, ее разнообразные оттенки. Интонация, наиболее острая форма речевого воздействия, — это звуковое явление.

Воспитатели нередко сосредоточивают внимание детей в первую очередь на том, каким голосом надо читать то или иное произведение, какими интонациями окрасить текст, как использовать темп и т.д. Однако, по мнению многих современных профессиональных чтецов-исполнителей, изучающих как практику, так и теорию вопроса, начинать следует вовсе не с того, как читать. Прежде всего нужно выяснить, что исполнитель должен передать слушателям, какие мысли и чувства выразить. А это достигается предварительной аналитической работой над. произведением, в результате которой рождаются убедительные, живые интонации, определяются и другие выразительные средства. Тогда исполнение будет правдивым, искренним, убедительным, между тем как предварительное определение тона, интонации создает искусственность чтения, направляет внимание только на внешнюю выразительность без органической связи ее с содержанием исполняемого произведения.

Это важное положение профессионального искусства художественного слова должно быть учтено при изучении и практической разработке вопросов воспитания детей дошкольного возраста средствами художественного слова.

Так, Е.А. Флерина в своих работах по художественному слову неоднократно указывала, что без предварительного освоения произведения нельзя обеспечить выразительность его исполнения. <...>

...Выразительное чтение требует некоторых специальных способностей, без которых эта деятельность не может успешно развиваться. К ним относится развитие у детей в процессе восприятия литературных произведений «поэтического слуха», т.е. восприимчивости к звучащему художественному слову в единстве его содержания и формы. В это понятие включается и способность улавливать особенности стихотворных произведений: ритм, рифму, способы организации слов (так называемые стихотворные строки).

Б.М.Теплов вкладывает в понятие «поэтический слух» также способность улавливать всевозможные оттенки интонаций чтеца.

Тот факт, что дошкольникам доступно только слушание литературных произведений, а не самостоятельное чтение про себя, является благоприятным условием для восприятия ими интонаций, темпа, пауз и других средств выразительного чтения. Для развития поэтического слуха не требуется, чтобы детей знакомили с законами стихосложения. Воспитатель, опираясь на присущую им еще в раннем детстве способность чувствовать ритм, различать интонации голоса, улавливать звуковую окраску слов, культивирует эту способность, расширяет сферу ее влияния и тем развивает у детей тонкость слуха.

Изучение опыта передовых воспитателей, практические наблюдения показывают, что в дошкольном возрасте дети при направляющем воздействии взрослых становятся способными различать стихи и прозу, улавливать разницу в их звучании. Отмечено также, что они проявляют интерес к художественным деталям, из которых складывается поэтическое произведение. Все это предпосылки для развития у детей начатков поэтического слуха.

Когда речь идет о поэтическом слухе, внимание направляется к внешним признакам художественного произведения: к его звучанию, эмоциональной окраске. Но содержание произведения не отступает при этом на второй план. Оно требует соответствующей ему формы и составляет неразрывное единство с нею. Если произведение доступно пониманию детей, они, как правило, воспринимают его содержание без особого труда. Способность чувствовать одновременно и красоту формы выражения содержания повышает уровень детского восприятия искусства.

На основе исследований можно утверждать, что такая способность развивается у детей в результате целенаправленного воспитания и наиболее заметно проявляется в старшем дошкольном возрасте. <...>

...Важное значение имеет способность живо, эмоционально откликаться на литературное произведение, т.е. испытывать переживания, настроения в соответствии с впечатлениями, получаемыми при слушании.

Дошкольный период детства характеризуется, как известно, повышенной эмоциональностью, и это благоприятствует обучению детей выразительному чтению. Важно, чтобы при общении с искусством слова дети были в состоянии искренне, непосредственно откликаться на описанные в произведении события, сочувствовать его героям, проникаться настроениями, переданными в нем. Многочисленные исследования подтверждают, что под влиянием подлинного искусства подобные эмоциональные состояния легко возникают у дошкольников. Глубина и направленность эмоций детей обусловлены их возрастными интересами и уже имеющимся у них жизненным опытом. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях: малыши сочувствуют зайке, которого девочка оставила под дождем; старшие дети радуются уже, когда добро торжествует над злом и несправедливостью, у них более богатый, чем у малышей, мир чувств и переживаний.

Сила эмоций детей зависит также от характера возникающих у них при слушании представлений. Чем ярче, убедительнее образы литературных произведений, тем сильнее проявляются чувства дошкольников. Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники, как правило, выражают открыто, непосредственно — мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).

Для успешного обучения выразительному чтению большое значение имеет способность сохранять живость эмоциональных впечатлений, умение выразить прочувствованное и пережитое.

Каждая из перечисленных выше способностей, взятая отдельно, еще не обеспечивает в достаточной степени успешности обучения выразительному чтению. Они выполняют свое назначение только в тесном взаимодействии между собой: восприимчивость к звучащей поэтической речи благоприятствует развитию эмоциональной отзывчивости, которая в свою очередь взаимодействует со способностью выражать вовне пережитое с помощью разнообразных средств.

Искусство художественного чтения выдвигает положение о необходимости овладения техникой исполнения (постановка дыхания, голоса, произношения). <...>

Начиная с младшего дошкольного возраста целесообразно формировать у детей навык произносить художественные тексты внятно, договаривать слова до конца, не искажая и не комкая трудных для произнесения звуков. Приобретаемые навыки, когда они становятся устойчивыми, положительно влияют и на разговорную речь.

Выяснилось, что в начальном периоде дошкольного детства особенно большое значение имеет полезная привычка читать стихи в несколько замедленном темпе, так как это дает детям возможность справиться с выговариванием трудных для произнесения звуков или сложных словосочетаний.

В среднем и тем более старшем возрасте дети уже вполне овладевают своим речевым аппаратом, что позволяет требовать от них при чтении художественных текстов наиболее удобного, естественного и соответствующего содержанию темпа. Внимание к темпу детского чтения наизусть, рассказывания помогает предупредить развитие таких часто наблюдающихся недостатков, как излишняя растянутость или, наоборот, скороговорка в речи.

У детей старшей группы расширяются возможности управлять своим голосом: они научаются сознательно регулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту.

Умение пользоваться голосом, изменять по мере надобности его звучание придает ему гибкость, подвижность.

Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию. <...>

Основная задача — научить детей осмысленному чтению наизусть, рассказыванию с полным пониманием содержания исполняемого произведения. Для этого при чтении произведения воспитатель должен выделять голосом наиболее важные по смыслу слова, правильно делать паузы.

Собранные в процессе исследования факты убеждают в том, что дети без особого труда справляются с осмысленной передачей прозаических произведении. При условии, если они хорошо поняли их содержание, расстановка ударений, пауз осуществляется естественно, органично, так же как это имеет место в разговорной речи ребенка, когда ему ясно, что он хочет сказать. Иную картину мы наблюдали при чтении детьми наизусть стихотворений. Они часто выделяют голосом рифмующиеся слова, особенно если эти слова находятся в смежных строчках. У детей создается привычка чеканить рифмы, излишне подчеркивать их. Это объясняется, по нашему мнению, неоднократно отмечаемым психологами и педагогами тяготением детей к рифме, которая легко прослушивается и поэтому вызывает их интерес. Между тем усиленное выделение рифмы нередко нарушает смысл стихотворения, придает ему некрасивое звучание. Поэтому взрослый должен, разъясняя дошкольникам содержание стихотворения, помочь им правильно расставить смысловые ударения. Причем важно сохранить ритмичность чтения, чтобы стихотворение не звучало как проза. <...>

При условии целенаправленного воздействия взрослых дети уже в младшем дошкольном возрасте могут произносить стихи, рассказывать небольшие сказочки, правильно передавая их смысл. Живость и непосредственность исполнения детей определяется тем, что они с большой эмоциональностью относятся к тому, о чем говорится в произведении (о праздничном флажке, который девочка держит в руках; о прыгающем мячике, спящей кукле и пр.).

Чтобы конкретизировать для детей раннего возраста содержание текста, целесообразно, как уже говорилось ранее, сопровождать чтение показом игрушек, игровыми действиями с ними, соответствующими сюжету произведения. Это поможет детям понять художественный текст, а затем осмысленно, живо передать его содержание.

С возрастом становится содержательнее, богаче жизненный опыт и духовная жизнь ребенка. В процессе обучения он постепенно овладевает способностью выражать вовне вызванные стихотворением или рассказом чувства, определять свое отношение к прослушанному. К 6—7 годам интонационная выразительность чтения у детей заметно обогащается. <...>

Задача воспитателей — формировать и обогащать чувства детей, вырабатывать у них умение выражать свои чувства. Если такая воспитательная работа проводится с детьми последовательно, систематически, с первого года поступления в детский сад, то в старшем дошкольном возрасте они становятся способными выражать в речи разнообразные чувства: радость и печаль, удовольствие и огорчение — и переключаться с одного настроения на другое. <...>

Обучение выразительному чтению наизусть, рассказыванию рассматривается как педагогический процесс, который строится на активном взаимодействии детского коллектива и воспитателя. Активность детей выражается в мобилизации ими своих внутренних сил и способностей, использовании умений и навыков при выполнении заданий воспитателя. <...>

Активность детей имеет большую воспитательную ценность, когда она сочетается с сознательностью. Если ребенок понимает, что надо научиться правильно и красиво прочитать наизусть стихотворение, у него возникает сознательное желание выполнить это как можно лучше и он мобилизует имеющийся у него запас умений. <...>

Воспитание активности и сознательности детей лежит в основе обучения их выразительному чтению и обеспечивает последовательное достижение положительных результатов.

Прослеживая путь, который проходят при этом дети, мы установили, что они идут от подражания взрослому к проявлению самостоятельности и творческой инициативы.

Подражание при обучении выразительному чтению в дошкольном возрасте — закономерное явление. Дети предварительно прослушивают литературное произведение, которое читает им взрослый. Другим путем они познакомиться с ним не могут, так как не умеют еще читать.

Дети слышат интонации взрослого, замечают изменения их. У них развивается слуховое внимание, складывается некоторый слуховой опыт. Запоминая и повторяя прослушанное произведение, ребенок, опираясь на полученный слуховой опыт, воспроизводит интонации взрослого, которые ему удалось уловить.

С одной стороны, способность детей к подражанию играет положительную роль: чтение воспитателя является для них образцом, и чем совершеннее этот образец, тем большую пользу он приносит детям. Опыт взрослых, который усваивается путем подражания, постепенно становится личным опытом детей и служит отправной точкой их художественного развития. С другой стороны, подражание может перерасти в механическое копирование, что противоречит задачам художественного воспитания и развития детей.

Задача заключается в том, чтобы, используя то положительное, что несет в себе способность детей к подражанию, постепенно вырабатывать у них умение самостоятельно выполнять задания. <...>

Постепенно к старшему дошкольному возрасту у детей вырабатывается умение слышать самих себя. Оно требует от ребенка внимания, больших волевых усилий. У детей развивается полезная для самостоятельных поисков выразительности чуткость к изменениям голоса, оттенкам интонаций.

Самостоятельное выполнение дошкольниками большей или меньшей трудности задач, возникающих в процессе выразительной передачи литературных произведений, служит прочной основой для последующего повышения качественного уровня этой деятельности. Дети становятся способными в пределах возрастных возможностей проявлять творческую инициативу, т.е. разнообразно комбинировать приобретенные умения, пользоваться интонациями для выражения своих собственных, оригинальных замыслов.

Элементарные формы творческой активности наблюдаются уже в младших группах детского сада, но они носят большей частью неустойчивый, нередко случайный характер. <...>

Творческая активность, инициатива выражаются наиболее ярко в среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте. <...>

Итак, успешность овладения выразительностью чтения наизусть обусловлена уровнем развития восприятия, мышления, чувств, воображения, наличием определенных способностей, системы умений и навыков. Содержание и объем этих умений и навыков определяются на основе положений искусства художественного чтения, а также данных психологии о возрастном развитии детей-дошкольников. <...>

 

Печатается по изд.: Карпинская Н.С.

Художественное слово в воспитании детей. —

М., 1972. - С. 102-125.

 

Т.А.Репина


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!