ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ И БАСЕН ДЕТЬМИ



...При заучивании наизусть стихотворений прежде всего необходимо вызывать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста Большая роль в этом принадлежит воспитателю, его предварительной подготовке к проведению занятия, четкое планирование во времени, тщательное продумывание задач и целей занятия, работа над выразительностью преподнесения текста, составление вопросов к беседе по прочитанному стихотворению, составление творческих заданий, способствующих лучшему восприятию произведения, обогащению образности речи детей, продумывание возможностей использования наглядных пособий, иллюстраций.

Планируя занятия по заучиванию наизусть поэтических произведений, воспитатель ставит перед собой цели, определенные «Программой воспитания в детском саду», — развивать способность чувствовать художественный образ, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность чтения.

Эти общие задачи и цели необходимо реализовать на конкретных темах. Например, разучивая с детьми стихотворение С.Есенина «Поет зима — аукает», следует поставить задачу — добиться поэтического осознания детьми картин русской зимы, зимнего леса, жизни птиц зимой. Донести до детей красоту Есенинского слова, поэтичность образов, олицетворение явлений природы. При разучивании наизусть «Песни о весне» Я.Коласа, «Весенних вод» Ф.Тютчева, «Черемухи» Е.Благининой — добиться эмоционального отношения к тому, что изображено в стихотворении, обратить внимание на образность, песенность стихотворений, выявить отличие стихотворной речи от прозаической. Научить выразительно читать, логически правильно, эмоционально. Обратить внимание на специфику формы стихотворений — диалогическая форма повествования в «Черемухе», песенная в «Весенних водах» и т.д.

Подготовка воспитателя к занятию — основа успешного проведения его. В этой связи очень важна работа воспитателя над выразительностью преподнесения детям художественного текста. Образец художественного чтения или рассказывания взрослым создает эмоциональный контакт с детьми, развивает воображение, эмоции, представления.

Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чем делается акцент в чтении взрослого. Готовясь к проведению занятия, воспитатель должен, во-первых, всесторонне ознакомиться с содержанием произведения, понять его идейно-художественный смысл, четко уяснить для себя соответствие идеи произведения и способов художественного воплощения ее, определить главную цель своего чтения, какую мысль, какой эмоциональный оттенок он должен передать интонацией голоса. Осознав общую настроенность произведения, выделить сюжетно-логические смысловые части его и определить их задачи, понять, что хотел сказать автор в данной части, какую картину он рисует, какое настроение создает у слушателя.

Так в стихотворении «Поет зима — аукает» следует выделить четыре смысловые части: 1) описание зимнего леса, 2) метелица и озябшие птички во дворе, 3) усилившаяся злая вьюга и 4) мечта дремлющих пташек о весне.

В первой части автор создает картину уснувшего, убаюканного метелью леса. Интонацией следует передать ощущение холода, тоски, покоя. Читается напевно, замедленно. Вторая часть передается с теплым задушевным чувством жалости к воробышкам, которые как «детки сиротливые прижались у окна», «голодные, усталые». В третьей части интонация повышается и убыстряется, дается картина вьюги, «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным». Последняя часть — концовка — читается задумчиво, мечтательно, с оттенком ощущения предстоящей радости в связи с приходом весны, которая снится дремлющим пташкам.

Тщательный предварительный анализ стихотворения даст возможность прочитать его осмысленно, искренне, эмоционально. Правильно понятые образы и авторский замысел, а также овладение навыками регулирования дыханием, тембром, силой голоса — необходимые условия для выразительного чтения педагога. Только выразительное чтение может вызвать у детей художественное восприятие произведения — вызвать разнообразные представления, чувства. Образец чтения воспитателем является одним из методических приемов, стимулирующих выразительность чтения детьми. Наряду с показом чтения, важное значение имеет подготовка ребенка к восприятию произведения. С этой целью проводятся разнообразные, предваряющие ознакомление с текстом беседы.

Беседа дает возможность обратиться к личному опыту ребенка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений. В беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, детям рассказывается о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения. Перед разучиванием стихотворения С.Есенина «Береза» или указанного выше «Поет зима — аукает» во время прогулки необходимо обратить внимание детей на заснеженные ветви деревьев, на серые мрачные облака, на сиротливо сидящих, озябших птичек. Знакомству со стихотворениями о весне Я.Коласа «Песня о весне», С.Маршака «Весенняя песенка» должны предшествовать наблюдения детей за изменениями, которые произошли в природе с наступлением весны: потемнел снег, почернели дорожки, стали набухать почки на деревьях, веселее зачирикали воробьи и т.п.

После предварительной беседы, связанной с темой стихотворения, и образца художественного чтения воспитателем, проводится беседа по тексту — элементарный анализ идейно-художественного содержания его. Вопросами внимание детей направляется на эстетическое восприятие стихотворения, т.е. восприятие его в единстве содержания и формы, выявление эмоционального отношения к нему. Например: о чем рассказывается в стихотворении Ф.Тютчева «Весенние воды»? Кто первый будит сонный «брег» и «гласит» о весне? О чем гласят весенние воды? Какие слова в стихотворении повторяются? Или: о чем рассказывается в стихотворении Я.Коласа «Песня о весне»? Почему вы решили, что о весне? Почему мороз назван косматым? Какими словами говорится в стихотворении о весеннем солнце? Как говорится о ручье? Какая весной земля? Почему подснежник в стихотворении Е.Серовой назван разведчиком, посланцем весны?

Ответы детей должны быть близкими к тексту. Это даст им возможность почувствовать поэтичность образов; понять, что о знакомых явлениях можно сказать красиво, поэтично; почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность речи; поможет запомнить стихотворение наизусть; понять жанровое своеобразие произведения. У детей не вызовет затруднений вопрос, что прочитано им, стихотворение или рассказ, и почему они думают, что стихотворение.

Для более глубокого осмысления текста детям предлагается посмотреть репродукции по теме стихотворения. Например, И.Левитана «Весна, большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», В.Серова «На севере диком» и т.п. Разобрав стихотворение, проанализировав его в пределах доступного детям, воспитатель читает повторно (возможно, 2 раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил (3—4 ребенка). Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность. На занятии не следует стремиться к тому, чтобы все дети выучили наизусть стихотворение, к этому воспитатель возвращается после занятий, в последующие дни. Основная цель заучивания наизусть стихотворений должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания, получения от занятия эмоционального настроя на дальнейшее запоминание стихотворения. Хорошо помогает запоминанию стихотворений и выразительному чтению прослушивание грампластинок с записью стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения.

Среди произведений для заучивания в программе подготовительной группы названы басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей». Знакомство с басней имеет свои особенности.

Это наиболее трудный жанр. Аллегорический смысл, иносказание, нравоучения в авторских сентенциях дети не могут понять, им не доступна символика басен. Ребенок не имеет достаточного жизненного опыта для того, чтобы действия животных соотнести с поступками человека, поэтому не стоит начинать анализ басни с раскрытия ее аллегорического смысла. Дети легко воспринимают конкретную фабулу басен, тем более, что в них идет речь о знакомых персонажах (Ворона, Лисица, Стрекоза, Муравей). Сюжетно-логическая сторона, раскрытая занимательно, просто, вызывает большой интерес у ребенка.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!