ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ДЕТСКОМ САДУ



Цель методики ознакомления детей с художественной литературой в детском саду — формирование будущего большого, как сказал С.Я.Маршак, «талантливого читателя», литературно образованного человека.

Что представляет собой в идеале литературно образованный человек, умный, талантливый читатель? Попытки создания модели такого читателя были раньше и осуществляются в настоящее время. Имеется большая библиография по этому вопросу, которая включает исследования психологов, литературоведов, философов, социологов, и все-таки ответить на вопрос о том, что же представляет собой литературно образованный человек, квалифицированный читатель, способный к полноценному восприятию литературы, однозначно довольно сложно.

Исследования советских ученых, помогают определить основные черты полноценного эстетического восприятия художественной литературы. Такое восприятие ученые называют концептуальным или системным, оно предполагает не только понимание сюжета произведения, но и его концепции, авторского замысла, авторского мироощущения и отношения к событиям, к героям, их переживаниям, чувствам, способность исторически и критически осмыслить произведение, проникнуть в систему мышления автора, а иногда и поспорить с ним. Психолог О.И.Никифорова выделяет такой критерий полноценного восприятия, как умение читателя уверенно отличить художественное произведение от нехудожественного, умение детально оценить форму литературного произведения, способность к восприятию метафорического языка искусства. Одновременно все психологи подчеркивают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а, наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбу героев. «Активное, целостное, системное восприятие на высшей ступени — это восприятие произведения во всем богатстве его содержания и формы», — пишет Б.С.Мейлах.

Формирование квалифицированного читателя процесс длительный и сложный. Каждая ступень народного образования решает свои задачи обучения литературе, которые в конечном итоге складываются в систему литературного образования человека. Каково место детского сада в этой системе? Каковы задачи и содержание литературного образования ребенка дошкольного возраста? В настоящее время это место еще не определено. Единой взаимосвязанной программы литературного образования молодого человека от дошкольного возраста до момента его выпуска из школы не существует. Анализ методической литературы и школьных программ свидетельствует о том, что школа еще почти не ориентируется на тот довольно обширный литературный опыт, который приобретает ребенок в детском саду. Это отражается и в бытующем утверждении, когда начальная школа называется первой ступенью в литературном образовании ребенка.

Для того, чтобы определить место детского сада в общей системе литературного образования, следует хотя бы кратко рассмотреть задачи, программируемые на каждой ступени школьного литературного образования.

В начальной школе основными задачами преподавания литературы являются: 1) формирование навыка чтения; 2) воспитание сознательного чтения.

При этом подчеркивается, что главная задача начальной школы — это выработка беглого чтения. Задачи же воспитания сознательного чтения достаточно однотипны в каждом классе и с точки зрения литературного развития ребенка малоэффективны.

Собственно литературное образование школьника начинается в 4 классе, так как именно с этого времени дети не только читают произведения художественной литературы, но и впервые знакомятся с теорией литературы, с литературоведением. В 4 классе дети получают довольно обширный круг литературоведческих знаний. Это понятия о языке художественной литературы, о прозе и поэзии, ритме, рифме, о прямом и переносном значении слов, сравнении, эпитете и т.д. Методисты единодушно отмечают трудность постижения детьми литературных понятий, ищут пути упрощения этих знаний для детей.

Средняя школа... — это новый этап литературного образования. Здесь курс построен на историко-литературной основе. Школьники изучают литературу в ее историческом процессе развития, знакомятся с такими сложными вопросами, как традиция и новаторство, преемственность, эпоха, идеи и т.п.

Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе дает возможность увидеть место и назначение детского сада в этой системе. Каковы же специфические цели и задачи литературного образования ребенка в детском саду? Это, прежде всего, подготовка его к дальнейшим ступеням литературного образования. Не к обучению в первом классе школы (к чему очень часто сводятся задачи подготовки ребенка к обучению в школе), а подготовка к долгосрочному литературному образованию, в том числе и практическая подготовка к будущему теоретическому литературоведческому образованию в старших классах.

Попытка определить место детского сада в системе школьного образования, в том числе и литературного, была предпринята в 30-е годы Л.С. Выготским. Он так говорил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка». Говоря о задаче ознакомления детей с литературой, Л.С. Выготский указывал, что она состоит не в том; чтобы изучать классическую литератору, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Иными словами, задача детского сада — заложить практическую, сенсорно-эмоциональную основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы.

Что конкретно может дать и дает детский сад в этом отношении?

Прежде всего, достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность. Именно в эти годы ребенок широко знакомится с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров — от колыбельных песенок, потешек, считалок до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (братьями Гримм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсеном, А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, П.П.Ершовым, К.И.Чуковским, С.Я.Маршаком, А. Милном, А Линдгрен и многими другими).

Кроме того, именно в дошкольные годы ребенок необычайно восприимчив и чуток к слову, эмоционально отзывчив и активен в восприятии литературы. Этот период наиболее благоприятен для формирования практических основ эстетического восприятия литературы.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения, необходимого для свободного воссоздания словесного образа, развитие понимания основных связей в произведении, понимания героя, его действий, поступков, переживаний, мотивов этих поступков и переживаний. Происходит формирование эмоциональной активности ребенка, способности содействовать, сопереживать с героями, развитие способности понимать образный строй произведения.

Своевременное формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы поможет ему в дальнейшем преодолеть трудности литературного образования на первых этапах в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы (самостоятельное чтение вместо слушания), преодолеть примат логического над эмоциональным, свойственный обучению в школе. Кроме того, детский сад подготовит ребенка и к будущему теоретическому образованию в средней школе, помогая ему освоить на практическом уровне способы художественного изображения в литературе — переносный смысл слов и фраз, ритм, рифму, ассонансы и аллитерации и т.д.

Важная роль дошкольного возраста в литературном развитии ребенка делает необходимой разработку задач и содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду.

Важнейшим условием научной разработки этих задач является знание законов психического развития ребенка-дошкольника, изучение возможностей восприятия литературных произведений детьми разного возраста, выявление и учет «ближайшей зоны развития детей» (Л.С. Выготский).

Исследования советских психологов и педагогов, в частности Д.М. Арановской-Дубовис, А.В.Запорожца, А.М. Леушиной, Л.С.Славиной, Н.А. Циванюк и др., дают возможность выявить особенности эстетического восприятия и этапы его развития на разных ступенях дошкольного детства и определить в связи с этим задачи работы по формированию восприятия художественной литературы в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Каковы же особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста?

Младшая группа (3-4 года) (в источнике — курсив). В этом возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связано с непосредственным личным опытом. Как показывают данные психолога Н.А. Циванюк, элементы повествования, не знакомые детям по непосредственному жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений, в таких случаях непонятным становится даже главный герой сказки «Колобок». Поэтому понимание сюжета у детей этого возраста бывает нередко фрагментарным, внеконтекстным. Дети лучше осмысливают начало сказки, действие героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Прерывание прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла, часто затрудняет восприятие.

В центре восприятия литературного произведения — герой. Детей интересует внешность героя (какой герой), его действия и поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении самостоятельно дети чаще всего не могут и требуют иллюстрации, помогающей увидеть героя и каждое его действие. В поведении героя они выделяют, прежде всего, его действия, но не видят еще переживаний, скрытых мотивов поступков. Так, они нередко положительно оценивают медведя из сказки «Маша и медведь» («потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес»), игнорируя скрытый замысел и истинный мотив действий Маши. Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Активно содействуя с героем в воображаемой ситуации, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение героя и т.п.), вместе с тем эмоциональное отношение к героям в этом возрасте нередко бывает внеконтекстным. Оно определяется чаще всего ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда совпадает с данными текста. Так, дети (по данным исследования психолога Н.А. Циванюк) называют хорошим в сказке «Теремок» мишку, раздавившего домик, на том основании, что у них дома тоже есть мишка.

Своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3—4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложившийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом.

Особенности восприятия литературных произведений в младшем дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

1. Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми им для осознания литературного произведения.

2. Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературного произведения.

3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.

4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, правильно оценивать их.

5. Помогать детям преодолевать внеконтекстность в эмоциональном отношении к героям.

Средняя группа (4—5 лет). К четырем годам у детей наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с увеличением круга их конкретных представлений, с расширением опыта знаний и отношений. Дети более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете. Могут вычленить из цепи событий, нужное (по данным Н.А. Циванюк). Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети еще не осознают или осознают с большим трудом. Так, дети этого возраста не понимают до конца поведения и намерений ежей в сказке «Заяц и еж».

При восприятии героя дети 4—5 лет, как и в предыдущем возрасте, ориентируются на его поступки, хорошо видят простые, так называемые открытые мотивы поступков. Скрытые же мотивы поступков героя, связанные со сложными внутренними переживаниями, детям еще непонятны.

Характеризуя героя, дети чаще всего дают правильную оценку его поступка, опираясь в своей оценке на знание норм поведения. Но в этом возрасте из всех поступков героя дети выделяют один наиболее яркий, который и выступает для них как главный в характеристике героя. Например, дети положительно оценивают главную героиню рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка» за то, что она любила своих животных, но игнорируют при этом ту легкость, с которой она расставалась со своими друзьями, меняла их на новых.

Эмоциональное отношение к героям в этом возрасте более контекстно, чем в предыдущем. Активно содействуя герою, дети определяют свое эмоциональное отношение к нему прежде всего оценкой поступков героя, которая при этом более устойчива и объективна, чем у детей 3—4 лет.

В связи с особенностями восприятия литературы в этом возрасте можно поставить следующие задачи работы:

1. Помогать детям устанавливать в произведении разнообразные связи.

2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя.

3. Учить детей видеть простые, открытые мотивы поступков героя.

4. Учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его.

Старшая группа (5—6 лет). С пятилетнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

Вот как говорит об этом периоде К.И.Чуковский: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре».

Каковы особенности понимания литературного произведения на шестом году жизни? В этом возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями в доступных и интересных им формах. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения. Поэтому наиболее любимыми и популярными у пятилеток становятся «длинные» произведения, «толстые» книжки, такие, как «Золотой ключик» А.Толстого, «Чиполлино» Д. Родари, «Приключения Незнайки» Н.Носова и др.

Существенным явлением в развитии восприятия литературы в старшем дошкольном возрасте следует считать появление у детей наряду с жизненным опытом литературного, проявляющегося прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. Воспринимая литературное произведение в единстве содержания и формы, ребенок впервые становится способным к осознанию словесного образа, к отношению к нему как авторскому приему.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, но начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. С чем связана возможность ребенка проникать в сферу внутренней жизни героя? В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.

Усложняется эмоциональное отношение детей к героям, оно в редких случаях бывает чисто субъективным. Чаще всего эмоциональное отношение зависит от оценки ребенком поступков героя, опирается на характеристику героя в произведении, становится более адекватным авторскому замыслу.

В связи с возросшими возможностями детей в восприятии литературных произведений можно поставить следующие программные задачи работы по ознакомлению с литературными произведениями в старшей группе детского сада:

1. Учить детей устанавливать многообразные связи в сюжете произведения.

2. Помогать детям не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев.

3. Помогать детям видеть скрытые мотивы поступков героев.

4. Формировать у детей осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.

5. Обращать внимание детей на язык произведения, авторские приемы изображения.

Подготовительная группа (6—7 лет). В этот период дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст.

Понимание литературного героя становится более сложным. Дети видят в его поведении разнообразные, а иногда и противоречивые поступки, а в его переживаниях они выделяют не только ярко выраженные внешне чувства (страх, слезы, боязнь), но и более сложные (стыд, неудобство, боязнь за другого). Дети осознают более сложные, скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, а обосновывается с учетом всей коллизии произведения. Такое отношение предполагает способность ребенка не только содействовать и сопереживать с героем произведения, но и стать в отдельных случаях над героем, рассматривать события с авторской точки зрения.

В связи с этим могут быть поставлены такие задачи формирования восприятия литературы в подготовительной группе:

1. Расширять наряду с жизненным опытом детей их литературный опыт.

2. Учить детей проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию.

3. Помогать детям видеть и осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.

4. Учить детей основываться в эмоциональном отношении на осмыслении всей коллизии произведения.

5. Помогать детям видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.

Изучение особенностей восприятия и понимания литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет видеть постепенно возрастающие возможности детей в художественном восприятии.

Тщательное исследование этих возможностей детей в разнообразных аспектах (психологическом, педагогическом, литературоведческом) позволит разработать содержание литературного образования ребенка в дошкольном возрасте и создать программу, которая включит в себя не только отбор литературного материала, но и задачи формирования восприятия художественной литературы.

 

Печатается по изд.: Содержание обучения и воспитания

детей в детском саду. — Л., 1978. - С. 81-89.

 

 

Л.Я.Панкратова


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!