Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 20 страница



Режиссеры поставили себе задачу снимать малобюджетные небольшие документальные фильмы, обращающиеся к повседневным проблемам английской жизни, в авторском преломлении. Этот стиль был определен Ричардсоном как «поэтический натурализм». Исходящее из идеологии и художественной практики итальянского неореализма, «свободное кино» возникло одновременно с более широким общественным движением, критикующим сложившуюся в Англии систему разделения классов и консерватизм в культуре (движение так называемых «сердитых молодых людей»).

В результате этих настроений в игровом кинематографе сформировалось новое направление, впоследствии названное «новой волной» (по аналогии с «новой волной» во французском кино). Первым имевшим широкий резонанс кинопроизведением этого направления был фильм К. Рейса «В субботу вечером, в воскресенье утром» (1960).

Испытавшие сильное стилистическое влияние французской «новой волны», новые английские фильмы снимались на черно-белой пленке, на натуре в индустриальных городах севера страны, играли в них молодые, никому не известные актеры. Как и фильмы «новой волны», они осуществлялись независимыми продюсерами на скромные бюджеты, однако их свежесть и новизна привлекли внимание международной аудитории. Наиболее известными среди них были: «Вкус меда» (1961), «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962) Ричардсона, «Своего рода любовь» (1962), «Билли-лжец» (1963) Шлезингера, а также «Эта спортивная жизнь» (1963) Андерсона.

Группа «свободное кино» распалась в результате прекращения всякой финансовой помощи. Некоторые его участники отошли от кино, но наиболее талантливые – Андерсон, Ричардсон, Рейс – составили ядро новое направление в английском кино – так называемых «рассерженных». См. «Рассерженные».

 

СДЕЛКА ПОДХВАТА, ОПЕРАЦІЯ ПІДХОПЛЕННЯ – продажа пакета другому кинопроизводителю. Приобретая пакет, кинопроизводитель становится владельцем прав на кинопроизведение, включая права проката.

 

СЕКСБОМБА, Сексбомба [англ. Sexbomb] – характеристика киноактрисы, амплуа которой сводится к соблазнению мужчин и вызыванию сексуального желания у мужской категории публики. Часто актерское мастерство подобных актрис подменено ярковыраженными сексапильными внешними данными. См. «Вамп».

 

СЕКСПЛУАТАТОРСКИЕ ФИЛЬМЫ, Сексплуататорські фільми [англ. Sexploitation Films] – фильмы, в которых с целью получения прибыли, используют откровенные сексуальные сцены и темы, связанные с сексом. Иными словами фильмы эксплуатирующие интерес публики к сексу.

Семейная сага, Родинна сага – гангстерский фильм о «семье». См. «Гангстерский фильм».

СЕМЕЙНАЯ КОМЕДИЯ , Родинна комедія [англ. Domestic Comedy] – поджанр фильма отражающий забавные события, чаще всего происходящие с членами семьи или небольшой и группы знакомых людей. Подобные уличные скетчи были распространены в начале и середине 20-х годов. Поджанр семейной комедии наиболее широкое распространение получил в 50-х годах на телевидении.

 

СЕМИОТИКА КИНО , Семіотика кіно [греч. Semeiotikon, от Semeion – знак, признак] – направление в современном киноведении, рассматривающее кинематограф как специфическую знаковую систему или совокупность знаковых систем. Свой метод семиотика кино строит на основе современной лингвистики, этнологии, структурной поэтики. Первые попытки семиотического исследования кино относятся к 1920-м годам.

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК , Срібний вік – 30–40-е годы в истории мирового кино принято называть золотым веком. Если воспользоваться литературной аналогией, то период 60–70-х годов можно обозначить как серебряный век кино. Молодые режиссеры и актеры, взбунтовавшиеся в середине 60-х против устоев благочинного «старого Голливуда», взорвали традиционные жанры – детектив, мелодраму, социальную драму, комедию – своим новаторским мироощущением, доведя их до напряженности триллера, остроты фантасмагории, фарса, эарядив гремучей смесью натурализма и дерзкого смысла.

СЕРЖАНТСКИЙ ФИЛЬМ, Сержантський фільм [англ. Combat Film] – разновидность военно-приключенческого жанра в американском кино, получившая распространение в 50-х годах.

В противоположность военным полотнам типа «Самого долгого дня» или «Битвы за выступ», воссоздающим, как правило, крупную операция в масштабах, по меньшей мере, одного из фронтов, предметом изображения в «сержантских фильмах» становилась какая-либо изолированная акция одного небольшого подразделения. Их особая популярность в 50-е годы и само наименование этого голливудскогоэквивалента «истории взвода» – жанра, хорошо известного по зарубежной военной литературе, – связываются в американском киноведении с сыгранной Джоном Уэйном в 1950 году ролью сержанта Страйкера в фильме «Пески Иводзимы» (реж. А. Дуэн). Сержант Страйкер непоколебимо верен воинскому долгу, сохраняющий хладнокровие в самых опасных ситуациях и умеющий мгновенно найти в них единственно правильное решение. Герой Уэйна – старый добрый служака сержант, поначалу вызывающий у новобранцев недоброжелательную настороженность, но постепенно завоевывающий их уважение и преданность. Сержант Страйкер помимо уставных взаимоотношений, помимо уз фронтового товарищества он еще был связан с подчиненными отношениями наставник – воспитуемые.

Герой «сержантских фильмов» иногда носил иное воинское звание – вплоть до полковника. Однако он неизменно подвергался «сержантизации». С конца 50-х годов поток «сержантских фильмов» несколько пошел на убыль. Зато с 1961 года с входом на экран фильма «Пушки Навароне», резко возросло количество фильмов, где основу сюжета составляли действия группы смельчаков в тылу противника. Фильмы эти были построены по одной схеме: разработка плана операции, подбор кандидатов, предварительная тренировка и, наконец, сама операция – как правило, чрезвычайно сложная и ответственная, сопряженная с неслыханным риском и невероятными трудностями. Однако среди фильмов, созданных на основе этой схемы, были и вполне достойные.

В 80-х годах интерес к «сержантским фильмам» резко угасает. Наиболее интересную попытку реанимировать жанр предпринял С. Кубрик. В фильме «Цельнометаллическая оболочка» (1987) он исследует психологию войны и взаимоотношение подчиненного и наставника. Другие фильмы: «Спасти рядового Райана».

СЕРИАЛ, Серіал [от лат. Series – ряд; англ. Serial]

1. Многосерийный фильм (часто телефильм), объединенный единым сквозным сюжетным действием;

2. Последовательность фильмов (обычно телевизионных), каждый следующий из которых развивает сюжетную линию, начатую в предыдущих. Бывает, что очередная серия снимается в то время, когда демонстрируется одна из предыдущих, а сценарист еще не знает, чем, в конце концов, завершится история, автором которой он является. Первый сериал – «Что случилось с Мэри» (США, 1912). Одним из наиболее популярных голливудских сериалов считается приключенческий фильм «Космический корабль в Неведомое» (1936), он был также одним из самых дорогостоящих сериалов (около 350 тыс. долларов). После Второй мировой войны интерес к киносериалам упал, зато неоспоримые преимущества сериал получил на телевидении, где успешно развивается.

 

СEРИИ, Серії [англ. Series] – многосерийный фильм, в отличие от сериала не связанный единым сюжетом, но отличаются некоторой общностью для всех серий – единым главным героем (героями), сходным характером сюжета, который развивается по разработанной формуле. Существует целая группа фильмов, которые не предусматривались превращать в серии, но которые спровоцировали создание своих сиквелов (продолжений) – «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Человек-невидимка» (1933), «Лесси вернулась домой» (1943).

В конце 1970-х годов серии переживали свой ренессанс в форме прибыльного сиквела – научно-фантастические фильмы «Звездные войны», «Звездный путь», боевики «Индиана Джонс», «Супермен», «Рокки», «Рэмбо», комедии «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Полиция нравов». Нумеровать названия стало особенно модно в 70-е годы (Рокки, 1976–1990).

Серии стары как сама литература. Эту давнюю традицию нетрудно проследить со времен Гомера. Как только кино промышленность достигла определенного уровня развития, серии внедрились и в кино. Это произошло под влиянием нескольких факторов: романов с продолжениями («Три мушкетера», «Шерлок Холмс»), периодически выходящих книжек с одним и тем же героем («Ник Картер» или «Фантомас»), а также романов-фельетонов, еще с эпохи романтизма печатавшихся из номера в номер в газетах с большими тиражами.

Примерно с 1907 года Европу наводнили выходившие еженедельно небольшие книжечки в ярко раскрашенных обложках, напечатанные очень убористым шрифтом. Дешевые книжки приключений Ника Картера, Ната Пинкертона, Буффало Билла, Моргана-пирата – выпускались на многих языках.

Первые киносерии появились в начале века: Франция – «Ник Картер» (1908); Дания – «Нат Пинкертон» (1909); Америка – «Что случилось с Мэри?» (1910). Первые серии с (переходящим сюжетом) ожиданием продолжений – «Приключения Кетлин» (1913). Первое международное признание получили серии с «Опасные приключения Полины» («Perils Pauline», США, 1914 в гл. роли П. Уайт), «Фантомас» (Франция, 1913, 5 сер.), «Зигомар» (Франция, 1913) «Вампиры» (Франция, 1915, 20 сер.), «Протеа» (Франция, 1916), «Жюдекс» (Франция, 1917).

Киносерии представляют собой отдельные фильмы с законченными сюжетами, объединенные общим главным героем или героями сходным стилем, выработанной формулой – сюжетной схемой. Наиболее известные – «Бэтман», «Супермен», «Джеймс Бонд», «Индиана Джонс», «Звездные войны», «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Чужие», «Горец», «Рэмбо», «Рокки», «Полицейская академия», «Назад в будущее». Многие герои сериалов перекочевали в кино из газетных комиксов (Бэтман, Супермен, Дик Трейси, Бак Роджерс и др.).

           Самая долгоиграющая серия о Дж. Бонде (более 23-х серий, см. «Бондиана») и ужастики «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13», «Хэллоуин».

           Зачастую фильм первоначально не задумывается умышленно как серия, но коммерческий успех побуждает создателей продолжить разработку «золотоносной жилы». И появляется сиквел (фильм-продолжение см. «Сиквел») – («Парк юрского», «Терминатор»).

Намного реже встречается приквел (фильм-предыстория см. «Приквел»), когда рассказывается о событиях предшествующих фильму-оригиналу (первоисточнику) (самый известный «Звездные войны»).

 

Сёмин-гэки , Сьомін-гекі – см.«Шомин-Гэки».

Си-Ди-ай , Сі-Ді-Ай [англ. C-D-А] – название системы на компакт-дисках, позволяющей зрителям при помощи специальной компьютерной программы взаимодействовать с изображением (то есть изменять его). В этой системе сняты и некоторые игровые ленты. См. «Интерактивное кино».

 

СИКВЕЛ , Сіквел [англ. Sequel – результат, следствие] – продолжение фильма, пользовавшегося коммерческим успехом, как правило, с теми же актерами в основных ролях. Продолжения популярных картин появлялись еще в период немого кино: «Шейх» The Sheik (1921) и «Сын шейха» (The Son of the Sheik, 1926). В 30-е годы особенно часто снимались продолжения популярных фильмов ужаса.

Образцом сиквелов, сохраняющих высокий уровень оригинала, может служить серия лент о Тонком человеке («Тонкий человек», The Thin Man, 1934, и пять сиквелов до 1947). Иногда оригинал и продолжение связаны лишь формальной общностью персонажей: так, сиквел фильма ужаса «Кошачье племя» (Cat People, 1942) был поэтичной притчей о детстве и детских страхах («Проклятие кошачьего племени», The Curse of the Cat People, 1944). В дальнейшем, однако, продолжения все чаще уступали оригиналам.

Авторы фильма-хита, нащупав «золотую жилу», начинают ее разрабатывать, так сказать – «новые приключения полюбившихся героев». Часто фильм-продолжение получает порядковый номер, а играют в нем те же актеры. Первым сиквелом с цифрой в названии был фильм «Квотермасс-2» (Quatermass II, 1957), однако распространилась эта тенденция лишь на рубеже 70-х – 80-х годов, с появлением ряда пронумерованных продолжений фильмов «Рокки» (Rocky, 1976–1990) и «Супермен» (Superman, 1978–

1987). Современные сиквелы часто механически придерживаются успешной формулы оригинала, не внося в нее ничего нового. Исключением являются три фильма серии «Чужой» (Alien, 1979–1992), принадлежащие к разным жанрам. Иногда между появлением оригинала и сиквела проходят десятки лет: за «Волшебником из страны Оз» (The Wizard of Oz, 1939) продолжение последовало 46 лет спустя –«Возвращение в Оз» (Return to Oz, 1985).

В поисках формулы кассового успеха Голливуд предпочитает действовать наверняка, выпуская продолжения популярных фильмов, таких, как «Бэтмен» и «Смертельное оружие». Кроме того, больше внимания, чем когда-либо, уделяется блистательному прошлому Голливуда. Переснимаются такие старые хиты, как «Мыс страха» и «Чудо на 34-й улице». Многие другие картины, вроде «Троих мужчин с младенцем» (1987) и «Соммерсби» (1993), являются римейками широко известных иностранных лент. Среди растущего числа фильмов, навеянных телевизионными сериалами, можно выделить картины «Беглец» (1993) и «Семейка Флинтстоунов» (1994).

Почти каждый коммерческий успех крупной студии сопровождается неизбежным продолжением. За пределами Голливуда сиквелы появляются реже. Уникальным экспериментом является серия продолжений, снятых Ф. Трюффо после своего во многом автобиографического фильма «Четыреста ударов» (Les Quatre Cents Coups, Франция, 1959), в которых прослеживается значительная часть жизни (в течение двадцати последующих лет) его альтер-эго Антуана Дуанеля. См. «Приквел».

 

СИНЕМА-ВЕРИТЕ , Сінема веріте [франц. Cinéma-vérité – кино-правда] – принятый на Западе термин, обозначающий метод съемок документальных и художественно-документальных фильмов, основанный на развернутых интервью и наблюдении за реальными или искусственно провоцируемыми ситуациями. Термин «синема-верите» был введен в обиход на рубеже 50 – 60-х годов группой французских документалистов. Распространение «синема-верите», как и «прямого кино», было связано с появлением легкой и бесшумной съемочной и звукозаписывающей аппаратуры, высокочувствительной кинопленки.

           Как самостоятельное течение «синема-верите» существовало всего несколько лет, но его методы оказали влияние на кинематографистов разных стран, найдя применение в весьма разноплановых произведений. Черты, близкие к «синема-верите», явственно ощущались в фильмах «свободного кино» и в ряде документальных лент, созданных в Канаде, Японии и других странах, а также в игровых картинах «нью-йоркской школы» и «новой волны».

СИНЕМА-НОВО , Сінема-ново [исп. Cinema Novo – новое телевидение] – этот жанр зародился в Бразилии в 1960 годах и создавал так называемое национальное кино по содержанию и по контексту. В фильмах синема ново превалировали социальные темы. Жанр не прижился на родине, т.к. не смог привлечь аудиторией, но некоторые его проявление нашли последователей за пределами Бразилии в странах где национальным языком является – португальский.

СИНЕМАТЕКА, СІНЕМАТЕКА [Cinemateka] – см. «Фильмотека».

СИНЕМАТОГРАФ , СІНЕМАТОГРАФ [франц. Сinématographique] – устарелое название кинематографа. Берет начало от названия аппарата «синематограф», изобретенного братьями Люмьер.

Синематология, Сінематологія [Cinematology] – Полное изучение фильма, который включает, но – не ограничивает: все жанры фильма; история фильма; исторический контекст новшеств фильма и движений; фильм как артистическая среда и средства выражения; производство, оборудование и персонал; обработка; методы; и теория фильмаитальянский психолог Антонио Менегетти еще в начале 90-х годов создал новую разновидность гуманитарной дисциплины под названием «синематология». Кинопродукция играет в жизни современного человечества такую огромную роль, что давно уже пора было подвести под это явление философскую базу. По сути, профессор Менегетти сделал тривиальное, витающее в воздухе открытие – кинематограф отражает «коллективное бессознательное», он отражает те реальные процессы, которые происходят с людьми в ту или иную эпоху. Но делает он это как бы невольно, «откровения кинематографа» надо искать не там, где он что-то декларирует, о чем-то говорит иллюстративно, а там, где он «проговаривается». См. «Киноведение».

СИНЕПЛЕКС, СІНЕПЛЕКС [англ. Cineplex] – кинозал или сеть кинозалов размещенных в торговых центрах. Наиболее широкое распространение синеплексы получили в США. См. «Малтиплекс».

СИНЕРАМА , Сінерама [англ. Cinerama] – система панорамного кино, в которой фильм снимается несколькими кинокамерами и демонстрируется на сильно изогнутом экране больших размеров, что создает у зрителя иллюзию присутствия; является разновидностью широкоформатного кино.

 

СИНОПСИС, СИНОПСИС – [Synopsis] – краткое содержание фильма, пересказ на нескольких страницах сценария или проекта фильма.

СИНХРОНИЗАЦИЯ , СИНХРОНІЗАЦІЯ [от греч. Synchronismos; англ. Lock; Synchronization] – объединение кинопленки с фонограммой таким образом, чтобы артикуляция соответствовала слышимой речи.

СИСТЕМА «ЗВЕЗД» , Система «зірок» [англ. Star System] – система «звезд» возникла в США в 1910 году. В первые годы развития американского кино актеры выступали безымянными, и зрители называли понравившихся им героев по названиям кинофирм, в которых они снимались, а также по внешним данным. К. Лемму – главе ведущей компании «ИМП» – первому пришла мысль использовать популярность актера или актрисы для привлечения публики в кинотеатр. Так было положено начало системе «звезд». Первой звездой» в истории американского кино стала в 1910 году актриса «ИМП» Флоренс Лоренс, получившая не только повышенное жалованье, но и широкое «паблисити» (рекламу).

Почин оказался успешным. Примеру «ИМП» последовали другие компании, начавшие рекламировать имена своих актеров. Вначале для съемок фильма приглашали одного популярного актера (М. Пикфорд, Д. Фербенкс, У. Херт и др.). В 20-е годы в фильме участвовали, как правило, уже две «кинозвезды» (герой и героиня). В случае коммерческого успеха фильма пару снимали в других фильмах, в случае неудачи – разъединяли. Система «звезд», длительные контракты предпринимателей с популярными актерами определяли создание сценариев, имеющих успех у зрителей.

           В 60-х годах кинопредприниматели стали практиковать постановку фильмов с участием многих «звезд» (иногда до 30). Наряду с актерами той страны, где создается фильм, привлекаются и популярные иностранные актеры.

Ситком , Сітком[англ. Sitcom – сокр. от Situation + Сomedy – ситуационная комедия] – см. «Комедия положений».

 

СКАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ , СТРИБКОВИЙ МЕХАНІЗМ – узел лентопротяжного устройства в киносъемочном, кинопроекционном и кинокопировальном аппарате. Обеспечивает прерывистое (скачком) перемещение кинопленки в фильмовом канале с целью периодической смены кадров в процессе съемки, кинокопирования или просмотра фильмов.

 

скрипт-герл, скрипт-ґЬОрл [англ. Script Girl] – обычно женская профессия в западном кино – секретарь и помощник режиссера, ведет подробный дневник съемки фильма.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!