Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 24 страница



           Наиболее известные фильмы плаща и шпаги: «Три мушкетера», «Горбун», «Тайна Бургонского двора», «Парижские тайны», «Железная маска», «Капитан», сериал «Анжелика», «Зорро», «Мушкетер».

 

ФИЛЬМ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, Фільм переслідування [англ. Film a Chase; Chase Movie] – фильмы этой категории строятся на передвижении главного героя, которого преследует хищник или группа людей. Классические фильмы: «Ночь охотника» (The Night of the Hunter, 1955), «Погоня» (The Chase, 1966), «Дуэль» (1971). Один из илучших ранних фильмов этого жанра «Генерал» (The General, 1926, реж. Бастер Китон). Другие фильмы: «Хищник», «Трудная мишень», «Охота на пиранью».

 

ФИЛЬМ-РЕВЮ , Фільм-ревю – [франц. Revue – обозрение] – вид произведений киноискусства, состоящий из отдельных музыкальных, вокальных, танцевальных или цирковых номеров. Возник в 30-е годы в тесной связи с появлением звукового кино. В фильмы-ревю входят самостоятельные номера, объединенные образом главного героя или единным сюжетом или и тем и другим вместе. В фильмах-ревю демонстрируется мастерство актера (амер. Фильм «Пение под дождем» с участием танцора Дж. Келли. Фильмы-ревю имеют разнообразные построения – фильм «Девушка из Рошфора» (Франция, реж.Ж Деми) – образец музыкально-цветовой драматургии. См. «Мюзикл».

ФИЛЬМ-СПЕКТАКЛЬ , Фільм-вистава – экранизация театрального спектакля, осуществленная с учетом особых изобразительных и выразительных средств киноискусства. Сохраняет, как правило, постановочный замысел театрального спектакля и актерскую трактовку образов. При съемке действие иногда переносится со сцены в павильоны киностудии и на натуру.

ФИЛЬМ ФОРМУЛЫ , Фільм формули [англ. Formula Film] – фильм сделанный по опробованному образцу, который работал в прошлом и вероятно будет работать снова поскольку аудитория знает чего ожидать: «Джеймс Бонд» (James Bond), «Перри Мейсон» (Perry Mason), «Murder She Wrote», «Matlock».

ФИЛЬМ УЖАСОВ [англ. Horror Film] – элементы фантасмагории и кошмара появились уже в самом начале века в фильмах Ж. Мельеса. Расцвет жанра произошел в Германии, где было положено начало многим популярным в будущем темам. «Пражский студент» (Der Student von Prag, 1913) был одной из первых лент на тему двойничества, «Голем» (Der Golem, 1915) повествовал об оживлении глиняного великана. Субъективное искажение реальности в работах немецкого киноэкспрессионизма закономерно вызвало обращение к гиньолю: в «Кабинете доктора Калигари» (Das Kabinett des Dr. Caligari; 1920) появился безумный убийца, а в ленте «Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1921, Ф. В. Мурнау) впервые был использован сюжет «Дракулы» Б. Стокера.

В Голливуде в немой период жанр связан прежде всего с именами актера Л. Чени, мастера грима и перевоплощения, и режиссера Т. Браунинга. С приходом звука в кино студия «Юниверсал» выпустила фильмы «Дракула» (Dracula, 1931) Т. Браунинга и «Франкенштейн» (Frankenstein, 1931) Дж. Уэйла. В первом главную роль сыграл Б. Лугоши, во втором – Б. Карлофф. За обоими актерами навсегда закрепилось амплуа чудовищ и убийц, а ленты вызвали серию продолжений так же, как «Мумия» (The Mummy, 1932) К. Фройнда, и «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1933) Уэйла. Сиквелы порой не уступали оригиналам или превосходили их («Невеста Франкенштейна», The Bride of Frankenstein; 1935, Уэйла). В 1932 Ф. Марч сыграл доктора Джекилла и мистера Хайда в одноименном фильме Р. Мамуляна (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), остающемся лучшей экранизацией повести Р. Л. Стивенсона. В тот же год фильм В. Гальперина «Белый зомби» (White Zombie) предвосхитил поэтичный подход к жанру продюсера В. Лютона, снявшего в 40-е годы девять картин на студии «RKO». Лютон полагался не на шоковые эффекты, а на пронизывавшую фильм атмосферу страха. Внимание к деталям, великолепные операторские и режиссерские работы поднимают эти ленты на вершину жанра: «Кошачье племя» (Cat People, 1942), «Я шла рядом с зомби» (I Walked With a Zombie, 1943) и др. Лучшим режиссером группы Лютона был Ж. Турнер, который позднее использовал ту же стилистику в фильме «Ночь демона» (Night of the Demon, Англия, 1958). Картина о привидениях «Незваные» (The Uninvited, 1944) – один из последних классических фильмов ужаса «золотого века» Голливуда.

В 50-е годы жанр уступил место научной фантастике, использовавшей его элементы, в том числе в таких удачных картинах, как «Нечто» (The Thing, 1951) и «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers, 1955). Звездой малобюджетных фильмов ужаса стал В. Прайс, часто в ролях безумных ученых. К концу десятилетия в Англии студия «Хаммер» наладила поточный выпуск картин этого жанра, среди которых появилось несколько достойных работ: «Няня» (The Nanny, 1965), «Рептилия» (Reptile, 1966) и др. Во Франции Ж. Франжю снял лирический фильм ужаса «Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1959). Две картины 1960 положили начало современному жанру фильмов о маньяках (slasher movie): «Подглядывающий» (Peeping Tom, Великобритания, М. Пауэлла) и «Психоз» (Psycho, США, А. Хичкока). Хичкок снял также один из первых фильмов о противостоянии людей враждебным и загадочным силам природы – «Птицы» (The Birds, 1963). Фильм Дж. Клейтона «Невинные» (The Innocents, Великобритания, 1961) был стильной переработкой повести Г. Джеймса «Поворот винта». В начале 60-х годов в США Р. Кормен снял серию лент по рассказам Э. По, отличавшихся яркостью образов, выверенной стилистикой, но небрежным отношением к оригиналам. В это же время появились лучшие образцы жанра в Японии, основаные на легендах о привидениях: «Кайдан» М. Кобаяси, «Чертова баба» К. Синдо (оба 1964), «Черные кошки в бамбуковых зарослях» Синдо (1968).

В 70-е годы жанр подвергся философскому и метафизическому переосмыслению: «Валерия и ее неделя чудес» (Valerie a tyden divu; Чехословакия, 1970) Я. Иреша; «А теперь не смотри» (Don't Look Now; Великобритания, 1973) Н. Роега. В Италии Д. Ардженто, идя по стопам своего предшественника М. Бава, соединил в своих лучших фильмах крайнюю жестокость со сказочной нереальностью происходящего: «Вздохи» (Suspiria, 1977) и «Феномены» (Phenomena, 1985). Канадец Д. Кроненберг внес в жанр притчевые элементы и моральное измерение: «Дрожь» (Shivers, 1975), «Видеодром» (Videodrome, 1982) и др. В США Дж. Карпентер снял ряд лент, выделяющихся из коммерческого потока, в том числе «Канун Дня всех святых» (Halloween, 1978). Популярные в 80-е годы сериалы – «Кошмар на улице Вязов» (Nightmare on Elm Street), «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) и др. – не добавили к жанру ничего нового, кроме кровавых спецэффектов. Среди лучших образцов жанра 90-х годов – фильмы «Зеркальная кожа» (Reflecting Skin, 1990) Ф. Ридли и «Семь» (Seven, 1995) Д. Финчера. Примеры фильмов: «Ночь живых мертвецов» (1968), «Изгоняющий дьявола» (1973), «Кэрри» (1976), «Предзнаменование» (1976), «Хэллоуин» (1978), «Пятница, тринадцатое» (1980), «Кошмар на улице Вязов», (1984) «Восставшие из ада» (1987), «Звонок», «Крик».

ФИЛЬМ-ЭПЮР , Фільм-епюр [от франц. Epure – чертеж] – термин, введенный французскими киноведами. Фильм-эпюр – по аналогии с чертежом-эпюром, фильм, отличающийся строгостью линий в обрисовке персонажей.

ФИЛЬМОВЕДЕНИЕ , Фільмознавство – изучение фильма посредством работы с фильмокопией на монтажном столе (написание монтажных листов и т.д.).

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ , Фільмографія [англ. Filmographe]– отрасль знания, изучающая методы и принципы описания фильмов в справочных работах. Существует фильмография аннотированная, тематическая, хронологическая, по жанрам, текущей продукции и др. Фильмография составляется в форме справочников, указателей, обзоров. Аннотированная фильмография включает краткое определение темы, жанра, изложение содержания, краткую оценку идейно-художественного качества произведения, основные производственные данные – название к/ст или фирмы, выпустившей фильм, метраж, количество частей, даты производства и выпуска на экран, состав съемочной группы, перечень актеров. Хронологическая фильмография дает возможность проследить рост производства картин по годам, развитие кинематографии в целом и работу отдельных к/ст, фирм, этапы творчества деятельности создателей фильмов. Тематическая фильмография служит материалом для изучения вопросов, связанных с разработкой отдельных тем в киноискусстве. Фильмография – основа исследования по вопросам киноискусства, без полной и точной фильмографии не может быть создана подлинно научная история кино.

 

ФИЛЬМОКОПИЯ, ФІЛЬМОКОПІЯ [англ. Film Print] – позитивная копия кинофильма, предназначенная для демонстрации в кинотеатрах. См. «Позитив».

 

ФИЛЬМОЛОГИЯ, Фільмологія [Film + Logos – слово, учение – наука о фильме; англ. Filmology] – определение киноведения, предложенное группой французских теоретиков кино, занимающихся психологическими и социологическими исследованиями воздействия фильма на зрителей и стремящихся выделить связь между закономерностями восприятия фильма и его внутренней структурой. Фильмология акцентирует свое внимание на семантических традициях, и занимается изучением фильма как дисциплины в различных проявлениях включая философию, социологию. Фильмология возникла в первые годы после 2-й мировой войны во Франции, где были созданы Центр фильмологических исследований и Институт фильмологии в Сорбонне. В 1947 стал издаваться журнал «Revue inter-nationale de filmologie». Руководителем Института фильмологии и ведущим теоретиком этого направления был французский ученый Ж. Коэн-Сеа. В разработке проблем фильмологии принимали участие психологи (А. Валлон), эстетики (Э. Сурио), социологи (Э. Морен), психиатры, педагоги, представители естественных наук. Исследовательские группы были созданы в Великобритании, Бельгии, Испании, США, ФРГ, Швейцарии. К середине 60-х гг. ввиду финансовых затруднений был распущен Институт фильмологии и прекратилось издание обозрения. Фильмология практически распалась на циклы специальных исследований в области социологии, психологии, семиотики и др. См. «Семиотика кино», «Киноведение».

ФИЛЬМОСКОП , ФІЛЬМОСКОП [от англ. Film – фильм + греч. Skopeo – смотрю, рассматриваю] – оптический прибор для рассматривания на просвет кадров диафильма. Иногда термин «фильмоскоп» применяют по отношению к простейшим диапроекторам.

 

ФИЛЬМОСТАТ , ФІЛЬМОСТАТ [фильм + греч. Statos – стоящий, неподвижный] – металлический шкаф для хранения рулонов (роликов фильмов). Во избежание быстрого высыхания кинопленки внутрь фильмостата помещается пористый материал, пропитанный увлажняющим раствором.

ФИЛЬМОТЕКА, ФІЛЬМОТЕКА [фильм + греч. Theke – хранилище, ящик; англ. Stock Library] – учреждение занимающееся собиранием, хранением, технической обработкой кинофильмов, а также их изучением и популяризацией. В 1938 организовалась Международная федерация киноархивов (FIAF), в задачу которой входит популяризация лучших произведений мирового кино, международный обмен фильмов. Среди крупнейших фильмотек: Госфильмофонд России, Французская синематека, Национальная кинобиблиотека Британского киноинститута, Центральный фильмархив Польши, Кинобиблиоткка музея современного искусства в США. В фильмотеках хранятся художественные, научно-популярные, документальные и учебные фильмы. Многие фильмотеки хранят также фотографии, книги, журналы, сценарии, монтажные листы, эскизы декораций, костюмов, кинопрессу и др. Фильмотеки выпускает справочники, каталоги, указатели, периодические бюллетени, тематические сборники – результат фильмографической работы по систематизации фондов и истории кино. Важную часть работы фильмотек составляет приведение в порядок и восстановление старых лент. Фильмоматериалы подвергаются регулярной технической проверке и реставрации, совершенствуется технология методов обработки и профилактики пленки. Многие фильмотеки располагают кинозалами, где демонстрируют ленты прошлых лет. Фильмотеки устраивают циклы лекций и просмотров по истории кино, ведут популяризаторскую работу в тесной связи с деятельностью киноклубов и других общественных организаций. См. «Международная федерация киноархивов».

ФИЛЬМЫ БЕЛЫХ ТЕЛЕФОНОВ , Фільми білих телефонів – фильмы о беззаботной жизни, произведенные крупными голливудскими студиями в 30-х годах. Этой продукции был присущ богатый постановочный антураж, изысканные интерьеры, красивые и состоятельные герои.

ФИЛЬМЫ-ГИГАНТЫ , Фільми-гіганти – особый вид кинопродукции а США, возникший из-за конкуренции с телевидением, длящиеся свыше трех часов, на сюжеты из библии, античности, средневековья. К постановке фильмов-гигантов привлекаются выдающиеся режиссеры, в них снимаются десятки звезд, огромные гонорары которых вместе с цифрами расходов на декорации, костюмы, реквизит, оплату статистов широко рекламируются. Среди таких фильмов: «Бен Гур» (1960, реж. Уильям Уайллер), «Сид» (1961, реж. Энтони Манн), «Клеопатра» (1963, реж. Джозеф манкевич). Фильмы-гиганты имели наиболее распространение сконца 50-х до середины 60-х годов.

 

ФИЛЬМЫ КАТАСТРОФ, Фільми катастроф [англ. Catastrophe Film] – жанр фильма, в центре сюжета которого крупные (иногда глобальные) катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т. п. Термин вошел в обиход в 70-е годы после выхода фильмов «Приключения «Посейдона» (1972) Р. Нима и «Ад в поднебесье» (1974) Э. Аллена и Дж. Гиллермина. Среди других фильмов этого жанра следует выделить: «Землетрясение» (1974) М. Робсона, «Лавина» (1978) К. Аллена, «Цепная реакция» (1980) И. Бэрри, «Смерч» (1996) Я. Де Бонта, «Вулкан» (1997) М. Джексона. В жанре фильма катастроф сделана и советская лента «Экипаж» (1980).

Жанр катастроф предполагает наличие в картине звездного состава исполнителей, чьи персонажи оказываются в критической ситуации: в картине «Приключение «Посейдона» Джин Хэкмен спасает тех, кто уцелел при кораблекрушении; в фильме «Ад в поднебесье» Пол Ньюмен и Стив Мак-Куин эвакуируют людей из горящего небоскреба; зловещей, леденящей кровь вариацией на ту же тему стал фильм Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), где курортный городок терроризирует большая белая акула. Другие фильмы: «Послезавтра», «Посейдон».

 

ФИПРЕССИ, ФІПРЕСИ [FIPRESSI] – см. «Международная федерация кинопрессы».

 

ФИЧЕР , Фічер [англ. Feature] – игровой фильм длиною более тысячи метров. Этот термин, обозначающий в Америке, в частности, «гвоздь программы», ввел в обиход кинематографа еще в 1904 году Дж. Клейн из кинокомпании «Калем».

Первые пятнадцать лет существования американского кино связаны исключительно с одночастевками (10 минут). И лишь только к 1911 году фильмы увеличились до 2 и даже 3 частей.

В начале века фильмы продавались на футы, и Клейн прокатчикам, покупавшим у него картины, советовал не составлять программы из картин одинаковой длины. Если вы покупаете 2 тысячи футов, наставлял Клейн клиентов, то следует один фильм взять большой, длиной в 850 футов. Это будет ваш главный фильм – «фичер», который и рекламировать надо особым способом, отдельно. Клейн был уверен, что такой способ подачи программы гораздо эффективнее, чем если реклама будет распределена равномерно на несколько лент одинаковой длины. Понятие «фичер» было сперва связано, таким образом, не столько с длиной, сколько с качеством картины. «Фичерз» вызвали к жизни и бум кинотеатров, которые изменились самым решительным образом. См. «Полнометражный фильм».

ФЛЭППЕР , Флеппер [англ. Flapper – девочка переломного возраста, вертихвостка] – во второй половине 20-х годов в американском кинематографе появляется новая героиня – девушка, ищущая легкой жизни и острых впечатлений. На место смелой, решительной женщины приходит молоденькая, достаточно легкомысленная девушка, которая борется не за жизненные права, а за любовь героя и проявляет при этом активность, порой граничащую с бесцеремонностью, даже нахальством. Флэппер, только входившая в жизнь, испытывала материальные трудности, мечтая о богатстве и благополучии, достигнутом легким путем. Ее образ складывается в противоречивом столкновении порока и добродетели, наивности, незнания жизни с хищным стремлением ухватить для себя лакомый кусок.

Одной из первых всеми признанных представительниц амплуа – флэппер стала Клара Боу, привлекшая внимание в фильмах с многозначительными названиями: «Ядовитый рай» (1924), «Безрассудный пол» (1925), «Свободна для любви» (1925). В амплуа флэппер большим успехом пользовалась Коллин Мур, игравшая наивных и простодушных девочек, отличавшихся, однако, бойкостью и мальчишескими повадками. Во многом он продолжила своеобразный характер героинь Мэри Пикфорд.

ФЛЭШБЕК, ФЛЕШБЕК [англ. Flashback, от Flash – вспышка + Back – назад] – эпизод(ы) фильма, содержание которого(ых) связано с предшествующими ему(им) событиями, возвращение к прошлому, ретроспекция. Такой эпизод часто является важным элементом фильма (например, эпизод, воспроизводящий совершение преступления), служит для подчеркивания мотивации поступков героев. Прием флэшбека характерен для фильмов «Гражданин Кейн» О. Уэллса, «Хиросима, моя любовь» А. Рене, «Расемон» А. Куросавы.

Так кинематографисты называют приием, когда режиссер обрывает действие, чтобы показать события, имевшие место в прошлом, но связанные с настоящим, обусловившие его.

 

ФЛЭШФОРВАРД, ФЛЕШФОРВАРД [англ. Flash-Forward – забегание вперед, от Flash – вспышка + Forward – вперед] – прием, противоположный флэшбеку, эпизод фильма, который переносит действие в будущее, предвосхищает события. Применяется обычно в фантастическом кино.

 

ФОКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ оптической системы , ФОКАЛЬНА ПЛОЩИНА оптичної системи – плоскость, перпендикулярная оптической оси системы и проходящая через ее главный фокус.

 

ФОКАЛЬНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ , ФОКАЛЬНА ПОВЕРХНЯ – поверхность, на которой располагаются фокусы оптической системы при различных наклонах проходящих через нее световых пучков. В идеальной (безаберрационной) оптической системе фокальной поверхностью служит фокальная плоскость.

 

ФОКУС в оптике , ФОКУС в оптиці [от лат. Focus – очаг, огонь; англ. Focus] – точка, в которой пересекаются лучи или их продолжения по выходе из оптической системы при условии, что на систему падает пучок лучей, параллельных оптической оси.

 

ФОНОТЕКА, ФОНОТЕКА [от греч Phone – звук + Theke – хранилище] – хранилище фонограмм. На киностудиях художественных фильмов в фонотеке хранятся записи различных природных шумов – ветра, дождя, грома, морского прибоя, голосов животных и птиц, производственных шумов. В фонотеках киностудий хроникально-документальных и научно-популярных фильмов содержатся в основном музыкальные записи, используемые при звуковом оформлении фильмов. Фонотека выдает только копии фонограмм (оригиналы не выдаются). По окончании съемок фильма все записи, выполненные в процессе его производства и представляющие интерес для дальнейшего использования, сдаются в фонотеку.

ФОТОГЕНИЯ , Фотогенія [от греч. Photos – свет + Genos – род] – термин, введенный французским режиссером, сценаристом и теоретиком кино Л. Деллюком, означавший особое эстетическое качество людей и предметов, обнаруживаемое и раскрываемое средствами кино, в одноименной работе (1920), очень небольшой по объему, но тем не менее заложившей основы всей современной кинотеории.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!