Англо-РУССКИЙ словарь кинотерминов 17 страница



          

ПОЛИЦЕЙСКИЙ ФИЛЬМ, Поліцейський фільм [англ. Cop Films] – фильмы о полицейских. В прежние годы в американских фильмах о преступлениях в центре сюжета были чаще всего не представители закона, а преступники. В большинстве случаев – гангстеры. Соответственно и сами фильмы назывались гангстерскими.

           В 70-е годы центральной фигурой в американских фильмах о преступлениях становится служитель закона. Гангстерские фильмы уступают место полицейским фильмам.

ПОЛИЭКРАН, Поліекран – вид экранного зрелища, показываемого одновременно на нескольких (3-х и более) экранах, расположенных вблизи друг от друга, или же представлять собой один большой экран, при этом изображение проецируется на разные участки этого экрана с разных кинопроекторов. Программа для такого показа состоит из ряда фильмов на одну тему, связанных единой композицией и фонограммой.

 

ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ, Повнометражний фільм [англ. Feature Film] – фильм, удовлетворяющий стандарту по длительности его просмотра (от 1,5 часов и выше). Первым полнометражным фильмом была «История банды Келли» (Австралия, 1906).

ПОПУЛИЗМ , Популізм – течение во французском кино 1910–1920-х годов, близкое к натурализму. В фильмах, поставленных в народном стиле, люди труда с их нищетой изображались поверхностно, с использованием условных конфликтов из условных мелодрам.

ПОРНОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Порнографічний фільм [Pornographic Film от греч. Pornos – развратник + Grapho – пишу] – фильм сексуального содержания, не имеющий никаких других реалистических аспектов. Порнографические фильмы, как правило, малосодержательны. По сравнению с эротическим фильмом содержит более откровенные изображения и действия: половой акт не вуалируется и является основным сюжетом. Во многих странах публичная демонстрация таких фильмов запрещена, разрешен только показ в закрытых клубах и распространение на видео. Классические фильмы: «Глубокая глотка», «табу», «Дьявол и мисс Джонс». Cм. «Парижский жанр». 

ПОСТАНОВОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ПОСТАНОВОЧНІ ЕФЕКТИ – имитация декоративно-постановочными средствами природных явлений – дождя, ветра, снега, тумана и т. п. Для осуществления постановочных эффектов на киностудиях применяются специальные установки. Так для имитации ветра применяются ветродувы. Изображение дождя в декорациях осуществляется при помощи специальных дождевальных установок. Для имитации снега используются быстро твердеющие пены из синтетических смол. Для имитации тумана – аэрозоли.

           С постановочными эффектами иногда комбинируют и пиротехнические эффекты. В сочетании с ними, а также с эффектами операторского освещения и комбинированными съемками. Постановочные эффекты значительно повышают выразительность игровых сцен, снимаемых в павильонах и натуральных декорациях.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ФИЛЬМ, Постановочний фільм [англ. Oroduction Film] – фильм, рассчитанный на привлечение внимания зрителей масштабами постановками, эффектными массовыми сценами, роскошью костюмов и декораций, участием кинозвезд, то есть комплексом внешних атрибутов, создающих коммерческий успех. Постановочные фильмы чаще всего ставятся на исторические и мифологические сюжеты, иногда это пышные танцевально-музыкальные ревю. Постановочные фильмы наиболее распространены в США и Италии.

 

ПОСТЕР, ПОСТЕР [англ. Poster – афиша] – первая афиша была изготовлена по заказу братьев Люмьер перед первой публичной демонстрацией синематографа в парижском «Гранд кафе» в декабре 1895 года. Начиная с 1896 года афиши изготавливались в типографиях по заказу кинодемонстраторов. С появлением кинотеатров их владельцы заказывали афиши в типографиях или у художников. С развитием системы кинопроката, в начале 10-х годов постеров к отдельным фильмам начинают изготавливать производственные и дистрибьюторские компании.

ПОСТМОДЕРНИЗМ , Постмодернізм [Postmodernism, от лат. Post после + франц. Modern современный] – термин «постмодернизм» обозначает не какое-то узко ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно говорить лишь о том, как постмодернистское мировосприятие, постмодернистский менталитет находят отражение в самом подходе к созданию фильма.

Модернизм и постмодернизм, имея своей основой переосмысление роли языка (т. е. средства организации и передачи смыслов) в познавательной и художественной деятельности, противоположно к нему подходят. Модернизм, разоблачая условный характер общепринятого языка как всего лишь сумму приемов, хочет дойти до смысла с помощью какого-то другого, более адекватного языка, а то и напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, исходя из тех же посылок, объявляет о принципиальной невозможности обретения смысла и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но равно условных языков. В применении к кинематографу это означает, что если изначальный эффект достоверности фотографического воспроизведения реальности перевешивает условности монтажа и жанра (особенно, когда они намеренно сводятся до минимума, например, в неореализме), язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный.

Модернизм производит деконструкцию языка, обнажение приема (монтажа у Эйзенштейна и сюрреалистов, коллажа у Годара), отрицая тем самым старые смыслы как ложное сознание, идеологию. Постмодернизм, отказываясь от какой-либо идеологии и ценностной иерархии, вслед за деконструкцией производит обратную реконструкцию кинематографического языка, но уже в рамках сознательной стилизации. Если в 60-е – начале 70-х годов «авторский» кинематограф переосмысливал мифы и стереотипы традиционных жанров, например, вестерна («Маккейб и миссис Миллер» Р. Олтмена), гангстерского фильма («Крестный отец» Ф. Копполы), то со временем акцент переносится с «человеческого» содержания фильма, его психологической достоверности на его формальные элементы, на «текст» как таковой Уже в «Клубе «Коттон» того же Копполы гораздо важнее его формальная выстроенность, нежели содержательный элемент.

Появившиеся на рубеже 70 – 80-х годов всевозможные «космические фантазии» и авантюрные эпопеи построены лишь на интересе к формальному повествованию и к трюкам, причем часто и то и другое подается в пародийном ключе («Роман с камнем» Р. Земекиса). Стилизаторский и пародийный подход к повествованию вызывает обильное цитирование и ассоциативные ссылки на другие фильмы, на классику жанра, в результате увеличивается количество новых фильмов на старые сюжеты (римейков). В криминальном жанре, в триллерах почти напрочь исчезает моральная оценка героев, поскольку они изначально заданы в пародийной перспективе, однако не настолько, чтобы не создавать напряжение

(«Настоящая любовь» Т. Скотта, «Криминальное чтиво» К. Тарантино).

Поскольку для постмодернизма иерархия смыслов и ценностей выглядит как проявление авторитаризма, между всеми «текстами» устанавливается равенство, ведущее к «эстетическому популизму», когда элементы «высокой» и «популярной» культуры, стили, жанры и т. д. оказываются в полном смешении.

 

ПОСТПРОДАКШН, ПОСТПРОДАКШН [англ. Postproduction – послепроизводственный] – производственный этап на завершающей стадии доводки фильма – включает перевод фильма на видео, создание компьютерных спецэффектов, отбор и монтаж лучших дублей и наиболее четких фонограмм. Позднее добавляются музыка, спецэффекты и титры и затем обратный перевод на кинопленку.

 

ПОТЕРЯННЫЙ ФИЛЬМ, УТРАЧЕНИЙ ФІЛЬМ [англ. Lost Film] – до 1950 года фильмы снимали на кинопленку с нитратной (воспламеняющейся) основой. Нитропленка весьма не долговечна, и после 70-ти лет хранения возникает невозвратимая химическая реакция – гидроллиз, приводящая к разрушению основы или воспламенению пленки. Многие фильмы, снятые на нитроцеллюлозе в целях пожарной безопасности были уничтожены.

 

ПОЦЕЛУЙ В ДИАФРАГМУ , Поцілунок у діафрагму [англ. Kiss in Diaphragm] – так в 20-е годы называли финальный кадр фильма, в котором главные герои целовались на крупном плане, а перед появлением титра «конец» изображение затемнялось с помощью динамического каше в виде уменьшающегося круга. См. «Хеппи-энда».

 

ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , Поетичний реалізм [франц. Poetic Realism] – трудно поддающееся определению течение во французском кинематографе, которое на очень короткое время (вторая половина 30-х годов) объединило режиссеров самых разных творческих манер и было тесно связано с подъемом движения Народного фронта. Например, фильм Жана Ренуара «Париж принадлежит нам» был снят по заказу французской компартии.

Нетрадиционные для французского кино той поры сюжеты, полные поэтического бунтарства, а также придание действию нарочито фантастического колорита посредством павильонных съемок при искусственном освещении свидетельствуют о тревожном предчувствии мастерами «поэтического реализма» близких общественных потрясений. Ключевыми для этого течения стали образы, сыгранные Ж. Габеном – трагические одиночки, которые бросают обществу изначально обреченный вызов («Набережная туманов» и «День начинается» М. Карне, «Пепе Ле Моко» и «Бандера» Ж. Дювивье) или М. Морган – ее героиня в «Набережной туманов» была простой любящей женщиной в мире, враждебном для любви.

Большую роль в развитии «поэтического реализма» сыграл поэт и кинодраматург Ж. Превер. Сам термин был введен в обиход историком кино Ж. Садулем, однако неоднократно оспаривался иными историками, возражавшими, что реализм как его понимал Золя (натурализм) не уживается с поэтизацией действительности. Они предлагали использовать определение писателя П. Мак-Орлана – «социальная фантастика». В настоящее время оба термина сосуществуют. Из «поэтического реализма» вышли также другие крупные мастера кино – Ж.-П. Ле Шануа и Ж. Беккер.

Элементы стилистики «поэтического реализма» прочно вошли в художественный арсенал французского и мирового кино.

 

ПОЭТИЧЕСКОе КИНО , Поетичне кіно – под термином подразумевается кинематограф, который в своих образах смело отдаляется от той фактической конкретности, картину которой дает реальная жизнь, и вместе с тем утверждает свою собственную конструктивную цельность, рождает символы, аллегории. В 1963 году на экраны вышел «Тіні забутих предків» С. Параджанова – и сразу мировой успех. Так начался процесс возрождения довженковских традиций. Ну а рассвет поэтического кино – это уже «Білий птах з чорною ознакою» Ю. Ильенко, «Камінний хрест» Л. Осыки, «Вавилон-ХХ» И. Николайчука и другие работы, превратившие поэтическое кино в школу. Поэтическое кино в Украине было запрещено на партийно-государственном уровне.

 

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА , Празька весна – с 1947 года власть в Чехословакии принадлежала коммунистам, так что большинство фильмов ЧССР были выдержаны в рамках социалистического реализма. Однако в 1965–1967 годах власти заняли более либеральную позицию по отношению к кино. За этот короткий период режиссеры чешской «новой волны» создали ряд наиболее талантливых картин современности. Фильм Веры Хити-ловой «Маргаритки» (1966) представлял собой едкую сатиру на скуку, царящую в чешском обществе. Сюрреалистичность картины подчеркивалась умелым использованием цветовых оттенков, варьированием скорости движения ленты и метафорическим монтажом.

Милош Форман в своих картинах соединял фарсовую комедию, жесткий реализм и приемы из практики французской «новой волны», чтобы вскрыть пороки коммунистического режима. Примером этому может служить сатирическая лента «Бал пожарных» (1967), где конкурс красоты, проходящий в маленьком городке, превращается в невероятные события. Впоследствии Форман перебрался в Голливуд, где удостоился «Оскаров» за картины «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (1975) и «Амадей» (1983), фильм, посвященный жизни великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Другие картины того периода – «Магазин на площади» (1965) Яна Кадара и Эльмара Клоса и «Поезда под особым наблюдением» (1966) Иржи Менделя – насмехались над темами и сюжетами социалистического реализма. Однако чешская «новая волна» просуществовала не долго, и к концу 1960-х годов восточноевропейские кинематографии вернулись под строгий контроль коммунистической цензуры.

Праксиноскоп , Праксиноскоп [англ. Praxinoscope] – оптический прибор, запатентованный Э. Рейно в 1877 году.

Прибор состоял из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 см. На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами. В центре цилиндра размещена зеркальная призма число сторон которой соответствует числу миниатюр. Внутренний радиус призмы состовляет половину радиуса цилиндра. Таким образом каждая миниатюра отражается в соответствующей грани призмы, при вращении цилиндра возникал анимационный эффект плавного движения. В дальнейшем прибор был усовершенствован и получил название «Оптический театр».

Премьера , Прем’єра [от франц. Premiera – первая; англ. Premiere] – первый публичный показ произведения, которому предшествует обычно мощная рекламная компания, а сама премьера превращается в шоу с участием создателей фильма, актеров-звезд, представителей массмедиа, лидеров общественного мнения.

Прерывистый монтаж, Переривистий монтаж, – монтаж, при котором в какую-либо сцену вставляется кадр, не нарушающий последовательности действия, но внезапно меняющий местоположение персонажей или второй план.

Пресс кит, Прес кит [англ. Press – пресса, англ. Kit – комплект] – материалы о новом фильме изготовленные студией производителем для использования на телевидении и печати. Пресс кит состоит из смонтированного блока, состоящего из фрагментов из фильма и интервью участников съемки. Также на видеокассете записаны отдельно интервью, фрагменты из фильма, рекламные ролики. Кроме видеокассеты в комплект пресс кита входят фотографии из фильма и текстовая информация о создателях фильма.

 

ПРИЕМЛЕМОЕ НАСИЛИЕ, ПРИЙНЯТНЕ НАСИЛЬСТВО – термин означающий смягчение эффекта от показа в фильмах жестоких сцен. Например, британское телевидение практикует показ так называемого «приемлемого насилия» (злодей сам падает в пропасть, вместо того, чтобы погибнуть от пули героя).

ПРИКВЕЛ, Пріквел [англ. Prequel] – фильм, в противоположность сиквелу, рассказывающий предысторию событий другого фильма. Как правило, приквел следует за популярным и коммерчески успешным фильмом, когда нет возможности снять продолжение – например, если в первом фильме герои погибают. Так, приквелом к фильму «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969) стал фильм «Буч и Сандэнс: юные годы» (Butch and Sundance: The Early Days, 1979). Фильм Фр. Ф. Копполы «Крестный отец, часть II» (The Godfather Part II, 1974) был одновременно сиквелом и приквелом к «Крестному отцу» (The Godfather, 1972). В 1997 Дж. Лукас начал съемки трех приквелов к собственному сериалу «Звездные войны» (Star Wars, 1977–1983).

 

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, Пригодницький фільм [англ. Adventure Film] – жанр приключенческого кино рассчитан исключительно на то, чтобы развлекать публику. Как правило, это фильмы с непритязательным сюжетом, где ведут борьбу добро и зло. Действие разворачивается стремительно и состоит в основном из зрелищных погонь, спасений и драк. Здесь могут присутствовать и юмор, и любовные похождения, но они играют второстепенную роль. Все, что требуется от зрителя, это откинуться на спинку кресла и получать удовольствие. Во всех прочих жанрах динамика действия не столь важна. В приключенческих лентах она решает все.

Начало популярности приключенческого кино положили такие сериалы, как «Опасные приключения Полины» (1914) с Перл Уайт в главной роли. Каждую неделю на экраны выходила очередная серия, где всевозможные злодеи строили новые козни отважным героиням. Похожие сюжеты фигурировали и во многих других сериалах, а также в картинах класса «В» уже в эру звукового кино.

В 1920-е годы жанр приключенческого кино заметно усложнился благодаря таким исполнителям, как Д. Фэрбенкс. Этот атлетичный, обаятельный и остроумный актер идеально соответствовал образу бесшабашного искателя приключений. Фэрбенкс быстро сделался одним из наиболее популярных голливудских актеров того времени. Свой раскованный стиль он перенес на многих любимых экранных персонажей, включая Робина Гуда, Д’Артаньяна, багдадского вора и черного пирата.

Одним из его коронных персонажей был Зорро, таинственный мститель в маске, защищавший в 1830-е годы бедных крестьян от жадных и жестоких землевладельцев. Такие картины, как «Знак Зорро» (1920) и «Дон Ку, сын Зорро» (1925), представляли собой удачное сочетание вестерна и исторической мелодрамы, где герои сменили револьверы на шпаги. С тех пор образ Зорро был воплощен в десятках голливудских и европейских фильмов. Самым заметным из них стал римейк «Знака Зорро» (1940) с Тайроном Пауэром в главной роли.

Однако подлинным наследником славы Фэрбенкса в эру звукового кино стал Э. Флинн. Этот блистательный австралиец снялся во многих исторических боевиках вроде «Атаки легкой кавалерии» (1936), а также в ряде вестернов и картин на военную тему. И все же самой знаменитой была его роль легендарного разбойника из Шервудского леса в фильме «Приключения Робина Гуда».

Приключенческие ленты, действие которых происходит в прошлые исторические эпохи, всегда пользовались популярностью у любителей кино. Костюмы, антураж и оружие давно минувших дней способствовали еще большей привлекательности самого действия и помогали зрителям вжиться в сюжет. Во многих картинах делались попытки воссоздать эпоху.

Шпионская тема всегда была излюбленной темой приключенческого кино. Грета Гарбо в фильме «Мата Хари» (1931) сыграла роль германской шпионки времен первой мировой войны, а ряд более поздних картин развили шпионскую тему уже на материале войны с Гитлером. В 1950-е годы, в период быстрого охлаждения отношений между США и СССР, появились такие картины, как «Мой сын Джон» (1952), отражавшие антикоммунистическую истерию того времени. Впрочем, другие шпионские фильмы трактовали эту тему с большим юмором. Среди них можно выделить картину А. Хичкока «К северу через северо-запад» (1959), где некий бизнесмен (К. Грант) становится мишенью банды предателей, возглавляемой вражеским агентом (Д. Мейсон).

Подобный полусерьезный подход был использован и в продолжительном сериале, посвященном подвигам самого находчивого из всех экранных шпионов – Джеймса Бонда. В этих остросюжетных лентах, снятых по мотивам романов Яна Флеминга, Бонд, он же агент 007, сражается со всевозможными агентами КГБ и эксцентричными преступниками, вознамерившимися править миром. В эту схватку Бонд всегда ввязывается, имея на вооружении разного рода хитроумные приспособления, которые помогают ему выбраться из самых безнадежных ситуаций. Снятые в экзотических местах по всему земному шару и насыщенные эффектными кинотрюками, 19 картин о Бонде, от «Доктора Но» (1962) до «Золотого глаза» (1995), приобрели популярность у зрителей всех возрастов и пристрастий. См. «Бондиана».

 

Проба на роль , Проба на рольсм. «Кастинг».

 

ПРОДЮСЕР, ПРОДЮСЕР [англ. Producer от англ. Produce – производить] – доверенное лицо фирмы, осуществляющее весь финансовый контроль в процессе постановки фильма. Продюсер ключевая фигура современного голливудского кинопроизводства. Непосредственно он находит деньги на постановку и соответственно именно он держит в руках под контролем все стадии фильмопроизводства от закупки сценария, подготовительного периода, съемочного процесса, продвижения и проката.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!