Методические рекомендации к семинарским занятиям по «Истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения»



 

Специальность:

031001 – «филология». Специализация 031001.65 – русский язык и литература; 031001.65 – Теория и история художественной культуры

(Дневная форма обучения)

 

Специальность:

050301 (032900) – «русский язык и литература». Специализация 032909 – Мировая художественная культура

(заочная форма обучения)

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

ТЕМА: ФРАНЦУЗКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»

 

Продолжительность 2 часа

        

Учебная цель: Проведение эстетической грани между фольклором и литературой, уяснение фольклорной природы памятника.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

 

1. Историческая основа памятника. Ее соотношение с сюжетом поэмы.

2. Отражение в памятнике черт феодального быта, отношений сюзерена и вассала.

3. Образы эпических героев. Роланд и Оливьер.

4. Осуждение феодального своеволия. Образ Ганелона. Суд над Ганелоном.

5. Особенности эпического мира «Песни о Роланде»:

А) характер и значение повторов, функции повторов в фольклоре и литературе индивидуально-авторской;

Б) всеобщий характер гиперболизма в эпосе, разновидности его проявления;

В) симметричность и неоднородность эпического мира;

Г) характер пейзажных зарисовок;

Д) своеобразии художественного времени, «будущее в прошедшем» (М.М. Бахтин).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Письменно проанализировать поэтику художественного времени в «Песни о Роланде».
  2. Проанализировать проявления гиперболизма в поэме, объяснить отличия фольклорного гиперболизма и гиперболизма в индивидуально-авторской литературе..

Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов:

1. Объем реферата 5-7 листов. Шрифт – 14. Интервал -1. Обязателен план, предшествующий основному тексту. В конце реферата четко сформулированные выводы и список литературы. Сноски на художественный текст и научно-критические работы оформляются по образцу курсовых работ и ВКР.

 

Литература:

  1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мочульский С.С., Смирнова А.А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1984.
  2. Томашевский Н. Героические сказания Франции и испании// Песнь о Роланде. Серия «БВЛ». –Вступительная статья.- М., 1976.
  3. Практические занятия по зарубежной литературе/ Под ред Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. – Учебное пособие. – М.: Просвещение1981. – С.58-66.
  4. Волкова З.Н. Эпос Франции. – М.,1984.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

ТЕМА: РЫЦАРСКАЯ ЛИРИКА

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Рассмотреть основы куртуазной культуры, причины возникновения и художественное своеобразие куртуазной лирики, обозначить роль данной традиции в истории европейской поэзии («колыбель европейской поэзии» А.С. Пушкин).

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Причины возникновения рыцарской поэзии. Объясните понятие «куртуазность», «трубадуры», «труверы», «миннезингеры».

2. Провансальская лирика трубадуров:

А) особенности изображения любовного чувства, образ Прекрасной Дамы;

Б) жанры поэзии трубадуров;

В) формирование авторского начала;

Г) введение рифмы в европейскую поэзию;

Д) легендарные биографии трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель).

3. Северно-французская лирика труверов.

4. Немецкая поэзия миннезингеров.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Чтение одного куртуазного стихотворения наизусть.
  2. Выписать в Читательский дневник фрагменты стихотворений каждого жанра лирики трубадуров.

 Рефератов и докладов:

1. Художественные особенности северно-французской лирики труверов.

2. Своеобразие немецкой поэзии миннезингеров.

3. Трубадуры и русская литература.

Литература:

1. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М.,1974.

2. История всемирной литературы в 9 т. – Т. 2. – М., 1983-1994.

3. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.

4.  Федотов О.И.بٌٍîًèے çàïàنيîهâًîïهéٌêîé ëèٍهًàًٍَû ًٌهنيèُ âهêîâ. س÷هليèê-ًُهٌٍîىàٍèے. بنهîمًàىىû, ٌُهىû, مًàôèêè. – س÷هليèê-ًُهٌٍîىàٍèے. – ج.,2002.

5. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. – Хрестоматия. – М.,1975.

6. طàéٍàيîâ ب.خ., ہôàيàٌüهâà ہ.خ. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.

7. Даркевич Д.Е. Народная культура Средневековья: (светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв.) – М., 1988.

8. Жизнеописания трубадуров. Жан де Нострадам. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов прованских процветших. – М., 1993.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

ТЕМА: СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЫЦАРСКИЙ РОМАН

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Раскрыть жанровое своеобразие куртуазного романа Средневековья, его отличие от героического эпоса; рассмотреть различие поэтики романов разных циклов через сопоставительный анализ романов «Тристан и Изольда» и «Окассен и Николетт». 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Смысл понятия «роман» в контексте средневековой культуры. Деление рыцарского романа на циклы.Состав бретонского цикла куртуазных романов.

2. Вклад Кретьена де Труа в развитие куртуазного романа.

3. Отличие рыцарского романа от героического эпоса.

4. «Мул без узды» как пародия на куртуазный роман.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните романа «Тристан и Изольда» и «Окассен и Николетт» по следующим пунктам:

А) образ рыцаря и кодекс рыцарской чести, Тристан и Окассен;

Б) образ Прекрасной дамы, соотношение внутренних и внешнх добродетелей, портретные характеристики;

В) трактовка любовного чувства;

Г) повествовательный стиль.

2. Сделайте вывод о различиях поэтики романов бретонского и византийско-восточного циклов.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Эволюция рыцарского идеала в романах Кретьена де Труа.

2. Античный и средневековый роман.

3. Романы о Святом Граале как выражение кризиса жанра куртуазного романа.

4. Особенности изображения любовного чувства в ле Марии Французской.

 

Литература:

1. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.

2.  Федотов О.И.История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – Учебник-хрестоматия. – М.,2002.

3. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. – Хрестоматия. – М.,1975.

4. طàéٍàيîâ ب.خ., ہôàيàٌüهâà ہ.خ. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.

5. Средневековые романы и повести. – БВЛ. – М., 1974.

6. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. – М.,1976. Глава 3,4.

7. Йохан Хейзинга. Homo Ludens. – М., 1992.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

ТЕМА: ЛИРИКА ФРАНСУА ВИЙОНА

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Раскрыть в лирике Ф. Вийона отражение кризиса средневекового мировоззрения и зарождение нового понимания человека и мира.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Социально-историческая ситуация во Франции ХV века.

2. Жизненный путь Ф. Вийона.

3. Темы и мотивы поэзии Ф. Вийона:

А) тема смерти («Малое завещание», «Большое завещание», эпитафии, «Баллада повешенных», «Баллада о Дамах былых времен»);

Б) тема социального неравенства;

В) тема любви.

4. поэтическое новаторство Вийона:

А) пародийное начало поэзии;

Б) парадоксальность в основе лирического «Я» («Баллада примет», «Баллада состязания в Блуа»);

В) использование воровского жаргона;

Г) зарождение ролевой лирики в поэзии Вийона.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения.

2. Конспект раздела книги Л.Е. Пинского «Магистральный сюжет», посвященного Ф. Вийону.

 

Темы для рефератов и докладов:

1. Тема смерти в поэзии Ф. Вийона и понимание смерти в средневековой культуре.

2. Отражение облика поэта и его художественной манеры в стихотворении Б. Окуджавы «Молитва Ф. Вийона».

3. О. Мандельштам о Вийоне.

 

Литература:

1. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.

2.  Федотов О.И.История западноевропейской литературы средних веков. Учебник-хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – Учебник-хрестоматия. – М.,2002.

3. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская,    скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. – Хрестоматия. – М.,1975.

4. طàéٍàيîâ ب.خ., ہôàيàٌüهâà ہ.خ. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.

5. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989. – С. 22-48.

6. Эренбург И.Г. Французские тетради. – М., 1959.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

ТЕМА: ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ.

«КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ» ДЖ. ЧОСЕРА

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Познакомить студентов с особенностями Предвозрождения в Англии, показать важную роль «Кентерберийских рассказав» Чосера в развитии идей гуманизма в Англии.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Социально-историческая ситуация в Англии ХIV века.

2. Жизненный путь Дж. Чосера.

3. Художественное своеобразие «Кентерберийских рассказов» Чосера и традиция Боккаччо:

А) ситуация рассказывания у Чосера и Боккаччо;

Б) образы рассказчиков, степень их индивидуализации;

В) реалистичность изображения у Чосера и Боккаччо.

4. Жанры средневековой литературы в контексте произведения Чосера.

5. Вклад Чосера в развитии английского языка.

 

Литература:

1. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.

2. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В  2 т. – М.: Владос, 2001. – Т.1.

3. Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч./ Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003.

4. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера. – М., 1986.

5. Алексеев М.П. Пушкин и Чосер// М.П. Алексеев. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. – М., 1972. – С. 378-392.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 

ТЕМА: РОМАН ФРАНСУА РАБЛЕ

«ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ» КАК ПАМЯТНИК ФРАНЦУЗСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Раскрыть значение эпопеи Рабле как грандиозной энциклопедии жизни Франции ХVI века, связь романа с народной карнавальной культурой; познакомить студентов в наиболее важными работами ученых о романе Рабле.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Особенности развития гуманистической мысли во Франции и жизненный путь Рабле. Его учено-гуманистическая деятельность.
  2. Творческая и издательская судьба романа. Структура книги.
  3. Народные источники сюжета. Система образов. Связь с народной смеховой культурой: пиршественные образы, гротескный образ тела.
  4. Амбивалентный характер смеха. Раскованная стихия языка романа.
  5. Изложение теории гуманистического образования и воспитания.
  6. Отличие первых двух книг романа от последних трех.
  7. Образ Телемской обители как один из ранних примеров утопии в европейской литературе.
  8. Пародийное использование приемов и стиля героического эпоса.

Задания для самостоятельной работы:

1. تîيٌïهêٍ ًàçنهëà êيèمè ف.Ауэрбаха «Мимесис» «Мир во рту Пантагрюэля».

Темы рефератов и докладов:

1. М.М. Бахтин о романе Рабле.

2. Образ Панурга - идеальное выражение или кризис гуманизма?

Литература:

1. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987

2. Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля // Мимесис. – М., 1976.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965, 1990.

4. Пинский Л.Е. Смех Рабле // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961.

5. Смирнов А.А. Рабле и его роман // А.А. Смирнов. Из истории западноевропейской литературы. – М.;Л., 1965.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

ТЕМА: ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИСПАНИИ И

РОМАН СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ»

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Раскрыть значение романа Сервантеса «Дон Кихот» как вершинного и итогового явления испанской ренессансной прозы, а также «колыбели» нового европейского романа.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Своеобразие культурно-исторических процессов в Испании ХV-ХVI веков. Утопизм положительных идеалов в испанском гуманизме.
  2. Развитие жанра романа в испанской ренессансной литературе. Значение плутовского романа.
  3. История создания романа.
  4. Особенности сюжетостроения. Полемика со штампами рыцарского романа.
  5. Дон Кихота как «вечный образ». Понятие «донкихотства». Его трактовки.
  6. Образ Дульсинеи Тобосской.
  7. Образ Санчо Панса и его эволюция.
  8. Роль вставных новелл в структуре романа.
  9. Автор – повествователь – герой. Черты романа Нового времени у Сервантеса.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект работы Л.Е. Пинского  «Сюжет «Дон Кихот» и конец реализма Возрождения».

 

Темы для рефератов и докладов:

  1. Безумие как проявление героического состояния души: Дон Кихот и Роланд.
  2. Дон Кихот и Санчо Пансо.
  3. Роль вставной новеллы о «Золотом веке» в романе «Дон Кихот».
  4. Роман Сервантеса и последующее развитие жанра романа в мировой литературе.
  5. Сервантес и русская литература.

Литература:

1. История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 3. – М., 1985.

2. ہëهêٌههâ ج.د., ئèًىَيٌêèé آ.ج., جî÷َëüٌêèé ر.ر., رىèًيîâ ہ.ہ. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987.

3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: в 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т.2.

4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. – М., 1996.

5. Пинский Л.Е. Сюжет «Дон Кихот» и конец реализма Возрождения // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961. – С. 297- 365.

6. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958.

7. Багно В. Дорогами Дон Кихота. – М., 1988.

8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот.

9. Шкловский В.Б. Рождение нового романа// Виктор Шкловский. Повести о прозе: Размышления и разборы. – М., 1966. – Т.1. – С. 157-202.

10. Бочаров С.Г. О композиции «Дон Кихота» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

ТЕМА: ТРАГЕДИЯ У. ШЕКСПИРА «ГАМЛЕТ»

Продолжительность 2 часа

 

Учебная цель: Раскрыть философский смысл великой трагедии Шекспира через анализ ее драматургической поэтики; ознакомить с историей восприятия образа Гамлета в критике разных эпох; подтвердить «вечный» статус шекспировского образа.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Источники сюжета о принце Гамлете. Особенности его трактовки у Шекспира.

2. Характер конфликта.

  1. Образ Гамлета. Его трактовки Гете, Белинским, Тургеневым, Выготским, Пинским. Значение монолога «Быть или не быть?» в раскрытии сущности образа.
  2. Проблема мести в трагедии. Три мстителя: Лаэрт, Фортинбрас, Гамлет.
  3. Женские образы: Офелия и Гертруда.
  4. Зло в мире: Клавдий, Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик.
  5. Основные мотивы трагедии:

А) мотив искусства;

Б) мотив безумия;

В) мотив смерти, образ Йорика.

8. Особенности языка трагедии.

 

 Задания для самостоятельной работы:

1. Конспект книги А.А. Аникста «Трагедия У. Шекспира «Гамлет» (разделы о конфликте трагедии и трактовках образа Гамлета ).

Темы рефератов и докладов:

1. Мотив театра в трагедии «Гамлет».

  1. Образ Гамлета в современной художественной литературе.
  2. История восприятия трагедии Шекспира «Гамлет» в европейской и отечественной критике.

Литература:

1. ہيèêٌٍ ہ.ہ. زًàمهنèے س. طهêٌïèًà «أàىëهٍ». – ج., 1985.

2. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. – М.,1971.

3. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Т.С. Элиот. Назначение поэзии / Вступит. Ст. А.М. Зверева. – Киев; М., 1997. – С. 151-156.

4. Холлидей Ф.Е. Шекспир и его мир. – М., 1986.

5. طàéٍàيîâ ب.خ. طهêٌïèً سèëüےى // فيِèêëîïهنèے ëèٍهًàًٍَيûُ مهًîهâ. اàًَلهويàے ëèٍهًàًٍَà: آîçًîونهيèه; ءàًîêêî; تëàٌٌèِèçى. – ج.,1998. – ر.508-693.

6. Барг М.А. Шекспир и история. М.,1979.

7. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М.,1975.

 

 Методические материалы для различных видов контроля и самоконтроля результативности изучения дисциплины


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!