Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»



 

О взаимоотношениях Печорина и Грушницкого мы узнаем из главы романа «Герой нашего времени» «Княжна Мери», который, по замыслу автора, является частью дневника Печорина. Поэтому все участники этой истории предстают перед нами именно такими, какими видел их главный герой. И это не случайно.

Печорин – это именно тот персонаж, который стал героем, зараженным «болезнью» своего времени. А настоящим двойником Печорина можно считать другого героя романа – Грушницкого, молодого человека, только начинающего свой жизненный путь.

Более того, Лермонтов намеренно сталкивает в своем романе двух героев, у которых есть много общего, и в то же время они являются антиподами, и вот первое, главное доказательство этого.

Все поступки и внутренние переживания Печорина показались внимательному офицеру искренними и естественными, «без тщеславного желания возбудить участие или удивление» к себе. О Грушницком же мы встречаем прямо противоположную характеристику, только теперь из уст другого наблюдательного человека – самого Печорина: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира… что он сам почти в этом уверился».

С самого первого знакомства от взгляда Печорина не ускользнули некоторые мелкие, но очень важные детали о характере Грушницкого. Например, при том, что молодой юнкер слыл в полку отважным храбрецом, он, как заметил Печорин, в бой бросался, зажмуря глаза. «Это что‑то не русская храбрость!» – восклицает он в своих заметках.

Также Печорину несложно было разглядеть под напыщенно‑трагической и романтической маской Грушницкого обыкновенного, посредственного человека, который свои низкие желания прикрывает красивыми словами.

Печорин почему‑то всегда интуитивно чувствовал, что когда‑нибудь ему придется еще столкнуться с Грушницким «на узкой дороге». Действительно, встреча героев на водах Пятигорска оказалась роковой. Зная о слабостях Грушницкого, главный герой постоянно нарушает планы молодого юнкера.

Одной из главных причин этого было собственное самолюбие: ведь Мери сначала выделила Грушницкого, а не его. Но была и вторая причина, без которой Печорин не был бы Печориным. «У меня врожденная страсть противоречить», – рассуждал он наедине с собой. Наблюдая за человеческими страстями, Печорин часто желал уничтожить «сладкие заблуждения ближнего», чтобы показать другому, как непросты и неоднозначны чувства и устремления людей на земле.

Интересно поведение героев на дуэли и в событиях, предшествующих ей. Когда Печорин случайно узнал о тайном сговоре против него, то поначалу готов был обрушить «холодную злость» на своего противника. Однако до последнего ждал от Грушницкого благородного поступка, который мог отказаться от дуэли или хотя бы вести честную игру. Но Грушницкий проявил малодушие, и тогда Печорин решил наказать его за это.

Печорин разыгрывает события так, чтобы максимально проверить чувства всех участников дуэли. Ему доставляет удовольствие быть актером и одновременно наблюдать за действием. Во время дуэли Печорин все‑таки надеется на то, что Грушницкий проявит свои лучшие качества и тем самым изменит трагический финал. Однако Печорин замечает лишь следующее: «Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна».

Этот психологический, поединок Грушницкий проигрывает Печорину, хотя в финале он все понимает.

Конечно, в жизни оба типа таких героев давно сосуществуют вместе: иногда дороги их расходятся, а иногда они конфликтуют друг с другом. Но, может быть, этот выбор автора – оставить жизнь именно Печорину, а не его двойнику – говорит нам о том, что пусть еще несовершенные, но самокритичные, свободные и волевые люди имеют больше шансов называться героями, а значит, представлять и строить будущее человечества.

 

Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени»

 

Много ли друзей было в жизни у Печорина, хотя точнее будет спросить, приятелей или знакомых? Ведь для человека, который имел печальный недостаток – быстро разочаровываться в жизни и в людях, мысль о верной и чистой дружбе казалась несбыточной.

Испытав когда‑то на себе несправедливость окружающего мира, Печорин разочаровался, перестал надеяться и верить в искреннюю любовь: «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял; и я выучился ненавидеть… И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние…» В отместку Печорин выбирает для себя в жизни роль хладнокровного судьи, который выносит строгий приговор себе и другим. Вот поэтому у него было так мало друзей, способных разгадать намеренную суровость и цинизм характера Печорина. Однако автор решил испытать своего героя на глубину и честность собственных убеждений, столкнув его в жизни с достойным и таким же сильным человеком – доктором Вернером. И, надо сказать, Печорин выдержал этот экзамен.

При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи. Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».

В Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности, впрочем, как и у самого Печорина. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона. Это авторское сравнение, безусловно, приведено в романе не случайно. В свое время Лермонтов серьезно увлекался творчеством Байрона. Он находил в его поэзии мотивы, близкие своим сокровенным устремлениям и идеалам.

Независимое поведение Вернера, иногда даже ироничное отношение к другим, в том числе и к себе, вызывало в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось очень много недоброжелателей и завистников. И только Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».

Однако чем же эти персонажи отличались друг от друга? Основное различие определил сам Печорин в журнале, куда герой любил записывать личные наблюдения и мысли. Также любопытным и поучительным занятием он всегда считал наблюдение за людьми, за их поведением в необычных или типичных ситуациях. По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что‑нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории, перипетии. За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне.

Все дело в том, что оба персонажа – жертвы своего времени, и эту горькую чащу скептицизма и разочарования им суждено испить до дна. Печорин, например, отчаялся и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира. Во всяком случае автор не раскрывает нам все противоречия и духовные искания Вернера. Но многое читателям объясняет следующая фраза Печорина: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Эта цитата также позволяет ответить и на вопрос, почему же между этими героями не могла состояться дружба. Возможно, Печорину и Вернеру не хватило любви к своим идеалам, упорного преследования чистых и высоких желаний. Оба героя углубились лишь в собственные недостатки, разочарования и личные страсти и за этим не заметили истинной дружбы.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!