Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»



 

Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным «Белеет парус одинокий…» Вчитываясь в эти знакомые с детства строки, представляешь себе легкий белоснежный парус, скользящий по гребню прозрачной морской волны и постепенно исчезающий в «тумане моря голубом». Парус в представлении человека – это вечный символ неугосащей надежды, осуществления мечты. Но в стихотворении он исчезает «в тумане». Может быть, потому, что помыслы, стремления и надежды лирического героя этого стихотворения не вполне ясны ему самому, не обозначены достаточно четко и ярко? Или он не знает, чего хочет, что ему нужно? Последующие две строчки являются косвенным подтверждением этой мысли: корабль покинул свой родной край, но еще не достиг заветного далекого берега. Он находится на перепутье, колеблется, не находит себе пути, не знает, куда ему плыть:

 

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

 

Да и как узнать, ведь он «счастия не ищет», у него нет определенной цели, нет смысла в его вечном терзании и поиске. Здесь, на мой взгляд, поэт употребил слово «счастье» в более широком значении: как своеобразный символ целенаправленного поиска, смысла жизни. Но и бежит он «не от счастия». Не к чему привязаться его сердцу, не к чему приложить свой ум. И автор испытывает боль за своего героя. «Увы!» – горестно восклицает он…

Но пока море спокойно и ласково, хотя намек на бурю уже есть в середине стихотворения. Под кораблем «струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Для чего поэт говорит об этом? Может быть, это своеобразная символика замкнутого пространства, окружающего парус со всех сторон, своеобразный заколдованный круг, в который попал лирический герой? Ведь вода всегда отражает небесный свод, и это зеркально отражаемое пространство словно возвращает парус к самому себе, движения вперед не происходит, и нет иного выхода, как бесцельно плыть в никуда. А кругом безысходность, безнадежность. Правда, и в этом царстве безысходности есть один светлый момент: «туман голубого моря» пронзает «луч солнца золотой», но и он не является путеводной звездой, не придает смысла жизни, ведь мятежный парусник все равно «просит бури, как будто в бурях есть покой!»

Слово «покой» в данном контексте приобретает новый особый смысл и употребляется поэтом не в качестве обозначения сытой, комфортной жизни, а в более широком значении: успокоение воспринимается читателем как удовлетворение от сознания правильности выбранного достойного жизненного пути. Даже стихотворный размер (ямб) настраивает нас на полное умиротворение. Буря подобного состояния не подарит, в ней не найти покоя. Возникает естественный вопрос: где же можно отыскать его? Но на этот вопрос автор не дает ответа, возможно, потому, что и сам его не знает.

Стихотворение «Парус» «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…

Это стихотворение, знакомое нам с детства, нельзя трактовать поверхностно и однозначно. Лирический герой этого произведения – парус, исчезающий в морской дымке, – символическое отражение терзаний целого поколения молодых людей, беспощадно прожигающих жизнь и не видящих света впереди, не нашедших в существующей жизни настоящего смысла… Этот парус во многом схож с Печориным, который также ищет себя в жизни и не может найти, он тоже герой‑одиночка, как парус, который противопоставляет себя всесильной буре.

В стихотворении «Парус» нашли отражение многие мотивы лирики Лермонтова. Это и мотив свободы, мятежа в сочетании с мотивом одиночества, разочарования и безнадежности. Поэт не ставил перед собой цель задеть читателя, пробудить его к действию.

Тем не менее стихотворение оставляет след в душе, заставляет задуматься, а это и есть главная цель любого поэта…

 

Тема красоты, гармонии человека с миром (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Утес», «Листок»)

 

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова многогранно. Одним из первых он использует в своих стихах образы‑символы. Эти образы напрямую соотносятся с внутренним миром лирического героя, его исканиями, переживаниями, проблемами.

Интересно использование таких образов‑символов в произведениях 1832 – 1836 гг. В стихотворениях «Утес» и «Листок» Лермонтов отразил свое понимание красоты и гармонии человека с миром. На первый взгляд речь здесь идет об обычных элементах природы, однако и листок, и чинара, и утес, и тучка описаны поэтом как живые, им свойственны черты, присущие человеку.

В стихотворении «Листок» Лермонтов создал образ одинокого «гонимого странника», который проходит через всю его поэзию.

 

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

 

Где его место? Куда занесет листок эта «жестокая буря»? Как одинокий странник, путешествует он по всему свету, ища приюта и покоя. Он тянется к природе и умеет видеть ее неописуемую красоту, а она отталкивает его, остается недоступной, чуждой и далекой. Как и лирический герой стихотворения, автор страдает от непонимания, отчужденности.

 

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой…

 

Поэт противопоставляет своему лирическому изгнаннику, который «засох и увял… от холода, зноя и горя», полную сил красавицу‑чинару, возле которой ему нет места. Она никак не желает принимать его под свое покровительство:

 

На что мне тебя? – отвечает младая чинара, –

Ты пылен и желт, и сынам моим свежим не пара…

…Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

 

Чинара полна сил и цвета, поэтому она и не хочет дать приют пыльному и желтому листу. Очень часто красота остается равнодушной по отношению к чужим бедам и страданиям, не желает гармонировать с тем, кто носится по свету «один и без цели», кто высох и увял «без сна и покоя». Чинара тоже одинока, но она горда своим одиночеством, она не страдает от него. Пока нежное солнце греет ее своими ласковыми лучами, прохладный ветерок обвевает стройные ветви – она счастлива:

 

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы,

Поют они песни про славу морской царь – девицы.

 

Она уверена, что так будет всегда, что ей самой никогда не понадобится чужое участие, чужая поддержка:

 

…Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

 

Похожую ситуацию читатель наблюдает и в стихотворении «Утес».

Только в предыдущем стихотворении листок отправляется в путь не по собственной воле, он вынужден покинуть родимую ветку. Листок молит «приюта на время» и не получает его. А здесь тучка беззаботно путешествует. Она не ищет приюта, не молит о нем. Старый утес рад принять путницу, предоставить ночлег:

 

Ночевала тучка золотая

На груди утеса‑великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

 

Беззаботно и весело отправилась тучка в свое путешествие, не простившись, не испытывая благодарности, лишь оставив «влажный след в морщине старого утеса». А влюбленный утес‑великан тоскует о тучке золотой, и кто знает, заживет ли теперь эта рана в его сердце. Как и дубовый листок, утес остается в одиночестве.

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

 

В своих стихотворениях Лермонтов поднимает острую для себя проблему: проблему красоты, гармонии человека с миром. Нет гармонии между гордой красавицей чинарой и одиноким странником, сухим дубовым листочком, как нет ее и в отношениях путешественницы– тучки и утеса‑великана. На вопрос о красоте, о гармонии человека с миром Лермонтов дает однозначный ответ.

Он считает, что человек не может достичь гармонии с окружающим миром, т.к. он одинок. Красота во многом являясь олицетворением гармонии, отталкивает от себя одинокого человека, т.к. тот нарушает эту гармонию.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!