Два «Пророка» в русской классической поэзии («Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова)



 

Современник А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но при этом пристальный наблюдатель, строгий и неподкупный судья творчества названных выше художников, известный критик В. Г. Белинский как‑то написал: «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого он родился…» Эту справедливую мысль критик выразил относительно культурного и исторического значения Пушкина и Лермонтова в жизни русского, да и мирового общества.

Белинский оказался прав не только благодаря своей прозорливости и тонкому вкусу; сама яркость и глубина таланта таких художников, как Пушкин и Лермонтов, для любых поколений читателей всегда открывается источником высоких чувств и передовых мыслей. Словно пророки, они вещают людям сквозь столетия о вечных и непреходящих ценностях.

Белинский, различая авторскую позицию Пушкина и Лермонтова, писал: «Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце».

Стихотворение Пушкина «Пророк» было написано в 1926 г. Это было особое время в истории страны: еще свежа в памяти неудачная попытка декабристского переворота, все заветные надежды и планы разрушены, кроваво подавлены. После поражения декабристов нужна была новая сила, способная объединить людей вокруг важных и насущных проблем общества. И Пушкин со свойственным ему бесстрашием и чистосердечностью говорит «новое слово», словно пророк, который приходит к людям в трудный час и утверждает спасительные истины. В образе пророка выступает сам поэт.

За основу этого стихотворения Пушкин взял библейский сюжет, в котором шестикрылый Серафим открывает поэту божественную мудрость, а затем наделяет его вдохновенной силой. Но это не «волшебное» преображение для героя, а болезненное:

 

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

 

Конкретные детали в художественном изображении автора приобретают глубоко символичное значение. «Отверзлись вещие зеницы» – герою словно открывается видение всей многогранности и сложности истории. «Моих ушей коснулся он» – поэт приобретает дар слышать и понимать чужие страдания, радости. «И он мне грудь рассек мечом» – вместо сердца у поэта оказывается уголь, пылающий огнем, что символизирует страстность и духовную мощь человека.

Между пушкинским и лермонтовским «Пророком» существует тесная связь. Ведь сюжет в стихотворении Лермонтова начинается с того момента, на котором его завершил Пушкин:

 

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

 

Лермонтов написал это стихотворение в зрелый период своего творчества, в 1841 г. А в позднем Лермонтове, по словам Белинского, органично соединяются очень важные качества истинного поэта, как «единство личности поэтической и действительной», то есть высокие темы и сюжеты становятся не просто отражением традиции или достоянием какого‑либо одного высокого жанра. Намеренно прозаичный язык лермонтовского «Пророка» подчеркивает особую обнаженность поэта‑пророка, горячий зов которого не только не услышали, но и стали презирать:

 

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

 

В свое время Пушкин явился для современников восторженным певцом неисчерпаемой энергии и духовной силы человека, провозвестником скорой победы человечества над несовершенством, как отмечал один исследователь, «пророком высоким идей общественных». Однако творчество Лермонтова начинается совсем с других настроений. При несокрушимой силе духа, усиленных внутренних исканиях и жажде жизни пророк Лермонтова уже не видит возможности сплочения и родства людей, поскольку их сердца слепят собственное самолюбие и черствость.

 

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

 

Когда сегодня утром я шел на экзамен, готовясь писать выпускное сочинение и еще не зная, какая тема из любимого мною раздела «Литература XIX века» выпадет, волнуясь, вольно или невольно я повторял слова Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Действительно, какая моя цель на сегодняшний день? Мои переживания не идут ни в какие сравнения с переживаниями Григория Александровича Печорина, ведь тому наутро предстоял поединок и возможная смерть, ситуация, согласитесь, более экстремальная. Да и вспоминать ему было гораздо больше, чем в мои неполные семнадцать лет.

Печорин, на мой взгляд, появился на стыке самонаблюдений Лермонтова, отраженных в его лирике, отчасти в ранней прозе и драматургии, и наблюдений над плохо устроенной жизнью («зло порождает зло»). Как представитель «больного поколения», автор почувствовал ответственность за него, и этот акт осознания высоко поднял поэта над обществом.

Вот почему, мне кажется, одна из причин появления Печорина на свет – необходимость создания образа человека, способного нести ответственность за дела своего поколения. Вспомните в тексте романа («Княжна Мери»), там, где идет речь о соотношении нравственных качеств Печорина и других людей – даже «самых добрых, самых умных», как Вернер, – выделяется именно эта черта главного героя: умение «взять на себя всю тягость ответственности».

Но не только чувством ответственности отличается лермонтовский герой от всех остальных. Метод психологического реализма, используемый Лермонтовым в романе, позволяет автору проникать в глубины личности, до сих пор неизведанные. Печорин в разговоре с Вернером признается в своей раздвоенности. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Эта раздвоенность проявляется в странности многих реакций Печорина: смешное ему часто кажется грустным, грустное – смешным; торжество сменяется неудовлетворенностью; рядом нередко сосуществуют и борются сочувствие и злость, стремление к человечности и попрание ее.

Простой, естественный русский человек Максим Максимыч постепенно подвергается тому же тлетворному влиянию общества, что и Печорин – и не важно, что в данном случае с его же помощью. Вспомним окончание главы «Максим Максимыч»: «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс‑капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее преходящими, но зато не менее сладкими… Но чем их заменить в лета Максим Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…»

Так неужели еще одна цель создания образа Печорина – показать, как люди, подобные ему, закрывают души и заставляют черстветь сердца легко поддающихся чужому влиянию людей?

Не находит отдушины своей жизни Печорин и в любви. Да, он покорил сердца многих женщин. Но он сам признается: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, и никогда не мог насытиться».

Общественного приложения талантам Печорина Лермонтов не нашел, недаром у автора существовал замысел, в конце‑концов воплощенный, о смерти Печорина по возвращении из Персии. Двадцать лет спустя, также не найдя применения потенциальным возможностям своего героя, «похоронит» Евгения Базарова создатель «Отцов и детей» И. С. Тургенев. Так что же, потерянные поколения неизбежно повторяются? Мне кажется, что черты Печорина легко можно найти и у вчерашних наших солдат, прошедших Афганистан и Чечню, и у их альтернативы – надломленных системой простых людей. В этом и гениальность Лермонтова: роман‑то актуален и сегодня. В этом и беда нашего общества, если за полтораста лет не могут найти цель в жизни люди, подобные Печорину.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!