Можности в природе человека как чувственного существа.



Так как именно способность суждения предпо- лагает это а priori и без отношения к практи- ческому, то способность суждения дает поня- тие, посредствующее между понятиями при- роды и понятием свободы (gibt den vermitteln- den  Begriff zwischen den Naturbegriffen und dem Freiheitsbegriffe). Это понятие и дает возможность перехода от закономерности природы к конечной цели. Через него познается возмож- ность конечной цели, которая может стать дей- ствительной только в природе и при условии со- ответствия ее  законам42 .

Рассудок, со своей возможностью априорно предписывать природе ее законы, доказывает, что природу мы можем познавать только как явле- ние. Но, по Канту, рассудок не только ограни- чен в познании, сам же рассудок указывает и на то, что выходит за границы его познания. Так как «является» именно сверхчувственный субст- рат природы, то это и значит, что рассудок ука- зывает на этот сверхчувственный субстрат. Одна- ко он оставляет его совершенно не определен- ным (... lässt dieses gänzlich unbestimmt)43.

Этому сверхчувственному субстрату способ- ность суждения дает определяемость через интел- лектуальную способность. Способность суждения дает ее потому, что обладает априорным прин- ципом, посредством которого мы судим о природе по ее возможным частным законам.

Наконец разум дает тому же сверхчувственно- му субстрату, в отличие от способности сужде- ния, не только определяемость, но настоящее ап- риорное определение. Он дает его через свой практический закон44 .

Таким образом, в системе Канта способность суждения действительно призвана играть роль перехода, или посредствующего звена,— между

 

42 Там же, стр. 197.

43 Там же.

44 Там  же.


областью понятия природы и областью понятия свободы. Именно способностью суждения осуще- ствляется объединение миров природы и свобо- ды, причинности и целесообразности, явлений и вещей в себе.

Однако, какой ценой осуществляется это объ- единение и каким результатом оно завершается! Единство явления и сущности, явления для нас и вещи, как она существует для себя, имеет у Канта в качестве своего условия отождествление мира «вещей в себе» с миром «ноуменальным», иными словами, с миром «умопостигаемым». Спо- собность суждения может сыграть у Канта роль посредницы, связывающей явление с вещью в себе, только потому, что роль эта предполагает со- хранение противоположности как полярного от- ношения между ними и, больше того, предпола- гает чисто идеальный, «умопостигаемый», «интел- лигибельный», характер самого мира «вещей в себе». Сущность являющегося Кант ищет не в реальном мире, а в мире, который он надстроил в своей системе над реальным миром как его ан- типод и который характеризуется как мир идеаль- ный. Последнее слово и высшая роль в эстетике Канта отведены миру сверхчувственному. Как ни странно, но эта роль сверхчувственного в эстети- ческой теории Канта далеко не достаточно выяс- нена в специальной литературе45.

Исследователи первых двух «Критик» Канта, естественно, склонны скорее подчеркивать разно- родность, несводимость кантовских миров приро- ды и свободы. Однако внимательное  изучение

«Критики способности суждения» и ее отношения к «Критике чистого разума» и к «Критике прак- тического разума» показывает, что, по мысли Канта, существует не только противоположность, но и глубокое сродство между миром природы и миром свободы. Только на первый взгляд  могло

 

 

45 Исключение здесь составляет называвшаяся нами со- держательная работа Армана Нивелля.— См. указ. соч., стр. 302—304.


бы показаться будто, с точки зрения Канта, нет ничего общего между, например, идеей разума и чувственной интуицией. Между ними все же су- ществует переход. Этот переход нам дает анало- гия. В силу своего отношения к трансценденталь- ной идее чувственное (или причастное к чувст- венности) явление представляет собой некий сим- вол. Иначе, по Канту, не может и быть. Только посредством символа можем мы осуществлять указанный переход, так как мы неспособны соз- дать адекватное чувственное представление для идеи разума. Мы вступаем в обладание символом, когда относим чувственный образ к эмпирическо- му понятию, отвлекаем правило этого отношения и переносим его в совершенно иную область — в область сверхчувственного.

Мысль эту — об аналогии и символе как сред- стве восхождения от чувственного к его сверх- чувственной основе Кант развил в § 59 «Крити- ки способности суждения». По наблюдению Канта, уже наш обычный язык кишит непрямыми чув- ственными обозначениями, или знаками по ана- логии. В них выражение заключает в себе не схему для понятия, а только символ для рефлек- сии (sondern bloss ein Symbol für die Refle- xion enthällt). Таковы, например, слова «осно- ва», «опора», «базис», «зависеть», т. е. «поддержи- вать «сверху», «вытекать из чего-либо», «следо- вать» и т. д. Слова эти предназначены для выра- жения понятий, но «не посредством прямого со- зерцания, а лишь по аналогии с ним, т. е. путем перенесения рефлексии о предмете созерцания на совершенно  другое  понятие»46.

Так, опираясь на идею о сверхчувственном про- исхождении мира и наших способностей, Кант ут- верждает, что прекрасное явление, причастное к чувственности, вместе с тем есть символ нравст- венного, доброго. В свою очередь последнее вос- ходит к идеям разума. Воспринимая прекрасное как символ нравственно доброго, душа, по Кан-

 

46 Иммануил  Кант. Сочинения в шести томах, т. 5, стр. 374—375.


ту, сознаёт в себе «некоторое облагораживание и возвышение над восприимчивостью к удовольст- вию от чувственных впечатлений»47.

В конечном счете, способность суждения отно- сится — как в самом субъекте, так и вне его — к тому, что уже не природа, но и не свобода, но что связано с основой свободы — именно к сверхчувственному. В нем теоретическая способ- ность общим, но для нас неизвестным способом соединяется в единство с практической способ- ностью48 .

Однако, удерживая полярную противополож- ность мира природы и мира свободы, Кант не замечает, что их объединение и переход между ними посредством «способности суждения» оказы- вается переходом мнимым, воображаемым. Поэто- му и «диалектика», задуманная Кантом в его си- стеме, есть мнимая диалектика. Такой — мни- мой — она оказывается не только в том разделе

«Критики чистого разума», который  называется

«Трансцендентальной диалектикой» и в котором разъясняется, что космологические антиномии ра- зума при ближайшем рассмотрении лишаются своего антиномического характера. Диалектика Канта оказывается мнимой диалектикой и в «Кри- тике способности суждения». Единство противопо- ложностей явления и являющегося, которое она обещает установить, сводится к единству сущест- вующего (мира вещей природы) и несуществую- щего, но только постулируемого философом (мира

«сверхчувственного»,  «умопостигаемого»).

В последней главе «Введения» к «Критике спо- собности суждения» сам Кант признает, что характеризованная им как «большая пропасть» (grosse Kluft) противоположность между обла- стью понятия природы и областью понятия сво- боды не есть, в сущности, противоречие или про- тиводействие между природой и свободой. Такое противодействие, разъясняет Кант, существует не между природой и свободой, а только между при-

47 Иммануил Кант. Сочинения в  шести  томах,     т. 5, стр. 375.

48 Там же, стр. 376.


родой как явлением и действиями свободы как явлениями в чувственном мире49 . Даже причин- ность свободы есть все еще причинность челове- ка, рассматриваемого лишь как явление, т. е. при- чинность подчиненной физической причины. И хотя основа для ее определения коренится  в

«интеллигибельном», «умопостигаемом» мире, способ, посредством которого «интеллигибельное» заключает в себе эту основу, остается совершен- но необъяснимым. И тут же выясняется, что важ- ный для философии Канта и получивший в ней распространение трихотомический принцип деле- ния не должен вызывать «подозрительности». Кант прав. Это — не триадический ход диалекти- ки, приводящий к усмотрению единства проти- воположностей. Это — простой результат того, что деление выводится у Канта из понятий а prio- ri. В таком делении, по Канту, необходимы:

1) условие, 2) обусловленное и 3) понятие, ко- торое возникает из соединения обусловленного с его условием50.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!