Роль идеологии в жизни современного российского общества



В современном мире наиболее остро и актуально стоит проблема поиска национальной идеи или государственной идеологии России. Эта проблема имеет громадное практическое значение и вызывает интерес у деятелей науки и социологов. Сейчас многие специалисты и мыслители стремятся найти эту идеологию, о чем свидетельствует весьма обширный список статей и монографий, посвященных будущему нашей страны.

Со времени появления понятия «идеология» в философской, социологической и политологической мысли сложились различные подходы к определению идеологии. Если обратиться к истории идеологических учений, то можно увидеть, что понятия «идеология» до начала XIX века не было, но идеологическая структура существовала во всех обществах. Ее изучали, обозначая другими терминами. Понятие, точнее говоря, термин идеология начали употреблять в конце XVIII, начале XIX вв. во Франции. Понятие идеология было введено в научный оборот Антуаном Дестютом де Траси в его работе «Этюд о способности мыслить». Позже, в другом своем фундаментальном четырехтомном произведении «Элементы идеологии», де Траси подробно рассматривает «идеологию» как науку об идеях; о том, как они возникают и о законах человеческого мышления. Кроме того, идеология, по де Траси, имеет большое практическое политическое значение, она учит правильному мышлению политических деятелей. Поэтому, утверждал он, идеология должна стать теоретическим фундаментом политической и экономической жизни, а также быть руководством для политической деятельности руководителей государства (1, с. 37).

«Идеология — совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служащих закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Основой идеологического отражения действительности являются определенные общественные интересы» (2, с. 89).

Идеология — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).

В отличие от науки — идеология представляет собой знание о социально-политической жизни, по соотношению интересов её сил определяя желательность или нежелательность того или иного социального бытия.

Сущность и общественное предназначение идеологии раскрываются посредством необходимых для общества ее функций. Основная из них – это социально-практическая, которая выражает состояние сознания той или иной группы людей, которое вытекает из ее экономических и политических интересов, порожденных конкретными условиями жизни, независимо от того, осознаются эти интересы или нет. Другая важнейшая функция состоит в том, что идеология позволяет людям удовлетворить потребность в социальных, нравственных и других духовных ценностях, выступающих средством ориентации в общественной среде, в формулировании жизненных целей и задач повседневной деятельности.

Феномен идеологии носит противоречивый характер, так как природа идеологии как феномен общественного сознания определена областью общественного интереса. Именно этот интерес служит линией раздела между идеологией и наукой, в основе которой лежит отражение объективных законов. Многие исходят из тезиса, согласно которому идеология является духовным явлением; следовательно, идеология будет существовать всегда, тогда, как классовая идеология является лишь одним из исторических вариантов идеологии как целостного феномена. Здесь следует заметить, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс не применяли термин «идеология» к своему учению и характеризовали его как научную теорию социализма. Затем В.И. Ленин расширил понятие идеологии, введя категорию «научная идеология», подчеркнув при этом, что в предшествующих марксизму системах идеологии имелись лишь научные элементы, но только марксизм в полном смысле этого слова является научной идеологией.

Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу: идеология по Карлу Марксу — это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества и выражающее специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание (3, с. 123). Энгельс отмечает, в этой связи, что государство — первая идеологическая сила над человеком.

Понятие идеологии имеет у Маркса не научный характер. Следовательно, сочетание идеологии и научного социализма невозможны, из-за их принципиальной противоположности: идеология есть иллюзорное восприятие действительности, когда научный социализм является научным анализом этой действительности. По мнению Теодора Ойзермана, отрицательное отношение Маркса к понятию идеологии и полному недопущению существования «коммунистической идеологии» обусловлено изначальным негативным восприятием всех предшествующих идеологий, которые были враждебны по отношению к рабочему классу.

В трактовке Ленина понятие идеологии приобрело иной смысл: в своих работах Ленин неоднократно говорил об идеологии пролетариата, обозначив её как научный социализм или марксизм (4, с.243). Таким образом, В. Ленин первым поднял вопрос о революционной идеологии, — как об особом языке революционного класса, а не ложного сознания в прежнем смысле. Революционная идеология не является ложным сознанием постольку, поскольку её содержанием является научный социализм, и таким образом она подобна идеологии лишь внешне: способами донесения и объяснения для тех, кто не способен мыслить научно, или вовсе — не образован.

В 1917 году в России произошла революционная смена государственной идеологии. Стержневыми составляющими новой идеологии стали: марксистско-ленинское мировоззрение, включающее в себя атеизм, отрицание самодержавия, теорию борьбы классов, интернационализм, отрицание частной собственности, теорию революции и ведущую роль рабочего класса в общественном процессе, демократический централизм, советскую власть. В последующем в составные части социалистической идеологии была включена идея о руководящей и направляющей роли КПСС.

В 1990-х годах коммунистическое движение переживает серьёзный кризис, вызванный отстранением коммунистических партий от власти в странах Восточной Европы и распадом Советского Союза. Его следствием стал уход части компартий с прежних радикальных позиций на более умеренные. Сегодня коммунистические партии находятся у власти в Северной Корее, Китае, Лаосе, Вьетнаме и Кубе. В ряде стран компартии входят в состав правящих коалиций.

Насаждавшаяся в 1990-е гг. в России либеральная идеология оттеснила традиционные российские ценности. Их было необходимо соотнести с ценностями либерализма и демократии, но в естественном органическом синтезе. Такие ценности, как свобода и демократия во всем, многообразие форм собственности, приватизация государственной собственности, защита прав и свобод человека, религиозная терпимость, свобода передвижения можно только приветствовать. Но осуществлялись эти принципы по американской модели, что для России не могло быть приемлемым.

Вместе с тем, в современной российской действительности наблюдается идеологическое многообразие и согласно Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Эта норма, закрепленная в основном законе нашего государства, казалось бы, не ограничивает права граждан и общественный организаций думать так как им хочется, но не приносит никакой конкретики. Государство без фундамента и движущей идеи представляет собой корабль без штурвала. У каждого государства должна быть общенациональная идея, цель существования, функции и задачи, реализуемые в соответствии с этой целью. В настоящее время в разряд возможности перешло осуществление социалистического идеала, однако в России существуют условия, на основе которых может быть восстановлено социалистическая направленности развития страны. Социологические исследования свидетельствуют, что и в экономике, и, главным образом, в сознании национальный российский капитализм не утвердился: осталось еще многое от социалистического уклада, что сложился своеобразный социальный симбиоз. Сложился весьма интересный парадокс социальной реальности, когда подавляющая часть населения не желает возврата в прошлое и опасается будущего. Несомненно, что и в будущем весьма эффективным является осуществление принципа «свободное развитие каждого есть условия свободного развития всех». Основой для такого заключения является принцип последовательного гуманизма, исходящий модели многоукладной экономики и солидарной ответственности всех социальных групп.

Согласно позиции Ю.Г. Волкова, будущее за формирующейся сейчас иде­ологией мира как учения о мире в целом — целостной идеологией гуманизма, которая должна основываться на целостном знании об окружающей действительности. Целостное знание о мире будет фундаментом форми­рования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества. Высшее стремление че­ловека усматривается в стремлении к знаниям, следовательно, гуманистом оказывается человек, стремящийся к знаниям (5, с. 67). Отсюда следует вывод о том, что знания человека, его духовное богатство станут в грядущем обществе основой подавления эгоисти­ческого самолюбия и других антигуманных устремлений, будут служить фундаментом своего рода нравственного очищения человека. Иными словами, само­совершенствование личности возможно только благодаря освоению ею целостного знания, ясному осознанию своего места и роли в обществе, познанию гармонии человека и окружающего мира.

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как утверждается, представляет собой качественно новый скачок в развитии гуманизма, результат критической переработки гуманистических идей прошлого.

Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам угнетателей.

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, освобождению трудящейся личности, созданию социалистического и коммунистического общества.

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.

Государственные идеологии формировались как средство самосохранения народов, как стимул развития, как духовно-нравственная основа единения индивидов в народ. Иначе говоря, государственная идеология вытекала из образа жизни людей и соответствовала их пониманию мироустройства. Основой государственной идеологии является признание ведущей роли государства в жизни общества, как в узком понимании термина "государство", как сильной центральной власти, так и в широком понимании, как могучего организма, естественно интегрирующего в свой состав каждого индивида.

Кроме того, государственная идеология содержит в себе принципы и идеи экономической организации общества, суть которых в самом общем виде можно выразить так: обогащая государство, обогащаешь себя. Государство в системе идеологических ценностей выступает как неизбежное условие стабильности развития экономики и всего общества в целом.

Государственная идеология особенно важна в России в силу ее исторического развития, коллективистского сознания граждан, не мыслящих себя вне государства.

Требуется подготовка законопроектов, в которых бы были заложены правовые основы формирования патриотизма, ответственности гражданина перед государством и государства перед обществом, ответственности за воспитание достойного гражданина России, охране и поощрении талантливых людей России.

Россия нуждается в общенациональной идеологии, постольку ей следует решить, какую идеологию она должна положить в качестве государственной. Однако здесь возникает противоречие: с одной стороны, в Конституции России имеется статья 13, которая запрещает существование государственной идеологии России, так как ни одна идеология не может быть государственной, с другой стороны – ни одна страна, ни одно общество в мире не может существовать без идеологии.

 

Список литературы:

1. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Идеология современной России. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2002. - 55 с.

2. Андреев И.Л. Еще раз об обустройстве России . Вестник Российской академии наук, 2001. - с. 239.

3. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия, 1996.- с. 313.

4. Логинов Алексей Валерьевич. Идеология как проблема социальной онтологии, 2004. - 336 c.

5. Макаренко В. П. Главные идеологии современности, 2000. – с.125.

 

 

Бутуев Павел Александрович,

студент 2 курса ВСФ РГУП

 Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1094; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!