Опасная и разрушительная среда



Общественное движение «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал»   Трезвость – необходимое условие устойчивого развития человечества   Материалы XV Международной научно-практической конференции общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал»   24-25 февраля 2017 года г. Тюмень     Организаторы: Павлодарский государственный педагогический институт (Казахстан) Тюменская областная Дума (Россия) Тюменский индустриальный университет (Россия) Тюменский научный центр СО РАН (Россия) Общественное движение «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал»   Тюмень 2017 УДК 371.84 ББК 371 Т-66   Редакционная коллегия: Р. В. Распопов (отв. редактор), А. А. Зверев.     Т-66   Трезвость – необходимое условие устойчивого развития человечества : материалы XV Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» / отв. ред. Р. В. Распопов. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2017. – 310 с.       ISBN 978-5-9908997-2-8   Сборник содержит материалы XV Международной научно-практической конференции общественного движения «Союз УСТ «Трезвый Урал», прошедшей 24-25 февраля 2017 г. в г. Тюмени. Сборник предназначен для широких слоёв населения, участников трезвого движения и управленцев всех уровней власти.   УДК 371.84 ББК 371   ISBN 978-5-9908997-2-8 © Общественное движение «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2017 Содержание   Вступительное слово. 6 Зверев А.А. Трезвость – основа КУРСа России. 13 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Обзор диссертации А.Н. Якушева «Движение сторонников трезвого образа жизни. История и современность» 23 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости. 32 Загумённый В.А. О важных моментах в работе с учащимися и их родителями по формированию трезвых убеждений. Практические рекомендации. 38 Огородникова И.П. Обоснование перехода от профилактики вредных привычек к урокам Трезвости. 51 Исаева Н.Н. Уроки Трезвости – основа формирования морали Трезвости как общечеловеческой ценности. 56 Распопов Р.В., Загумённый В.А. Уроки Трезвости как средство сохранения интеллекта. 62 Кушнарёв Г.С. Уроки Трезвости и массовая культура: взаимное улучшение. 70 Баженов А. И., Загумённый В.А., Зверев А.А. Опыт молодого учителя Трезвости в старших классах, ССУЗах и ВУЗах. 75 Иванова А.С. Старшеклассники в роли учителей Трезвости. 80 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости. 82 Григорьева С.А. Программирование детей на самоотравление интоксикантами через литературу. 87 Замоткина Н.А., Куминова Е.А., Пермякова А.А., Сотвалдиева А.А. Отношение обучающихся Нижнетагильского филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» к алкоголю и спиртным напиткам.. 98 Коба Т.В. Язык утверждения и сохранения Трезвости в повседневной речи. 102 Алексеева Т.Н. Методы формирования морали Трезвости в обществе 111 Уфимцев А.Е. Трезвый образ жизни как основа природного голоса 117 Аксентьева Е.В., Аксентьев И.В. Рыночная стоимость бизнеса (Гудвилл) и технологии трезвости в управлении персоналом.. 120 Гуденкова О.И. Роль кадровых служб в формировании здорового образа жизни персонала. 132 Ельцов А.И. Новый подход в насаждении «культуры пития». 135 Васильев В.Н., Мингазов А.Х. Резистентное течение опиоидной наркомании. 144 Лаптев М.П., Флигинских А.В. О влиянии доступности алкоголя на рост преступности в Йошкар-Оле и Республике Марий Эл. 148 Смирнова И.А., Яшкина Е.М., Межнина Т.О. Трезвость как один из основных принципов государственной безопасности. 154 Новрузова З.Д. Женщина и трезвость. 165 Пушкарев А.Н. О роли женщины в деле утверждения и сохранения Трезвости (по материалам доклада доктора А.М. Коровина) 168 Абросова В.И., Зверев А.А., Коба Т.В. Сравнение высказываний М.Д. Челышова и основных положений современной программы отрезвления России. 174 Клюшникова Е.А. Страницы истории трезвеннического движения в Западной Сибири. 184 Огородникова И.П. Роль открытий Г.А. Шичко в прекращении действия механизма отнимания Трезвости. 190 Леоненко М.А. Сыны отечества. Геннадий Андреевич Шичко и его метод 195 Ленивкина Л.Н. Сыны Отечества. Николай Мартенианович Чукмалдин 200 Вуколов А.В., Зверев А.А. Совершенствование подачи информации о Трезвости через Интернет. 213 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Выбор наиболее эффективного метода распространения идеологии утверждения и сохранения Трезвости в Российской Федерации. 218 Головин А.А. О современном положении дел и повестке дня в утверждении трезвости. 224 Роговская К.Ю., Баженов А.И. О совершенствовании организационного строительства в трезвом движении. 235 Исаев В.И. Результаты работы ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2016 год. 239 Пономарев В.А. Отчёт о работе по утверждению и сохранению Трезвости РООО УСТ «Трезвый Дон» за 2016 год. 243 Мамедов Д.М. Трезвые силы Казахстана. 246 Семенова Т.А. О сохранении Трезвости (стихотворение) 250 Резолюция Международной научно-практической конференции «Трезвость – необходимое условие устойчивого развития человечества» 251 Приложение 1. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения. 256 Приложение 2. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» 286 Приложение 3. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». 288 Приложение 4. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полпреда президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. 291 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». 306  

Вступительное слово

Уважаемый читатель! В наше бурное на события время всем и всё хочется решить быстро и сразу. Да, это так. Но вопрос вот в чём. Ускоряются события и субъективное время только в обществе, среди людей, и это ускорение скорее напоминает суету перед лицом неминуемой опасности, которую люди ощущают скорее интуитивно, чем осознанно, но не знают, как одолеть.

А природные явления как шли по своим законам, своим чередом со своей естественной скоростью, так и продолжают идти. Всё та же скорость вращения Земли вокруг своей оси. С прежней скоростью зима сменяется летом, а лето зимой. Светит Солнце и с прежней скоростью идёт фотосинтез.

Всё также 24 часа в сутках, а женщины 9 месяцев вынашивают под своим сердцем детей.

Но почему же вдруг так засуетились люди? Почему то тут, то там вспыхивают военные конфликты? Почему люди часто испытывая нехватку самого необходимого, тратят драгоценные ресурсы и свои силы на производство вещей, которые не могут кормить, согревать и помогать жить?

Люди активно тратятся на разрушение своей среды обитания, на «оружие массового поражения». Оружие массового поражения! Вот здесь успехи фантастические! Сотни тысяч человек уничтожаются в мгновение ока. Это всем наглядно показала атомная бомбардировка городов Японии американцами в августе 1945 года.

Вместе с людьми уничтожаются созданные ценности. Здания, заводы, культурное наследие. Заражается местность, на долгое время становится непригодной для жизни. И теперь разумные люди, учёные бьются над задачей, каким образом сделать так, чтобы людей убить, а материальные ценности оставить в целости и сохранности. Решают задачу, как снизить себестоимость убийства человека? Появляются нейтронная бомба, химическое, бактериологическое оружие, высокоточное «умное» оружие. Искусственным интеллектом снабжаются даже отдельные снаряды. Появляются боевые роботы, способные убивать на земле, на воде, в воздухе, в космосе.

В своё время великий хирург Пирогов называл войны «травматологической эпидемией». Как это точно! Только в отличие от эпидемий, вызываемых микроорганизмами, травматологические эпидемии делают сами люди. Почему делают?

И второй вопрос. А все ли виды оружия массового поражения мы упомянули выше? Ответ можно дать сразу. Отнимание Трезвости, являясь особо опасным видом социального паразитизма, одновременно является и наиболее эффективным оружием массового поражения, потому что является причиной массового самоотравления людей. Помогает этому процессу и то, что мир вошёл в эпоху информационных технологий, что расширяет возможности человечества, но силы зла в первую очередь приспособили их для целей манипуляции и принуждения. В частности для целей насаждения самоотравления табачными, алкогольными и другими ядами.

И на первый вопрос ответ очень прост. В силу объективных закономерностей в процессе эволюции люди получили разум, то есть получили способность принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. И разум дал возможность людям размножиться, увеличить свою численность, против того что «положено людям» по их «экологической нише» в тысячи раз. Существуют закономерности, по которым распределяется численность видов, в зависимости от их размера.

Микробы очень малы. Численность буквально бесконечна. А слонов можно пересчитать. Экологическая вместимость громадной по площади Тюменской области по лосям всего лишь порядка 10-15 тысяч особей, а по зайцам, они же много меньше лосей, 450 тысяч.

Шмелей мало, они относительно крупные, а вот мелкой мошки тучи неисчислимые.

Так что, исходя из размеров человека, численность людей не может быть большой. Специалисты определяют порядок в сотни тысяч особей на всю Землю. Не более. А нас уже более семи миллиардов!

Нарушен природный баланс в планетарном масштабе. Для поддержания существования гигантской биомассы человечества, ресурсов планеты уже не хватает. Человечество столкнулось с абсолютной нехваткой ресурсов. Здесь и ответ на причину «людской суеты». Лихорадочно растаскивается «Тришкин кафтан» оставшихся планетарных ресурсов.

Желают это люди признать или не желают, но численность любого вида определяется ресурсами, нужными для поддержания жизни, которыми располагает экологическая ниша, которую занимает данный вид. Если падает количество ресурсов, то падает и численность вида. Например, мало пищи, мала и численность вида. Среди людей также. Голодные смерти частое явление в жизни человечества. И горе слабому! Его ограбят и уничтожат первым.

Отсюда простой обобщающий вывод. Природные процессы так устроены, что баланс «Ресурсы экологической ниши – численность вида» всегда соблюдается.

Человечество в процессе своей жизни уже много раз сталкивалось с относительной нехваткой ресурсов. Точнее можно сказать, что человечество много раз переполняло отведённую ему экологическую нишу, но каждый раз разум, то есть способность находить нестандартные решения в нестандартной ситуации, позволял выйти за пределы отведённой самой природой экологической ниши. Расширить её.

Переполнилась экологическая ниша в тёплых краях и человек надел шкуру животных, научился строить тёплое укрытие, овладел огнём и тем расширил свою нишу. Люди стали жить там, где раньше не могли. Увеличилась численность. Снова переполнение экологической ниши. Еды не хватает. По естественным природным процессам должны начаться голодные смерти. Они и были у людей. Но у людей есть разум и они очередной раз увеличили свою нишу. От охоты, собирательства перешли на оседлый образ жизни – появляется сельское хозяйство.

Растёт численность населения. Снова переполняется экологическая ниша и люди переходят к индустриальным методам жизни и ведения сельского хозяйства, что позволило расширить экологическую нишу до размеров всей планеты.

Экологическая ниша стала тесной, а расширять её больше некуда. Это качественная перемена, которую большинство людей просто не знают. Кто-то знает, но знание это не подвигает на какие-либо действия. Относительно благополучная текущая действительность не позволяет ощутить трагичность положения, в котором мы все находимся.

Какая-то, прямо скажем, пока ещё ничтожная часть населения планеты озабочена очень серьёзно, но варианты выхода из сложившегося положения предлагаются разные. Впрочем, ни один из вариантов населением не понимается и сознательно не поддерживается. Опуская частности, можно сказать, что пока всё идёт по естественным природным процессам, которые так устроены, и это объективно, что стремятся ликвидировать кратковременную вспышку численности вида «Хомо сапиенс».

Внешние проявления этого процесса многообразны, но их общий признак в том, что все они направлены на снижение численности населения.

Покажем этот момент на примерах, которые можно назвать хрестоматийными.

В расширившейся до предела экологической нише начался активный процесс выживания одних за счёт уничтожения других.

Заселение американского континента сопровождалось тотальным уничтожением коренного населения всеми доступными способами. Убийством в военных операциях, применением бактериологического оружия (продавались индейцам заражённые чумой одеяла), химическое оружие (у индейцев отнималась Трезвость, и насаждалось самоотравление алкогольными ядами). Были уничтожены миллионы бизонов – основы питания и ресурсной базы местного населения. Убийство аборигенов было возведено буквально в культ. Чего только стоит поговорка «Хороший индеец – мёртвый индеец!». Централизовано выплачивались премии за каждого убитого индейца!

А вторая мировая война! Фашисты шли войной на СССР с идеей «захвата жизненного пространства». В этом же ключе высказывание Гитлера о послевоенной доктрине в СССР. «А русским только водка и табак и никакой гигиены – через поколение вымрут сами!»

Если в средние века при войнах мирное население практически не трогалось, то во второй мировой войне количество убитых среди мирного населения соизмеримо с военными потерями.

Подведём промежуточный итог.

Человечество до настоящего времени увеличивало свою численность за счёт расширения экологической ниши. Расширять экологическую нишу люди могли за счёт разума, то есть развитой способности принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации. До известных пределов это было возможно. В настоящее время экологическая ниша расширена до планетарных масштабов и переполнена населением. Именно это обстоятельство является главной приметой текущего времени. И оно людьми пока не осознаётся в должной мере.

Люди продолжают жить, как жили. Это чёткий путь к близкому катастрофическому сценарию развития событий.

Тогда возникает вопрос. А что же нужно учесть, чтобы выйти из-под катастрофического сценария? Пока мы не ставим вопрос о том, а можно ли в принципе его предотвратить.

Просто укажем на часть моментов, без учёта которых катастрофический сценарий продолжится. Так же не будем углубляться в анализ, а получится ли учесть эти моменты на практике?

- Нужно осознать (признать), что предел расширению экологической ниши человечества наступил.

- А потому наступил предел и повышению численности населения на планете Земля.

- Теперь главная задача человечества действовать так, чтобы экологическая ниша по своей экологической вместимости была бы стабильной во времени. Другими словами люди должны осознать главное – нужно действовать так чтобы наша среда обитания была устойчива во времени.

Как будут развиваться события дальше? Прогнозов очень много. Но, по сути, все они сводятся к двум вариантам.

Первый, желательный. Это «по Вернадскому». Человечество войдёт в гармонию с природой и образуется на Земле то, что он назвал «ноосферой».

Второй вариант. Это вариант катастрофический, согласно которому в силу естественных причин численность населения сократится в соответствии с сокращением ресурсов поддерживающих жизнь людей. Почему этот вариант называется катастрофическим? А потому что за словами «сокращение численности населения» стоит взаимоуничтожение друг друга всеми доступными способами. Настанет положение, про которое можно сказать: «Живые будут завидовать мёртвым!»

Сложившееся положение напоминает анекдот.

«Маша! Как у тебя дела с Васей? Хорошо идут! Только есть маленькое недоразумение. Я хочу быть на свадьбе в белом платье, а он вообще жениться не хочет!».

Первый вариант «Белое платье», вариант «Ноосферы», возможен и желателен. Но человечество в силу многих и многих причин «жениться не желает» – привычными способами бодренько движется по катастрофическому варианту развития событий.

Ещё в 1972 году группа под общим руководством Дениса Медоуза на основании составленной модели показала, что если человечество не сменит своих способов жизни, своих суммарных технологий, то природные комплексы природы в таких условиях смогут поддерживать численность населения без снижения продуктивности, то есть устойчиво, в пределах миллиарда жителей или около того.

Здесь нужно подчеркнуть одно важное обстоятельство. Группа Д. Медоуза дала не прогноз. Не прогноз, а модель, которая при введении в неё тех или иных фактических данных, показывает как меняется при этом ситуация на Земле с ресурсами и численностью населения.

Первый их отчёт «Пределы роста», как уже было сказано выше, опубликован в 1972 году. А второй отчёт назывался «За приделами роста» и был представлен общественности в 1992 году.

Этот отчёт наглядно показал, что человечество не изменило своих суммарных технологий, и вышло по своей численности за пределы экологической ниши, расширять которую уже далее некуда в виду достигнутых возможных планетарных пределов.

С надеждами на исправление ситуации был созван международный форум, который состоялся в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В работе форума приняли участие более 180 стран. Представительство было на уровне президентов и глав правительств.

Итог форума огласил Д. Медоуз в очередном отчёте «Пределы роста 30 лет спустя». В отчёте показано, что человечество ничего не изменило в своих суммарных технологиях. Движение навстречу катастрофическому сценарию идёт с ускорением. В отчёте имеется и отзыв о работе форума, что состоялся в Рио-де-Жанейро. Итог краток – «Гора родила мышь!». Возобладали личностно-корыстные и корпоративные интересы.

Но всё же некоторые положительные итоги подвести удалось. Участники форума пришли к выводу, что путь, который навязывает всему миру США – путь в тупик.

И второе. Нужно работать в направлении выработки «Модели устойчивого развития». Это в мировоззренческом смысле большой шаг вперёд. До этого провозглашалась концепция «Нулевого роста».

Понятие «Устойчивое развитие» само оказалось «устойчивым» во времени и за время прошедшее с 1992 года начинает обрастать различными предложениями.

Диапазон предложений очень широкий, начиная от разделения людей на «элиту» и выведения породы «служебного человека» на фоне резкого снижения численности населения, и кончая фантастическими теориями заселения других планет при бесконечном росте численности населения.

Часть «теорий построения будущего» в той или иной мере учитывают естественные законы развития общества, закономерности взаимодействия суммарных технологий человечества и природных комплексов.

Часть вариантов очень далека от учёта естественных процессов и законов, носят чисто умозрительный характер без каких-либо выходов в практику. К ним, например, относится идея жизни в космических поселениях и расселение на другие планеты. Последнее проблем планеты Земля в принципе не может решить, даже если бы такое было возможным. Более того, в поселениях и на других планетах людей настигнут те же проблемы, которые не были решены на Земле и от которых люди пытались убежать «подальше».

Конференция «Трезвость – необходимое условие устойчивого развития человечества» в своём названии подчёркивает значение основного (главного) ресурса для устойчивого развития человечества по созидательному пути. Этим необходимым ресурсом является Трезвость.

Сейчас как никогда важно понять, что вместе с отниманием Трезвости у людей отнимается главное – в значительной степени отнимается способность к абстрактно-логическому мышлению.

Ещё раз напомним, что разум – это способность находить нестандартные решения в нестандартной ситуации. И способность к абстрактно-логическому мышлению – главное условие продуктивного (сильного) разума.

Сейчас все жители Земли оказались более чем в нестандартной ситуации, в которой человечество ещё не было. Требуется сильнейшее напряжение разума. Трезвость даёт предпосылки для усиления разума, который нужен как никогда. В отсутствии Трезвости дальнейшее развитие человечества по созидательному пути в принципе невозможно.

 

А.А. Зверев,

председатель, Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень» (правление общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал»).

 


 

УДК 32.019.51

Зверев А.А.

Zverev A.A.

Зверев А.А.
Трезвость – основа КУРСа России

Sobriety – the basis of Course of Russia

В статье рассмотрены итоги многолетней работы в области утверждения и сохранения Трезвости в обществе: переход от «борьбы» и преодоления к идеологии утверждения и сохранения Трезвости, развитие понятийного аппарата, рост количества и качества подготовки соратников трезвого движения. Обосновано появление Концепции устойчивого развития страны (России), в центре которой необходимым условием выступает Трезвость.

Ключевые слова: Трезвость, язык УСТ, законодательство, отнимание Трезвости, Программа «Трезвость – воля народа!», артельный принцип, движение «Трезвая Россия», КУРС России.

The paper concerns the results of many years` work on establishing and safeguarding Sobriety in society: conversion from ideas of “struggle” and overcoming to ideology of establishing and safeguarding Sobriety, scientific definitions development, the increase of quantity and quality of training of sober movement team-mates. Appearance of the Concept of sustainable development of the country (Russia) is substantiated. The center of the Concept and the necessary condition is Sobriety.

Keywords: Sobriety, the language of establishing and safeguarding Sobriety, legislation, Sobriety deprivation, the program “Sobriety – the will of the people!”, artel principle, “Sober Russia” movement, The COURSE of Russia.

Ровно 15 лет назад на базе 17-й школы в городе Тюмени прошла первая учредительная и научно-практическая конференция общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» (далее – Трезвый Урал).

Проведение ежегодных научно-практических конференций – требование учредительных документов Трезвого Урала, и по сложившейся традиции каждый год конференция Трезвого Урала проводится в новом городе.

Сегодня своеобразный юбилей и мы начинаем работу 15-й научно-практической конференции в городе Тюмени.

Пятнадцать лет заметный срок и он обязывает подвести некоторые обобщающие итоги.

Укажем на некоторые из них.

- Самое важное: сформулировано и стало общепринятым определение Трезвости: «Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества в целом». В практике к этому короткому определению мы делаем разъясняющее дополнение – «свободное от запрограммированности на самоотравление любым интоксикантом (табаком, алкоголем и другими) в любых количествах».

- Чётко обозначена цель трезвого движения: «утверждение и сохранение Трезвости». Это принципиальный момент, ибо известно, что если корабль не знает в какую гавань он идёт, то ему нет попутного ветра!

Это коренной поворот в истории трезвого движения России, обозначающий переход от идеологии «борьбы» (с пьянством, алкоголизмом, за трезвость и т.д.), от бесплодных попыток «преодоления» к ясно выраженному конструктиву.

Каждый человек рождается трезвым, и это естественно. Потому Трезвость нужно сохранять. Если этого не делать, то Трезвость у детей отнимается информационными способами, и в обществе наступает беда по всем направлениям (в экономике, производстве, уходит совесть, рушится мораль), ибо отнимание Трезвости является особо опасным видом социального паразитизма.

Наука Трезвости в настоящее время достигла уровня развития, при котором имеется надёжная возможность любому человеку вернуть отнятую Трезвость, утвердить её и далее сохранять. И не только человеку, но и обществу в целом. И сделать это без насилия и запретов.

Приведённые выше положения на самом деле являются поворотными. Сравните их с высказываниями, прозвучавшими на съезде «Партии сухого закона» 4-5 января 2016 года, которые мы здесь приводим в порядке дружеской критики. Один из выступающих лидеров, стоящий на позициях борьбы, Трезвость определил так – «трезвость – это бросил пить» и далее продолжил: «трезвость же не беременность, чтобы её сохранять».

Чтобы избежать длинных разъяснений обратимся к началу жизни человека. Ребёнок родился – он же естественно трезвый. А по логике борьбы, чтобы стать трезвым, нужно «бросить пить». Абсурдность сравнения сохранения Трезвости с сохранением беременности понятна без пояснений.

Формулировка определения Трезвости и цели трезвого движения позволила создать программу трезвого движения. Её официальное название «Программа утверждения и сохранения Трезвости в России». В процессе всенародного обсуждения программа обрела короткое название «Трезвость – воля народа!».

- Третье важнейшее достижение фактически принадлежит программе «Трезвость – воля народа!», она так логична и обоснована естественными закономерностями, что оценена и управленцами высокого уровня. Достаточно сказать, что в 2009 году 10 октября «Программа утверждения и сохранения Трезвости в России» была опубликована в губернаторской газете «Тюменская область сегодня» [1].

- Любая теория имеет свой понятийный аппарат. Любая проблема может быть только тогда решена, когда появляется язык и понятия, способные описать решаемую проблему без искажений.

Трезвый Урал достойно продолжает и развивает научные принципы заложенные первопроходцами Трезвости И.П. Павловым, Г.А. Шичко, Ф.Г. Угловым и другими. В этом смысле показательно развитие понятийного аппарата теории Трезвости, который получил народное название «Язык утверждения и сохранения Трезвости» (язык УСТ) [2]. Не «словарь», а именно «язык». В овладении языком утверждения и сохранения Трезвости гарантия того, что в перспективе, по мере распространения среди людей языка УСТ, в обществе установится и мораль Трезвости.

- Понятие «Морали Трезвости» также введено в оборот Трезвым Уралом. И это важно для практики. Потому что понятие морали Трезвости позволяет объективно осветить историческое прошлое с позиций отношения людей России, общества в целом к Трезвости. А это позволяет прекратить бесплодный спор, который время от времени возникает в современном обществе, и который формулируется примерно в таком виде: «Так «пила» или не «пила» Россия в прошлом?»

Вплоть до настоящего времени трезвое движение не могло дать объективную картину прошлого и ответить на этот вопрос.

Идеология борьбы и запретов продвигает такую позицию: «Россия всегда была одной из самых трезвых стран!». «И «споили» её совсем недавно!»

Понятны благие намерения людей, разделяющих эту позицию. Но позиция эта не отражает объективную картину. Сама формулировка «одной из самых трезвых стран» содержит некоторую двусмысленность.

Такие утверждения легко разбиваются историческими фактами. Они показывают, что в России «пьянство», а точнее отнимание Трезвости процветало. И за доказательствами далеко ходить не нужно. 2016 год трезвым движением был объявлен «Годом М.Д. Челышова». В честь 100-летия со дня кончины этого выдающегося общественного деятеля, стоящего на позиции Трезвости. Его призыв: «Пощадите Россию!» – был направлен на прекращение отравления населения России легальными алкогольными ядами.

А высказывание Петра Первого: «Пей», да дело разумей!». А Екатерина Вторая со своим знаменитым: «Пьяным народом легче управлять!» А «слово народа»: пословицы вида «Пьяный проспится – дурак никогда!», «Пьян, да умён! Два угодья в нём!» Многочисленные публикации тех лет, картины художников, песни и т.д. Все эти исторические источники свидетельствуют лишь об одном: «пьянство» на Руси процветало! Насаждалось «сверху» и поддерживалось «снизу».

Были в России и «территории Трезвости» (на них обычно ссылаются, как на доказательство, что «Россия была одной из самых трезвых стран»).

На этих территориях проживали люди, чьи религиозные убеждения требовали Трезвости.

В этом ряду, например, староверы, мусульмане. Были территории с крайне бедным и малочисленным населением в силу малой урожайности земель, с крайне плохой дорожной сетью. В такие края завозить алкоголь было «себе дороже». Хлопот много, а алкогольный «навар» небольшой. В таких краях Трезвость никто не отнимал, и население жило естественной, данной с рождения трезвой жизнью.

Да, территории Трезвости были! А чего не было? Не было морали Трезвости. Смысл этого утверждения раскрывается полностью, если мы обратимся к определению морали.

Мораль – это совокупность законов писаных и неписаных, которые регулируют реальные отношения между реальными людьми.

То есть в России Трезвость отнимали «сверху», «по установленному (по писаному) закону». А люди «снизу» отравлялись уже по «неписаным» законам. Например, в общинах был обычай «виноватого опоить». Обычай (неписаное правило) предписывал, что провинившийся перед общиной мог получить прощение, если выставлял общине ведро водки для коллективного самоотравления.

Отсюда и следует точный вывод – морали Трезвости на Руси не было. Наш народ, наших предков такое положение характеризует ни хорошо, ни плохо. Таково объективное положение дел. В силу сурового климата России на наших землях нет, например, винограда из которого алкогольные яды («вино») получаются практически «сами собой» при естественном сбраживании свежего сока.

По этой причине наши предки познакомились с алкогольными ядами значительно позже других народов и защитных механизмов от отнимания Трезвости не успели выработать. В отличие от более южных соседей. Те же арабы, говоря обычным языком, сначала «вконец «спились». Познали весь ужас отнимания Трезвости и выработали новую религию – ислам, в которой есть вполне научные положения, утверждающие и сохраняющие Трезвость.

Понятие морали Трезвости позволяет прекратить вышеуказанный спор: «пила» или «не пила» Россия. Всё было! Не было морали Трезвости.

Выводы отсюда простые и конструктивные. Требуется формировать мораль Трезвости. То есть устанавливать «писаные» и «неписаные» правила, регулирующие отношения между людьми в области отнимания Трезвости. Именно этот процесс, его протекание и предписывает программа «Трезвость – воля народа!».

Более подробно на этом моменте удобнее остановиться ниже.

- Следующим и важным моментом является разработка новой структуры для организованного трезвого движения, основанной на «артельном» принципе [3], когда организация работает не на «центр» или лидера, а на дело, понятное всем, по идеологии утверждения и сохранения Трезвости.

«Артельный» принцип самоорганизации и работы характерен для России и имеет глубокие исторические корни. Он прост, естественен и потому количество организаций, работающих по этому принципу, растёт.

По документам и примеру Трезвого Урала возникло общественное движение «Трезвый Юг», развивается «Трезвое Приволжье». Есть организационные подвижки в Сибири. Это позволило разработать документы и заявить два года назад на слёте Трезвости на оз. Пахомово об учреждении общественного движения «Межрегиональный союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Россия». Пока это ещё скорее «заявление о намерениях», чем полнокровная организация. Точнее этап строительства полноценного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Россия».

Название «Трезвая Россия» также родилось в рамках Трезвого Урала. Об этом говорит хотя бы название газеты «Трезвая Россия», которую издаёт Трезвый Урал. Название «Трезвая Россия» оказалось очень удачным и привлекательным. И в настоящее время многие организации им пользуются.

Позиция Трезвого Урала и всех организаций, работающих по идеологии утверждения и сохранения Трезвости, сдержанная. Ещё в 2003 году на учредительной конференции Трезвого Урала звучали настойчивые предложения провозгласить именно «Трезвую Россию». Но это предложение было отклонено по простой причине. Провозгласить можно всё что угодно, но вопрос в том, что организацию нужно сначала построить «снизу». Подготовить хотя бы минимальную кадровую базу. Надёжные организационные, научные, практические предпосылки для её развития и роста. Сейчас предпосылки для создания «Союза УСТ «Трезвая Россия» созданы.

- Важным признаком появления таких предпосылок является появление лозунгов Трезвости. Количество лозунгов Трезвости непрерывно растёт и в настоящее время их насчитывается несколько десятков. Это говорит о том, что основные положения теории Трезвости становятся достоянием общественного сознания. Это одно из необходимых условий формирования морали Трезвости [4].

- Очень важно, что трезвое движение, работающее по идеологии УСТ, приобретает практический опыт в реализации программы «Трезвость – воля народа!», а Трезвость становится желанной и почётной. Как всегда новое, полезное первой видит и усваивает молодёжь. Можно сказать, что Трезвость обоснованно становится модной.

- Молодёжь активно впитывает основы теории Трезвости. Охотно проходит обучение и уже многие добровольцы самостоятельно проводят уроки Трезвости в учебных заведениях. Нужно отметить, что уроки Трезвости по идеологии УСТ пользуются неизменным успехом и пониманием.

- Трезвым Уралом подготовлено и издано несколько методических разработок, таких как, например, обучающая программа «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение» [5]. Данная программа хорошо принята педагогическим сообществом и выдержала уже три издания. Два издания выдержали методические разработки В.А. Загумённого «Уроки Трезвости» [6] и И.П. Огородниковой «С Трезвостью по дороге добра!» [7]. Важно подчеркнуть, что все издания сделаны на средства, которые добровольно собрали люди.

- Положения программы «Трезвость – воля народа!» хорошо воспринимаются населением. Например, четвёртый пункт программы о вынесении торговли алкогольными и табачными ядами за пределы поселений в спецмагазины поддерживают при опросах свыше 80% населения буквально с первых слов, с которых начинается опрос [8].

- Важно, что именно молодёжь широко использует новые технические возможности для усиления «волн Трезвости». Благодаря этой работе идеология утверждения и сохранения Трезвости (идеология УСТ) широко представлена в Интернете. Многие организации имеют целевые сайты, группы в соцсетях.

- Появляются новые и специализированные каналы.

Серьёзную заявку сделали соратники «Трезвого Ханты-Мансийска», создав ресурс «Трезвое радио» [9].

- Трезвый Урал и организации, работающие по идеологии УСТ, распространяют важный принцип «Помощи созидательным силам» и он себя оправдывает. Жизнь показывает, что в России на всех уровнях есть очень много администраторов и управленцев, думающих и действующих в созидательном направлении. Они нуждаются в народной поддержке и теоретической и практической.

- Очень важный сигнал о распространении идеологии УСТ показала предвыборная кампания ГосДумы нового созыва. В.В. Жириновский в своей предвыборной кампании активно использовал трезвую риторику. А в партии «Справедливая Россия» положение о разделении торговли табачными и алкогольными ядами включили в программу партии. В ГосДуму нового созыва уже поступило несколько предложений о выносе торговли табачными и алкогольными ядами за пределы поселений. Это важнейшее положение из программы «Трезвость – воля народа!», помогающее населению в распрограммировании и возвращении отнятой информационными способами Трезвости.

Итак, формирование морали Трезвости и роль в этом процессе программы «Трезвость – воля народа!». Вспомним: «Мораль – это совокупность законов писаных и неписаных, которые регулируют реальные отношения между реальными людьми». То есть в формировании морали участвуют законы «писаные» и «неписаные». «Неписаные» законы регулируются народной совестью.

О законах «писаных». Первый пункт программы «Трезвость – воля народа!» прямо указывает: «Закон должен утверждать правду!»

Дело в том, что современное законодательство лжёт в главном, называя алкогольный яд пищевой продукцией.

В частности, вразрез со всей объективной информацией, это утверждает в ст.2 ныне действующий на территории России Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 1995 года.

В алкогольном обороте «завязаны» очень большие деньги. Присутствуют огромные частные интересы. Поэтому наивно думать, что «сверху» вдруг проснувшаяся совесть изменит законодательство. Нужно чётко понимать, что трезвое движение должно, обязано грамотно помогать созидательным силам. Именно проснувшаяся народная совесть даёт «цепную реакцию» и позволяет проявить свою совесть людям, которые в силу своего положения в разных структурах не могут её проявить в полной мере без понимания со стороны народа, без помощи «снизу».

Но вопрос! Как эту помощь оказать? Здесь нужно вспомнить, что «В начале было слово …». В помощь язык УСТ.

Нужно научиться говорить правду. Прямо скажем, что часто требуется мужество для того, чтобы правду сказать даже самому себе. Ещё большее мужество требуется, чтобы сказать её публично и отстаивать при этом.

Именно в этом и помогает язык УСТ – язык утверждения и сохранения Трезвости, каждое понятие которого обосновано с практической и научной стороны.

Взгляните на ФЗ №171 от 1995 года, его официальное название звучит так: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Можно долго разбирать недостатки этого названия. Но лучше сразу указать на главное – официальное название маскирует суть. А язык УСТ её сразу раскрывает.

Правильное, точное название ФЗ №171 от 1995 года звучит так: «Закон, предписывающий порядок отравления и убийства населения с целью наживы».

Соответственно, лицензии, которые выдают организациям «на право торговли …», также имеют второе, правильное название: «Лицензия на право отравления и убийства людей с целью наживы».

Звучит поначалу непривычно и даже кажется метафорой, преувеличением каким-то.

Но язык УСТ всё расставляет на свои места, если как следует, вдумчиво разобрать и понять другое его понятие: «Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма». Можете сравнить отнимание Трезвости, например, с воровством, и вы без труда убедитесь в том, что любой вор – детский шалунишка в сравнении с отниманием Трезвости.

Нужно подчеркнуть, что в настоящее время в рамках выполнения программы «Трезвость – воля народа!» нуждаются в первоочередном продвижении в общественное сознание (наряду с другими, разумеется) четыре основных направления:

- Помогать людям осваивать основные понятия языка УСТ.

- Проводить повсеместно работу по формированию понимания 4-го пункта программы «Трезвость – воля народа!», а именно – «Отраву за поселения – в спецмагазины!».

- Разъяснять, что отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. К тому же являющийся базовой основой для большинства других.

- Разъяснять правильное название ныне действующего ФЗ №171 от 1995 года – это «Закон, предписывающий порядок отравления и убийства населения с целью наживы».

Следом предстоит большая работа по дальнейшему продвижению Трезвости. Нужно сделать понятным и наглядным для всех, что Трезвость лежит в основе всех созидательных начинаний людей.

Глубокий анализ состояния дел в России показывает, что позитивные преобразования в любой стране, как и в России, возможны только в условиях Трезвости.

В 2016 году на слёте Трезвости на оз. Пахомово был представлен проект «КУРС России» – Концепция устойчивого развития страны (России). Концепция предполагает международное значение. В скобках может стоять название любой страны, которая может принять концепцию с учётом своих особенностей.

Концепция включает в себя пять основных разделов, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для стабильного (устойчивого) развития любой страны. Проект «КУРС России» является дальнейшим развитием проекта «КУРС в жизнь», который осуществляла «Трезвая Тюмень» с 2011 года. Полученный опыт позволяет назвать разделы выше названной концепции:

- Трезвость;

- Образование;

- Патентное законодательство;

- Экономика согласованных интересов;

- Устойчивая среда обитания.

Каждое из направлений обеспечено наполнением – программой, проверенной практикой.

Рамки доклада не позволяют раскрыть проект «КУРС России» подробно. Это будет сделано в последующих публикациях. Здесь же данное упоминание нужно расценивать как заявление о том, что проект «КУРС России» существует, и он позволяет, помимо всего прочего, поставить Трезвость в центр общественного внимания как самую важную, объединяющую всю жизнь общества ценность.

Список литературы

1.    Программа утверждения и сохранения Трезвости в России // Тюменская область сегодня. – 2009. – 10 окт. – С. 4.

2.    Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 149-175.

3.    Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип / А.А. Зверев // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 112-116.

4.    Леоненко М.А. Процесс развития идеологии Трезвости в лозунгах / М.А. Леоненко // Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» в жизнь! : материалы XIII научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – С. 13-17.

5.    Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение : обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская [и др.]. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 222 с.

6.    Загумённый В.А. Уроки Трезвости : учебное пособие для учащихся, родителей и учителей / В.А. Загумённый; ред. Р.В. Распопов. – 2-е изд. перераб. и доп. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2016. – 142 с.

7.    Огородникова И.П. С Трезвостью по дороге добра : учебно-методическое пособие для преподавателей уроков Трезвости / И.П. Огородникова; ред. Р.В. Распопов. – 2-е изд. перераб. и доп. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2016. – 142 с.

8.    Чеснокова У.А. Итоги пилотного опроса «Отраву за город – в специализированные магазины» в городах России / У.А. Чеснокова // Здоровый образ жизни российской молодёжи : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 216-221.

9.    Вуколов А.В. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости / А.В. Вуколов, И.Е. Караваев // Трезвость – необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России : материалы XIV научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТИУ, 2016. – С. 100-102.

Сведения об авторе

Зверев Александр Александрович, председатель Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», trezv_tmn@mail.ru, тел. 8-922-475-9611.

About author

Zverev Alexander Alexandrovich, chair of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, trezv_tmn@mail.ru, tel. 8-922-475-96-11.

УДК 316.4.051

Андреев Ю.А., Распопов Р.В.

Andreev Yu.A., Raspopov R.V.

Андреев Ю.А., Распопов Р.В.
Обзор диссертации А.Н. Якушева «Движение сторонников трезвого образа жизни. История и современность»

Review of the dissertation of A.N. Yakushev “Sober lifestyle adherents` movement. The history and modern times”

В статье дан краткий обзор диссертации А.Н. Якушева. Сделано сравнение диссертации с основными документами общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал». Цель сравнения – показать обоснованность документов «Трезвого Урала».

Ключевые слова. Трезвость, история, диссертация, А.Н. Якушев, программа, учитель, школа, кругозор, нравственность.

The paper provides a brief review of A.N.Yakushev`s dissertation. The comparison of the dissertation and the main documents of the social movement “Trezviy Ural” is given. The purpose of the comparison is to show the foundation of “Trezviy Ural” documents.

Keywords: Sobriety, history, dissertation, A.N.Yakushev, program, teacher, school, broadmindedness, morality.

Диссертация А.Н. Якушева «Движение сторонников трезвого образа жизни. История и современность» – это квалификационная работа на соискание учёной степени доктора исторических наук, закончена в 1993 году [1]. Ее отличает значительный объем (756 страниц) и сложная структура изложения.

Во введении и начале первого раздела автором диссертации приводятся важные данные, на которые следует обратить особое внимание. Далее они приводятся в изложении.

Институт присуждения учёных степеней в России существует уже 174 года. Предварительное изучение с названиями свыше 500 тысяч докторских и кандидатских диссертаций по разным специальностям, не позволило найти ни одного исследования по проблеме истории движения за трезвый образ жизни.

Отсутствие фундаментальных исследований генезиса социализации трезвого образа жизни и подвели к пониманию потребности монографического изучения и описания истории движения за трезвый образ жизни.

Хронологические рамки исследования – примерно с XVIII в. до н.э. по 1991 год, т. е. 37-38 столетий. Задача исследования истории движения за трезвый образ жизни, не имеющая аналогов в русской и зарубежной научной литературе, весьма важна для разработки стратегии и тактики антиалкогольного движения в России на современном этапе в период социально-экономических преобразований. Эта задача была определена в качестве основной проблемы, решение которой составляет цель диссертации.

Объект исследования: формирование трезвого образа жизни молодых людей.

Предмет исследования:

- становление и развитие движения за трезвый образ жизни молодёжи;

- выявление причины и условия, снижающие результативность движения за трезвый образ жизни молодых людей в России;

- раскрытие основных направлений антиалкогольной деятельности КПСС и оценка её результативности;

- разработка и издание концепции рационально-педагогических основ формирования трезвого образа жизни школьников России;

- разработка и издание учебно-методических материалов для подростков, их родителей, преподавателей и общественности по формированию трезвого образа жизни.

Автором диссертации проработано около 35 тыс. источников литературы. Он отказался от монополии на историческую истину. Работа обосновывает крупную научную проблему и имеет общеисторическое значение.

Основные материалы исследования использованы в общем курсе «Теория и методика воспитания», в педагогической практике студентов педагогических вузов.

Далее следует текст авторов статьи.

Громадный объем важных событий, не встречавшийся ранее в одной книге, собран в 16 таблицах [1, с. 71, 86, 91, 93, 95, 98, 148, 198, 200, 201, 238, 488, 599, 604, 642, 754].

Для более полного понимания диссертации была проведена группировка текста по датам, а затем по темам, предложенным авторами статьи. При этом текст автора диссертации был сохранен.

На что было обращено особое внимание при внимательном прочтении диссертации?

Первое. Автором диссертации раскрыто большое число социально-исторических факторов (24 единицы) утраты Трезвости молодыми людьми [1, с. 648].

Второе. Социально-педагогические меры (34 единицы) по формированию трезвого образа жизни и преодолению алкогольных предрассудков и пьянства, которые предлагали философы, историки, писатели, юристы, педагоги, медики и религиозные деятели [1, с. 652].

На такое большое количество факторов и мероприятий хочется ответить цитатой из диссертации:

«С одной стороны, слишком много причин, с которыми одновременно ставится в связь наше следствие – социальный алкоголизм: высота заработной платы, жилищные условия, неуверенность в завтрашнем дне, число мест раздробительной и распивочной продажи и т.д., причём характер этой связи, крайне неопределённый; словом, ещё один шаг до признания, что социальных причин алкоголизма бесчисленное множество, а такое признание почти равносильно отрицанию возможности социального воздействия на него» [1, с. 144].

Именно такое впечатление остается после первого прочтения диссертации. Отсюда можно сделать ошибочный вывод, что Трезвость в России не достижима.

Невольно сравниваешь диссертацию с работами общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», начало которым положено в 2003 году. Газета «Трезвая Россия» и наши сборники, изложенные простым и понятным языком, подготовили общественное движение «Трезвый Урал» к разработке и принятию «программы утверждения и сохранения трезвости в России». Которая была опубликована в ежедневной официальной газете правительства Тюменской области «Тюменская область сегодня» 10 октября 2009 года [2]. А диссертация приобретена авторами через интернет в 2012 году.

Наша программа имеет краткое и понятное изложение, отвечает на два главных вопроса в России: кто виноват, и что делать? При этом следует признать, что более раннее знакомство с диссертацией сократило бы сроки разработки нашей программы. Такое утверждение основано на том, что мы не были знакомы с доказательной базой о трезвом движении (ТД), приведенной в диссертации. На изучение ТД в России и в мире у нас ушло более 10 лет.

Необходимо при этом отметить, что нами был учтен положительный и отрицательный опыт трезвого движения 1982-2006 годов.

Соратники Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», не зная о существовании диссертации, невольно делали свои «открытия», уже изложенные в этом документе. Таблица 1 показывает схожесть и различия основных понятий ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», отраженных в его документах, и понятиях, отраженных в значимых отрывках диссертации А.Н. Якушева.

 

Таблица

1 – Сравнение положений и понятий, изложенных в диссертации А.Н. Якушева и в документах ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал».

Фрагмент диссертации Стр. дисс. Заключение «Трезвого Урала»
Пороки, как порождение противного закону образа мыслей, суть чудовища, которые человек должен побороть, и «ведь суд находится внутри человека…» (И. Кант) 278 Мы называем это моралью Трезвости.
Бенджамин Франклин /1706-1790 гг./ связывал развитие личности не только с расширением кругозора и накоплением знаний, но прежде всего с её нравственным самосовершенствованием. 274 Мы называем это моралью Трезвости.
Недопустима попытка изменения характера правительства или общества посредством насилия (Р. Оуэн) 277 Мы утверждаем, что запретительные меры неприемлемы в деле утверждения Трезвости.
В.Г. Белинский советовал: «Не говорите им: «Это хорошо, а это дурно потому и потому», а покажите им хорошее, не называя даже хорошим, но так, чтобы дети сами своими чувствами поняли, что это хорошо, представляйте им дурное тоже, не указывая дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное». 281 В нашей методике проведения уроков Трезвости используем только положительные явления, которые дает Трезвость.
«Курс должен начинаться, – пишет автор, – с первого же года обучения (но лучше со второй половины его, когда уже дети научились читать)». 296 Мы ведем уроки Трезвости, как правило, с четвертого класса.
Н.П. Тяпугин пишет: «Народ, который хочет быть здоровым, просвещённым, сильным, богатым и счастливым, народ, который хочет иметь здоровое поколение, способное продолжать и совершенствовать дело своих отцов – этот народ должен быть, прежде всего, трезвым и воспитать детей своих в идее трезвости». «Не подлежит сомнению, – говорит Э.И. Дейчман, – что трезвенников надо воспитывать с детства, когда это значительно легче сделать <…> для того, чтобы создать трезвое общество, надо создать трезвую школу, а для создания трезвой школы нужен трезвый учитель, нужно изменить семейные обычаи и нравы…» 370 Проведение уроков Трезвости предусмотрено нашей программой.
На современном этапе при организации антиалкогольной пропаганды следует обратить внимание на следующие социально-психологические установки: 1) оценка политической сущности пьянства как фактора социального торможения, враждебного нашей действительности и программным целям революционного преобразования всего… общества; 2) смещение акцентов с процесса (борьба с пьянством) на конечный результат (искоренение пьянства), смена лозунга «пьянству – бой!» на лозунг «трезвость – норма жизни». 382 Трезвость – цель нашей программы. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От слова «борьба» официально отказались в 2006 году.
Концепция формирования трезвого образа жизни. Трезвость – естественное биологическое состояние человека. 324 Наше определение Трезвости: Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества в целом.
4. Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены. 425 Согласны. Уроки Трезвости должны быть равноправной учебной дисциплиной
6. Каждый преподаватель – есть учитель и воспитатель. Пример учителя – главное орудие в деле воспитания, а потому преподаватель науки трезвости должен быть безусловным трезвенником. 426 Согласны
Главными задачами членов любой партии являются завоевание, удержание и использование власти, а не борьба с пьянством и алкоголизмом. Здесь совершенно различные области деятельности. 554 Утверждение Трезвости – дело не партийное, а народное, что отражено в лозунге «Трезвость – воля народа!».
Это определяет новое направление, в котором следует продвигаться к решению проблемы: разработка политики в области здравоохранения и образования, в рамках которой молодые люди выступали бы в… качестве активных участников, активной движущей силы, «заказчика перемен». Молодые люди должны рассматриваться не как проблема, а как ресурс, не как объект воздействия, а как субъект разнообразной преобразующей деятельности. 606 Согласны.
В 35 штатах закон требует от преподавателей соответствующей подготовки. В вузах при отсутствии положительной оценки по антиалкогольному предмету будущий педагог лишается права получения диплома. 645 Подобный закон должен войти в свод законов о Трезвости в РФ.
… предупреждение алкогольных предрассудков и первого употребления подростками алкогольных напитков имеет преимущественно педагогический характер. 649 Согласны. Учтено в пункте 3 программы УСТ.
Предложены дефиниции понятиям «антиалкогольное движение», «движение за трезвый образ жизни», «трезвый образ жизни». 651 Налицо эволюция понятийного аппарата: 1) против алкоголя; 2) ЗА ТОЖ; 3) ТОЖ. Сейчас цель трезвого движения сформулирована четко: утверждение и сохранение Трезвости.
Второе направление формирует деятельность, влияющую на отношение к алкоголю, понимание целесообразности и норм адекватного способа его (алкоголя) потребления (эксперты ВОЗ). 602 Не согласны. Безвредной нормы отравления алкоголем не существует.
Из доклада (ВОЗ) следует, что во всё большем количестве стран бесконтрольное потребление алкоголя молодыми людьми достигает размаха, близкого по масштабам к эпидемии. 603 Согласны.
В программе выделены и проблемы профилактики и преодоления пьянства и алкоголизма, главными из которых являются: - недостаток и нескоординированность комплексных исследований пьянства и алкоголизма как сложной научной проблемы; - недостаточность противоалкогольной воспитательной работы среди населения, дифференцированной с учётом местных условий, традиций и привычек населения; 502 Не согласны. Излишнее усложнение проблемы утверждения Трезвости создает дополнительные трудности в ее решении.
По этой причине программы, задачей которых является изменение стереотипов поведения и которые не учитывают влияние социальной группы, обычно обречены на неудачу. Поэтому формирование трезвого образа жизни людей, социальных групп на ближайшее тысячелетие – это работа, это борьба последовательная, наступательная, аргументированная, преемственная и систематическая, которая ведётся на политическом, социальном, экономическом, правовом, религиозном, педагогическом и общественном уровнях. 325 Не согласны. Это мнение части общества, заинтересованного в отнимании Трезвости.
Наиболее целостную концепцию движения за трезвый образ жизни, на наш взгляд, предложил доктор исторических наук, академик И.В. Бестужев-Лада. По его мнению «цивилизация», «традиции», пусть даже алкогольно-питейные, – это очень серьёзно. Это невозможно изменить разом ни в одночасье, ни даже в однолетье: для этого требуется, как в северо-западной Европе, смена многих поколений. Требовать «смены культуры», пусть даже «питейной», – всё равно, что настаивать на замене русского языка, скажем, французским или хотя бы даже привычного набора ругательств в одном языке аналогичным набором из другого» (15, 10). Ведь не секрет, что только для одного проникновения истины в сознание народов, наций, общностей требуется не одно столетие, а для общего её признания ещё несколько тысячелетий. 290 Не согласны. Это мнение части общества, заинтересованного в отнимании Трезвости. Возможно, академик И.В. Бестужев-Лада обслуживает их интересы. Общественное сознание переориентируется очень быстро, политтехнологи и маркетологи это отлично знают.
Свою работу комиссия начала с выработки программы, которую 28 января 1898 года утвердили. Она имеет семь основных направлений: <…> 7) общий план систематической государственной и общественной борьбы с алкоголизмом и его последствиями для личности, семьи, общества и государства. 141 Словосочетание «человек, семья, общество» часто используется в наших изданиях
С одной стороны, слишком много причин, с которыми одновременно ставится в связь наше следствие – социальный алкоголизм: высота заработной платы, жилищные условия, неуверенность в завтрашнем дне, число мест раздробительной и распивочной продажи и т.д., причём характер этой связи, крайне неопределённый; словом, ещё один шаг до признания, что социальных причин алкоголизма бесчисленное множество, а такое признание почти равносильно отрицанию возможности социального воздействия на него. 144 Не согласны. Это мнение части общества, заинтересованной в отнимании Трезвости. Причины и следствия переставлены местами.

 

В дополнение к таблице следует добавить еще три цитаты патриотов России о том, что мораль созидания, а значит и Трезвости, устанавливается самим народом, а не правительством.

Толстой: «Через министра внутренних дел и даже через Царя ничего сделать нельзя, да и не следует» [3, с. 572].

Достоевский: «По-моему, одно: осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделываться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают иные наши современные мыслители: «слишком-де у нас было деспотизму, надо свободы», а свобода эта ведет огромное большинство лишь к лакейству перед чужой мыслью, ибо страх, как любит человек всё то, что подается ему готовым» [4, с. 47].

Герцен: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» [5, с. 544].

Используя громадный материал диссертации, соратниками ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» опубликованы две статьи: «Анализ событий, влияющих на масштаб отравления алкогольным ядом в России и СССР от крестьянского трезвого движения до наших дней» [6] и «Матрица Трезвости 2014. Сто лет спустя» [7]. Можно смело утверждать, что дальнейшее изучение диссертации послужит делу утверждения и сохранению Трезвости.

Общие выводы из диссертации А.Н. Якушева:

- Программа утверждения и сохранения Трезвости в России вобрала в себя многовековой опыт нашей страны в стремлении народа к Трезвости.

- Правительства любой страны и эпохи не заинтересованы в утверждении Трезвости.

- Только народ в состоянии утвердить Трезвость.

- Основное направление на пути утверждения Трезвости: трезвый учитель – трезвая школа – трезвая семья – трезвое общество в целом.

Список литературы

1.    Якушев А.Н. Движение сторонников трезвого образа жизни (история и современность) : дис.... д-ра ист. наук : 07.00.01 / А.Н. Якушев. – М., 1993. – 756 с.

2.    Программа утверждения и сохранения Трезвости в России // Тюменская область сегодня. – 2009. – 10 окт. – С. 4.

3.    Толстой Л.Н. Собрание сочинений : в 20 т. Т. 17 / Л.Н. Толстой; ред. А.И. Шифман. – М.: Худ. лит., 1965.

4.    Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Т. 25 / Ф.М. Достоевский. – Наука, 1984. – 465 с.

5.    Герцен А.И. Сочинения : в 2 т. Т. 2 / А.И. Герцен. – М., 1986.

6.    Андреев Ю.А. Анализ событий, влияющих на масштаб отравления алкогольным ядом в России и СССР от крестьянского трезвого движения до наших дней / Ю.А. Андреев, Р.В. Распопов // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 31-41.

7.    Прытков А.В. Матрица Трезвости 2014. Сто лет спустя / А.В. Прытков // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 23-31.

Сведения об авторах

Андреев Юрий Артемьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», ветеран Тюменского судостроительного завода, yuri-andreev@yandex.ru, тел. 8-912-385-1917.

Распопов Роман Владимирович, к.т.н., доцент кафедры Кибернетических систем, Тюменский индустриальный университет, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», romanraspopov@gmail.com, тел. 8-905-820-5283.

About authors

Andreev Yu.A., member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, veteran of Tyumen shipyard, yuri-andreev@yandex.ru, tel. 8-912-385-1917.

Raspopov R.V., cand. of tech. sciences, associate professor of Cybernetic Systems department, Tyumen Industrial University, member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”romanraspopov@gmail.com, tel. 8-905-820-5283.

УДК 37.018.8

Богословская Е.В.

Bogoslovskaya E.V.

Богословская Е.В.
Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости

ANALYSIS OF PRESCHOOL CHILDREN INFORMATION ENVIRONMENT AND PEDAGOGICS OF SOBRIETY

В статье дается анализ информационной среды развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые проблемы ее организации. Ставится вопрос о выработке педагогических технологий защиты Трезвости детей. Статья рассчитана на педагогов, психологов, родителей и всех участников трезвого движения и ставит целью обратить внимание на проблему формирования трезвых убеждений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: педагогика Трезвости, информационная среда, информационная защита, различение, Трезвость, дети.

The article provides an analysis of the information environment of preschool children. Some problems of such environment organization are considered. It is stated that the pedagogical technologies of children`s Sobriety protection should be developed. The paper is intended for teachers, psychologists, parents and all members of the sober movement and aims to draw attention to the problem of forming preschool children sober beliefs.

Keywords: pedagogics of Sobriety, information environment, informational protection, distinction, Sobriety, children

Изменения в приоритетах управления обществом, произошедшие в последние десятилетия, повлекли за собой и изменения в педагогических подходах к воспитанию детей. В условиях информационного общества четко обозначилась проблема организации воспитательной информационной среды утверждения и сохранения Трезвости.

Среду роста и развития ребенка можно разделить на:

1. Разрушительная среда (активно-программирующая).

2. Опасная (спорная, смежная с разрушительной – «вторичные атрибуты»: развязанное поведение, поиск острых ощущений ради них самих, или установка на то, что нужно менять своё физическое состояние посредством веществ или лекарств, чтобы попасть в «сказочный мир» («Алиса в Стране Чудес»).

3. Безопасная, т.е. нейтральная.

4. Созидательная, т.е. предполагающая активную защиту на основе сформированных убеждений, наличие различения и приобретённого иммунитета к агрессивной информационной среде (критичность мышления, основы анализа).

Опасная и разрушительная среда

Педагоги и родители признают существование и обозначают по ряду условных критериев информационную среду разрушающего (опасного) воздействия на детей. В частности среду формирования психологической установки (программы) на отравление интоксикантами.

Представление современных педагогов и родителей об опасных формах организации информационного пространства детей можно разделить на безусловные и спорные.

Безусловно опасным представляется пребывание ребенка в компании взрослых людей, отравляющихся табачно-алкогольными изделиями, созерцание изображений со сценами отравления табаком, алкоголем и прочими интоксикантами, присутствие в фильмах, мультфильмах и детской литературе сцен отравление табаком и алкоголем.

Спорными в наше время являются вопросы, связанные с демонстрацией сцен отравления отрицательными персонажами художественного произведения, и в целом просмотр детьми фильмов и передач в сети ТВ и информации в сети Интернет.

Спорным до сих пор является рациональность проведения уроков антинаркотической, антиалкогольной профилактики.

Анализ информационной среды, в которой пребывают современные дети, показал:

1. Из-за огромного количества информации бесполезной и не понятной для детского осмысления, в их жизнь приходит информационное утомление, и, как следствие, желание отгородиться от мира, замкнуться, отрешиться.

2. Слишком много страшного и унылого! Даже если ребенок не смотрит и не слушает разные передачи для взрослых, то он все равно все видит и слышит и о войне, и о катастрофах, и о напряженных семейных отношениях. Современным детям очень часто бывает страшно и печально!

3. Слишком много требований! Наши дети непременно должны соответствовать каким-то стандартам, усвоить определенный объем информации. Причем с утратой общепринятых культурных традиций и норм пришло в нашу жизнь огромное количество самых разных представлений и требований к облику современного ребёнка. Дети теряются в догадках - какими им надо быть, что бы угодить взрослым, что бы избежать замечаний и недовольства ими учителей, родителей, прочих взрослых.

4. Слишком много развлечений! Естественное родительское желание видеть своего ребенка радостным с одной стороны и огромная индустрия развлечений, извлекающая прибыль из этого родительского устремления с другой сделали плохой подарок детям. Дети разучились радоваться простым вещам, обычности своей жизни. Не умеют находить радость и удовлетворение в простом и естественном. От этого рождается страшный порок - скука. И лень!

5. Информационная среда изобилует программированием на разрушительное поведение, в частности на отравление интоксикантами.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!