Г. Модификация непрерывности хронотопа в поэтике Чехова.



Чехов строит текст так, что внутри одного гиперпространства («большого» хронотопа по аналогии с термином М. Бахтина «большое время») присутствуют несколько подпространств (не связанные между собой фабулой обособленные сюжетные системы/тексты в основном хронотопе текста), каждое из которых имеет собственное развитие действия относительно другого. Наличие нескольких центров и координатных осей и создают внутри чеховского текста ощущение множественности и некоей избыточности вставных историй и сюжетов. На самом деле они не избыточны или случайны, но суть координатные плоскости, внутри которых происходят определенные события, которые в пределах самой системы выглядят осмысленным образом, а из иной – как случайные по отношению к той, из которой они наблюдаются. Таким путем Чехов может совмещать различные логики поступков, не выходя за пределы произведения. Полифония здесь заменена полисистемностью или полицентричностью. Мы привыкли к тому, что классический хронотоп содержит один смысловой центр-доминанту, лежащую на линии основного сюжета.

Чехов, вводя внутри единого хронотопа несколько подсистем, имеющих каждая свой собственный смысловой центр, по сути разрушает пространственно-временную структуру классического хронотопа, но при этом, поскольку его подсистемы погружены в «большой хронотоп» суммирующего смысла (смыслового/иконического ядра как суммы смыслов всех плавающих подсистем), полицентричность не приводит к отсутствию смысла, хотя абсурд как именно отсутствие (смысла, порядка, заданности, предсказуемости, каузальности) тоже включен в этот «большой хронотоп».

Вместо одного в чеховском тексте сосуществуют несколько «плавающих» хронотопов, соотносящихся друг с другом с помощью различных функциональных связей. Эти не зафиксированные в одной системе координат «плавающие» хронотопы, принимаемые часто за «тексты в тексте», случайные детали или сюжеты, на самом деле являются подмножествами некоего «большого» хронотопа, и, пересекаясь друг с другом внутри такого гиперхронотопа, способны создавать в точках пересечения (или при наложении друг на друга в тех или иных своих элементах) новые «плавающие» хронотопы. По сути, Чехов совершает в художественной форме открытие, которое в точных науках совершали примерно в то же время (конец XIX– начало XX веков) Кантор и Эйнштейн. В русской мысли похожие идеи непрерывности/дискретности разрабатывали московская философско-математическая школа[55], философия и богословие о. Павла Флоренского. Общая интуиция того, что он назвал «трещинами мироздания»[56], была, бесспорно, подготовлена в русской культуре произведениями Ф. Тютчева, Ф. Достоевского, К. Леонтьева, Вл. Соловьева. Но так или иначе все вышеперечисленные художники и мыслители говорили еще на языке «непрерывности», Чехов – первый, кто «использовал» философские и естественнонаучные категории «прерывности и относительности» в открытом им художественном методе «плавающих хронотопов» и «полисистемности» (так же, как Достоевский первым художественно выразил антропологические «трещины» в сознании нового человека в полифоническом романе). Можно добавить, что метод Чехова очень скоро окажется востребован – русский модернизм будет иметь дело с уже «треснувшим миром» и то, как интуитивно осмысленные и выраженные Чеховым тенденции абсурда и дисконтакта (симптомов разрывности и отсутствия целеполагания) окажутся включенными в новые художественные методы, можно увидеть, например, в акмеистическом изводе.[57]

Можно было бы сказать и о связи постмодернизма с чеховской полисистемностью, но с одной принципиальной поправкой – постмодернизм не только описал, но и продолжил дробление различных художественных подсистем («плавающих хронотопов» в нашей терминологии), сделав их строительным материалом для возведения новой поэтики, но тот «большой хронотоп», внутри которого только и возможны были все чеховские свободные радикалы целостной поэтики, оказался за пределом постмодернистского здания.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!