Роль эпизода «Смерть Базарова» в романе



И.С.Тургенева «Отцы и дети»

В 1862 году был опубликован роман И.С.Тургенева «Отцы и
дети», в котором наиболее полно выразились общественно-политические взгляды писателя, его отношение к дворянам и революционерам-демократам. Появление этого произведения вызвало самые ожесточенные споры: слишком близкими оказались всем проблемы, поднятые в романе, сложен и противоречив был образ нового героя - нигилиста Базарова.

На протяжении романа Базаров изображен в столкновении с другими героями, на его пути возникает много жизненных испытаний. Это человек удивительной силы воли, гордый, целеустремленный, с критическим складом ума, способный влиять на других людей. Но уже первое знакомство с тургеневским героем говорит о том, что он очень не прост: в его душе есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Он таит в себе и способность любить, чувствовать чужую боль, и «романтизм», и умение ценить красоту и поэзию, но в этом он не хочет признаваться даже самому себе. 

Тургенев показывает своего героя в развитии, раскрывая трагизм его судьбы. И это глубоко и убедительно изображено в ключевых эпизодах романа: в «словесной схватке» с Павлом Петровичем Кирсановым, в дуэли и, наконец, в эпизоде смерти Базарова.

Читая роман, неизбежно задаешь себе вопрос: почему Тургенев обрывает жизнь Базарова, о чем это заставляет задуматься? Финальный эпизод дает возможность понять смысл произошедшего. Есть в этом эпизоде что-то символическое - знак судьбы, смерть предстает неотвратимым событием.

Эпизод невелик по размеру, но содержателен и значим. Действие происходит в родительском доме, куда возвращается Базаров после столкновения с миром «феодалов». По сути дела, он загнан в тупик и бежит от мира, от самого себя, от вопросов, которые ставит перед ним жизнь и на которые теперь он не может найти ответа. Родной дом - последнее пристанище для героя: у него не осталось друзей, истинных единомышленников, нет близких людей, кроме отца и матери.

Эпизоду предшествует глава, рассказывающая о «новом» Базарове, совсем не похожем на того, с каким мы познакомились в начале романа: «...он перестал гулять в одиночку и начал искать общество; пил чай в гостиной, бродил по огороду с Василием Ивановичем...», помогал отцу во врачебной практике. Но что дальше? Не умри Базаров, как бы сложилась жизнь нигилиста, усомнившегося в истинности своей теории?

Вряд ли в реальной жизни нашлось бы занятие, достойное Базарова, возможно, он не вовремя родился и время таких, как он, еще не настало… А может, скрыт здесь и более глубокий, философский смысл, раскрывающий суть тургеневского восприятия жизни, его отношения к созиданию и разрушению, их исторической целесообразности и жизнестойкости… Так или иначе, но Тургенев решает «убить» своего героя - и вот Базаров порезал палец, анатомируя умершего от тифа мужика.

Евгений гибнет бессмысленно, просто практикуясь в деле, в котором «давно не упражнялся». Автор, давая герою время осознать, что он обречен, ставит его в страшные условия: молодой, полный сил человек, мечтавший жить долго и совершать великие дела, должен умереть. Никакая медицина ему не поможет; наоборот, как врач, он понимает, что надежды на чудо нет. И в этот момент раскрывается вся сила и стойкость Базарова. В трагический предсмертный час герой ведет себя необыкновенно достойно. И как бы мы ни относились к Базарову-нигилисту, Базаров-человек вызывает симпатию и глубокое сочувствие.

Как страшно и больно видеть «мертвенное лицо», «мутные глаза» человека, который совсем недавно был полон оптимизма и энергии. И в то же время к умирающему герою возникает бесконечное уважение: он стал проще и человечнее, так как теперь ему незачем скрывать свои искренние чувства, тот самый «романтизм», который вызывал у него презрительную насмешку. Ему очень не хочется умирать! «Сила- то, сила вся еще тут!..» - восклицает Базаров. Но он думает больше не о себе, а о своих родителях, жалеет их, старается не показать своих страданий. С нежностью вспоминает мать: «Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» 

Всегда не принимавший религию, он советует отцу искать в ней утешение. Евгений соглашается даже причаститься перед смертью, правда, с условием, чтобы дождались его беспамятства.

Чувствуя приближение смертного часа, он просит послать за Анной Сергеевной Одинцовой. Их последняя встреча - незабываемая страница романа. Как по-разному проявляют себя герои в этот момент! Тургенев убедительно показывает, что чувств к Базарову у Одинцовой нет; «эта «дама под черным вуалем в черной мантилье» совершенно чужая здесь, в скромном доме Базаровых. Всего две фразы, малозначащие и пустые, произносит она у постели умирающего, потому что просто испугалась каким-то «холодным и томительным испугом». А Базаров, прощаясь со своей единственной любовью, находит простые, ясные, искренние слова, которых раньше он никогда не мог произнести: «Ну, что же мне вам сказать... я любил вас!.. Скажу я лучше, что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» 

Понимая, что все кончено для него, Базаров говорит любимой женщине: «Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... Живите долго, это лучше всего...» Именно Анне Сергеевне Базаров раскрывает всю горечь, которую он испытывает перед смертью, и говорит о своем желании не сдаваться, «умереть прилично»: «Все равно: вилять хвостом не стану».

И совсем странно для нигилиста Базарова, как-то очень поэтически, романтично, звучит последняя фраза, обращенная к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Любовь к женщине, к родителям, к Родине сливаются в сознании умирающего Базарова. Таинственная Россия до сих пор остается для него загадкой. Героя мучит мысль о том, нужен ли он этой России так, как нужен портной, сапожник или мясник… И он делает для себя трагический вывод: «Нет, видимо, не нужен». Возможно, это мнение и самого автора, его оценка той новой разрушительной силы, которая в скором времени станет ведущей силой общества… И тогда эти слова звучат как предостережение для нас, будущих поколений! Может, нужно и сейчас задуматься об этом?!

…Закончен жизненный путь Базарова, но роман на этом не завершается. Тургенев пишет эпилог, в котором выражает основную мысль романа и раскрывает до конца свое отношение к герою, к идее разрушения традиций. Не бессмысленна жизнь и смерть героя, по мнению автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас... не об одном вечном спокойствии говорят нам они… они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». Так в эпилоге романа утверждается Тургеневым «торжество вечных ценностей, вечных законов бытия».

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!