P.S. В сочинении можно (и нужно) использовать записи в тетради, эпиграфы к урокам, свои письменные ответы на вопросы по данной теме.



Консультация № 1

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ   –  

СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЕВ

 

1. Сравнить - это значит сопоставить, т. е. поставить рядом два ПРЕДМЕТА и рассмотреть их с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти у них черты сходства и различия.

Следовательно, исходной позицией всякого сравнения должна быть общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы. Эта общая точка зрения называется основанием для срав-нения. Если невозможно найти основание для сравнения, значит, нельзя сравнивать.

2. Тема рассуждения сравнительного типа формулируется обычно так: «Обломов  и Штольц», «Онегин и Печорин» и т. п.

Можно сравнивать не только двух литературных героев, но и двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведе-ния одного или разных писателей и т. д.

Однако надо заметить, что не всегда тема, касающаяся двух героев, должна быть раскрыта как сравнительная. Например, темы «Захари Обломов», «Обломов и Ольга Ильинская» мало имеют оснований для сравнения, их можно раскрыть в виде обычного доказательства: основной тезис определяется через поста-новку вопроса; например:  какую роль в жизни Обломова играл За-xap? Захар — необходимая принадлежность обломовcкoго суще-ствования. Обоснование этого тезиса и составит содержание сочинения.

3. Порядок работы над сочинением сравнительного типа такой же, как и над любым рассуждением.

Главная часть сравнительного сочинения состоит обычно из двух разделов: 1) черты сходства и 2) черты различия. У героев могут быть только черты сходства или, наоборот, только черты различия. Тогда главная часть соответственно упрощается.

4. Однако сравнительное сочинение имеет свои трудности: сопо-ставление черт героев по сходству и различию.

Мастерство пишущего проявляется в том, чтобы умело отобрать черты сходства и черты различия героев, причем черты различия соот-носятся только по принципу противопоставления.

Такая работа требует безукоризненного знания текста художест-венного произведения и стилистической гибкости: умения пользо-ваться синонимами и антонимами.

 

Примерный план раскрытия темы «Базаров и Павел Пет-рович Кирсанов»

I . Вступление.  На каком основании можно сравнивать Базарова и Павла Пет-ровича? Базаров и Павел Петрович — две сильные личности, враждебно настроенные  друг против друга, так как являются представителями разных направлений: революционно-демократического и либерального.

II . Основная часть. Сопоставление героев.

1. Что общего между Базаровым и Павлом Петровичем?

1) Тот и другой являются лучшими в своей среде;

2) сильно развитое самолюбие, граничащее у того и у другого с «сатанинской гордостью».

2.  Что отличает их друг от друга:

1) неказистый демократический внешний облик Базарова — изящный облик Павла Петровича;

2) плебейские манеры Базарова — аристократические Павла Пет-ровича;

3) Базаров недружелюбно относится к Павлу Петровичу, но ста-рается как можно меньше обращать на него внимания — Павел Пет-рович ненавидит Базарова, «возмущается всеми его мнениями, при-дирается к нему, насильно вызывает его на спор»;

4) в столкновениях с Павлом Петровичем Базаров никогда не про-тиворечит самому себе, не роняет своего достоинства и поднимается даже до проявления высокого благородства (спор в гл. Х и сцена дуэ-ли); Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических принципов (в конце спора в гл. Х он срывается и обзывает своего про-тивника грубыми словами; он вызывает Базарова на дуэль, хотя сог-ласно аристократическим «принсипам» аристократ не мог драться на дуэли с плебеем);

5) Базаров — человек твердых демократических убеждений, Па-вел Петрович не имеет каких бы то ни было убеждений, они замени-лись привычками, «которыми он очень дорожит. Он по привычке тол-кует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказы-вает в спорах необходимость «принсипов». Он привык к тем идеям, ко-торых держится общество, и стоит за эти идеи, как за свой комфорт. Он терпеть не может, чтобы кто-нибудь опровергал эти понятия, хотя в сущности он не питает к ним никакой сердечной привязанности»  (из статьи Д.И.Писарева «Базаров»).

III . Заключение. В чем смысл сравнения Базарова с Павлом Петровичем? — Тур-генев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших пред-ставителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом и тем самым выразил мысль о политической несостоятельности дво-рянского класса.

Выводы:

1. Сравнительные сочинения помогают  ов-ладеть логической операцией сравнения.

2. Научиться сравнивать очень важно, потому что сравнение - -это один из приемов, с помощью которых раскрываются идейно-ху-дожественные особенности произведения.

3. В сочинении сравнительного типа сравниваемые явления рас-сматриваются по сходству и различию параллельно: они все время стоят рядом. Если рассматривают последовательно одного героя за другим, то вместо сравнения двух героев будут даны две индивидуаль-ные характеристики; вследствие этогопишущий не раскроет темы.

P.S. В сочинении можно (и нужно) использовать записи в тетради, эпиграфы к урокам, свои письменные ответы на вопросы по данной теме.

Консультация № 2


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!