КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ
Сочинение на проблемную тему предполагает рассуждение, в котором идет поиск ответа на поставленный вопрос нравственного, эстетического или этического характера. Например, «Можно ли назвать дружбой отношения Базарова и Кирсанова?»
Проблемная тема может быть сформулирована в виде утверждения, тогда ее нужно самостоятельно перефразировать в вопрос: «Два круга «путешествия» Базарова» (Почему Тургенев проводит своего героя дважды по одним и тем же местам и жизненным ситуациям?)
Примерный план раскрытия темы
«Привычка свыше нам дана»… Пушкинский мотив в художественном мире романа «Отцы и дети»
I . Введение. Творчество Тургенева в целом и роман «Отцы и дети» в частности пронизаны пушкинскими мотивами и реми-нисценциями вследствие огромной любви Тургенева к Пушки-ну и глубокого знания его творчества.
II . Основная часть. Пушкинский мотив «привычки — замены счастью», звучащий в романе «Евгений Онегин», используется Тургеневым в романе «Отцы и дети» в нескольких смысловых аспектах.
1. Мотив привычки звучит в рассказе Тургенева о судьбах старшего поколения «отцов» и «дедов», иногда он приобретает иронический оттенок, что позволяет противопоставить «от-цам», живущим по привычке, «детей», уверенных, что они са-ми, собственной волей строят жизнь, выбирают свой путь.
2. Привычка к упорядоченной жизни — важнейшая харак-теристика Одинцовой и объяснение ее холодности к Базарову. В этих эпизодах наиболее остро звучит вопрос, может ли при-вычка заменить счастье.
|
|
3. В эпизодах прощания родителей с Базаровым, в описа-нии их одинокой старости мотив привычки приобретает фило-софское звучание: привычка воспринимается как способность человека преодолеть трагизм бытия, залог устойчивости мира, закон возвращения жизни к ее естественному течению.
III . Заключение. В целом звучание мотива у Тургенева близко пушкинскому: в понятии привычки выражается представление о неизбежном смирении человека перед неподвластными ему силами судьбы, законами природы, волей провидения; поэтому у Тургенева, как и у Пушкина, мотив привычки чаще всего окрашен лиризмом, светлой печалью.
Примерный план раскрытия темы
«… Я хотел в нем представить трагическое лицо…» (И.С. Тургенев)
Переводим тему в вопрос: почему Базаров «трагическое лицо»?
I . Введение. Что такое трагический герой? (См. учебник)
II . Основная часть. Базаров – трагический герой:
1. Конфликт с миром (отрицание всего, если оно искренне, трагично, поскольку противопоставляет человека и мир).
2. Конфликт с самим собой (теория и ее разрушение; борьба Базарова с самим собой,
|
|
оканчивающаяся смертью).
3. Одиночество Базарова:
- идеал человека, которому Базаров соответствует, обрекает героя на одиночество;
- разрыв с Аркадием (как и почему он произошел);
- ничтожество «последователей» (доказать);
- непонимание с родителями (почему?);
- отвергнутая любовь (почему?);
- не нашедшие себе применения огромные силы и грандиозный ум;
- величие героя перед лицом смерти (анализ сцен).
III . Заключение. Отношение к Базарову автора. Ваше отношение к герою.
Проблемные темы требуют обязательной строгой логичности изложения. Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.), сформулированные в сочинении, должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Нужно избегать фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Иваном Сергеевичем" (о Тургеневе), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
|
|
Консультация № 3
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ –
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сочинение такого типа требует иной логики, нежели предыдущие творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова? В толковом словаре С.И. Ожегова одно из значений следующее: эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Но, подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
|
|
Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь С.И. Ожегова: сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? Проанализировать эпизод — это значит:
— определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
— уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
— показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
— сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
— определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
— понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода. Определим, что может быть вступлением.
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М.Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
Михеева Г.И.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!