Глава II . Категории времени и вечности в православном богословии



 

                       2.1 Время и вечность в Священном Писании

 

    Концепции категорий времени и вечности складывались в античной традиции, как мы уже писали выше, из наблюдений и логических размышлений над объектами и вещами, находящимися в обиходе человека и чувственно воспринимаемые им. Человек мог заметить различную длительность существования окружающих его предметов. Мера соотношения срока существования каждого объекта приводила к логическому выводу , что существуют вещи, которые имеют длительность существования значительно превышающую человеческую жизнь, и всегда наблюдаемые человеком, земля, океан, светила, звезды, космос, существование живых существ, как общее явление, и т. д.. Размышления приводили к выводу что есть нечто существующее всегда. У Платона и Аристотеля это космос, движение небесных сфер. Эти понятия выходят за рамки простых эмпирических, чувственных представлений, они представляют собой, то что после физики, то есть относятся к метафизическим категориям. К ним относится и время. Но есть нечто, как желание избежать, преодолеть смерть, как априорное чувство, чувство вечности, то,  что выше всесокрушающего потока времени, то,  что трансцендентно видимому, эмпирическому миру. Мы уже  отмечали, что эти понятия имеют и нашли отражения в совершенно не связанных друг с другом традициях как древнегреческой, так и древнеиндийской. И рассмотрев вкратце древних философов нашли, что ко времени возникновения Христианства в общих чертах понятие о времени и вечности уже было разработано и известно. 

    По отношению к рассматриваемым категориям, что нам говорит Священное Писание?

    Вечность есть атрибут Божества. Священное  Писание относит вечность, надвременность,  исключительно к одному из свойств Бога. С первых строк Библии нам открывается,  что вневременный Бог сотворил все видимое и невидимое (Быт. 1:1), Сам Он пребывает вне времени. Об этом говорит Пророк Давид Духом: «Ўслhшитъ бг7ъ, и3 смири1тъ | сhй прeжде вBкъ: нёсть бо и5мъ и3змэнeніz, ћкw не ўбоsшасz бг7а.» (Пс. 54:20). Он не имеет ни начала ни конца, Он пребывает во век и царствует во веки «гDь црствуzй вёки, и3 на вёкъ, и3 є3щE:» (Ис.15:18). Он безначальный, и не имеет ни начала своего бытия и его завершения: «И# возопи2 сwсaнна глaсомъ вели1кимъ и3 речE: б9е вёчиый и3 сокровeнныхъ вёдателю, свёдый вс‰ прeжде бытіS и4хъ.» (Дан 13. 42). В иудейской традиции отражена мысль, применимая к человеческому мышлению — Бог есть Тот, Кто был, Кто есть и Тот,  Кто будет. То есть,  здесь нет подчиненности и власти времени. Это становится ясно из собственного Имени Бога. «Яхве» — Тот, кто существует всегда. Сущий (греч. ὁ ὤν) говорит о том, что Бог имеет источник жизни, бытия в себе: «Я$коже бо nц7ъ и4мать жив0тъ въ себЁ, тaкw дадE и3 сн7ови жив0тъ и3мёти въ себЁ» (Ин.5:26), а значит независим, полностью свободен от чего-либо. «Сhй» в церковно — славянском написании — есть Сущий, так можно перевести на русский язык это собственное Имя Бога. В древнееврейском языке тетраграмматон эти четыре буквы: ивр. ‏ י(йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה‏‎‎‎, впервые встречается во II главе книги Бытия (Быт. 2:4). Но бывает, что черты вечности экстраполируются от сущности Божьей к Его действиям (Пс 32. 11; 118. 142, 144; 137. 8; Дан 7. 14, 27).

 

История формирования христианского понимания о времени и вечности

 

    Если рассматривать развитие учения о вечности и времени, то это учение было определено и подготовлено в смысловом поле полемики сначала с язычеством, а затем и с адептами неоплатонизма - Плотином и Оригеном и его учением. Как помнится, мы уже писали, что оба мыслителя – неоплатоник и апологет язычества, Плотин, и учитель церкви Ориген – вышли из одной Александрийской языческой философской школы Аммония Сакса, что по-видимому,  и проявилось в близости их взглядов. К тому времени, мы уже говорили, представление о времени и вечности (αἰών) уже существовало в античной традиции. Христианство восприняло, переосмыслило и подвергло ревизии и исправлению темпоральные категории в соответствии со Священным Писанием и Преданием. В общих чертах выше было представлено античное понимание мира, его дуалистичность: мир идей Платона и мир становления. И тот и другой мир вечны, вечен мир идей, динамизм и изменения происходящие в мире становления цикличны, и в этом круговороте вечны. Мир всегда вечен и потому не стоит вопрос о его происхождении. Он появляется и уничтожается, чтобы снова возродится и так без конца. Но в христианском понимании, основанном на Откровении, картина мира совершенно другая:  существует безначальный, вне времени Бог, и как Его атрибут  - вечность. Существует сотворенный во времени мир, получивший начало во времени. «Возникшие вместе с миром, имеют, таким образом, начало, но это - не начало во времени: подлинным началом времени - Началом в смысле греческого «архэ» - является вечность, т. е. Бог; само же время можно, пожалуй, рассматривать как начало всего изменчивого и текучего, т. е. мира становления»[83]. Он когда-то завершит свое существование, когда времени не будет, (Откр. 10:5-6 ),  а обновленная и преображенная тварь приобщится к вечности.

    Отрицая дуализм в миропонимании,  христианские апологеты и Отцы, на основании Откровения, настаивали на том, что вся вселенная, весь сотворенный мир, как видимый,  так и невидимый (в античной традиции умопостигаемый) произошел не сам из себя, а есть плод волевого акта творения Всесильного Бога. Своей Божественной властью, откровением в форме императива «Да будет», «Сотворим», Бог изводит из ничего (из не-сущего, из небытия) мир, начинающий свое бытие во времени. В Священном  Писании как-бы отделяется и противопоставляется вечность Божественная и сотворенный мир. Поэтому Вечным в полном смысле можно назвать только Бога. Но по причастности к этой Божественной Вечности могут обладать бессмертием и тварные разумные существа:  люди и ангелы. Об этом говорит в своей апологии Иустин Философ [84].

    В силу разных причин ряд вопросов остались не проясненными, это внутренняя жизнь Бога, Его пребывание и образ присутствия в нашем мире, в следствии чего явилось непонимание категорий природы и воли Бога, смешению онтологических и космологических понятий. Труды Вселенских соборов будут направлены затем на прояснение и объяснение этих вопросов. Но в начале,  пытаясь объяснить понятие вечности, у учителя церкви Оригена, в его видении вопроса, о творении мира наметилась тенденция к смешению Откровения Священного Писания и античной греческой философии. Ориеген в своем произведении «О началах» (Orig. De princip),  исходит из христианского понимания творения мира из ничего неизменным Божеством. Мир в доктрине Оригена имеет начало в творческом акте Бога только онтологически, но во временном отношении творение вечно и бесконечно. По мысли Оригена в вечном акте творения, сам мир уже не имеет той неповторимости, а представляется одним из  последований в ряду творения. Эта идея учителя церкви привела к равенству рождения в Вечности Сына Божьего от Отца и творения в вечности мира. Исходя из ложных предпосылок,  Ориген каким-то чудом приходит к правильному выводу о равенстве по сущности Отца и рожденного в вечности Сына. Но затем из учения Оригена, ересиарх Арий,  не принимая мысли о вечности творения, не отказался от оригеновской доктрины равенства событий Рождения Сына и творения мира. Арий делает ложный вывод о тварности Сына, Божественного Слова. Борьба с Арианством определила ту остроту полемики, которую святой Афанасий Великий ведет с арианами. Защищая единоприродность Отца и Сына, вводит «не библейский» термин «единосущный» по отношению к Сыну. Различая бытие Божье и бытие творения, полагает разницу между вечностью Божественной и вечностью существ,  имеющих начало во времени. В трудах Св. Афанасия проводится различие между категориями природы и воли, разрешая тем антиномию неизменности Бога и Его творческим актом, Сын рождается по природе, а мир получает бытие в волевом действии силы Божьей. Бог творит нечто вне Себя. Мы должны отличать вечный замысел Бога о своем творении и его осуществление. Замысел предвечный это Божественный Логос: «В начале было Слово..., Все чрез Него начало быть» (Ин 1. 1-3), похоже на начало книги бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1), но в существе своем отлично от начала времени. Замысел у Бога вечен, но актуализация этого замысла, творение мира, происходит вместе с творением самого времени. Поэтому следует различать природу Божественного  и тварную, имеющую свой,  отличный от Божественного,  образ существования, несовместимый с бытием Божества. Творение и время вмести с ним, имеет таким образом начало, оно создано из ничего и нуждается в Божественном промысле для его сохранения. Сам мир не исчезает и в этом видна исключительно благая воля Божья и забота о своем творении. Существуя во времени,  творение изменяется, имея начало,  имеет и свой конец в существовании. И только по Святой воле Божьей разумные существа, люди и ангелы, не исчезают[85].

 

Вечность Божественная

    Святителем Афанасием Великим в его трудах было дано учение, в котором среди прочего дается понимание о различении абсолютного бытия Бога и бытием созданного мира. Но еще не была разработана терминология,  относящаяся к данному вопросу, однако на основе его учения другие Святые Отцы смогли точно сформулировать и дать четкие понятия по отношению к темпоральным категориям. У Григория Нисского понятие вечности не получает еще яркого и точного выражения. Некоторые исследователи, имеют мнение,  что всему виной остатки не изжитого неоплатонизма. Категория вечности применяется и к бытию Бога и к жизни ангельской, без различия их, но более же ясное понимание вносят Василий Великий и Григорий Богослов, проводя черту между Божественной вечностью и вечностью,  в которой существуют ангелы. Святитель Василий Каппадокийский впервые в святоотеческой традиции отличает век ангелов от вечности Божества. Божественная вечность надвременна, а ангельская сравнима со временем. Некоторые христианские мыслители придерживались оригеновских заблуждений о предсуществовании душ. Это был епископ Эмесский создатель труда «О природе человека»  Немесий. Он не различал вечность ангельскую от вечности Божьей, придерживаясь мнения об абсолютной вечности ангельского бытия. Несколько позже стала складываться система из трех различающихся темпоральных категорий благодаря трудам Дионисия Ареопагита, а затем и преподобного Максима Исповедника. Время как категория представлено последовательностью: 1) прошлое — настоящее — будущее для чувственного, эмпирического мира; 2) вечность относящаяся к миру духовных сущностей и ангелов в ней сохраняется в потенции возможность изменения, совершенствования; 3) Вечность Божественная относящаяся только к Божественному существованию[86].

    У Отцов Церкви сложилось понимание того, что Божественная вечность не есть бесконечная временная длительность на подобии прямой, бесконечно простирающуюся (актуальная интенсивная бесконечность), или как бесконечная череда моментов времени. Относительно миротворения, это лишь точка начала, а точка конца отрезка на этой прямой — прекращение существования мира. Сам отрезок есть длительность существования эмпирического мира. Но такое представление не соответствует Святоотеческому пониманию Божественной вечности. «Вечностью,- писал преподобный Максим Исповедник,- мы называем некую неподвижную и притом цельную жизнь, уже беспредельную и совершенно неколебимую»[87]. Только Божественное существо владеет подобным сверхбытием. Время само является сотворенным в творческом акте Божества, а потому не имеет отношения к несотворенной Божественной вечности. Григорий Богослов в своем «Слове» ещё более проясняет в ёмкой формулировке определение Божественной вечности: «Бог сосредоточивает в Себе всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится», Он «всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, есть; ибо слова был и будет означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сущий - всегда»[88].

   К Божественному бытию нельзя применить временные обстоятельства «прежде», «сейчас» и «позже». Все они применимы только в приложении к нашему ограниченному сознанию, которое и выделяет из потока времени эти обстоятельства. Богу принадлежит бытие всецело, Ему же принадлежит и вечность, «как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве»[89]. Мы в своей временной жизни можем выделить моменты времени как изменение порядка следования и какого - либо изменения, но как применимы понятия противоположные к Божественной вечности? Вот что пишет В.Н. Лосский: «Если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живет в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности»[90]. На это указывает и современный философ  П.П. Гайденко[91].


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!