Время и вечность в трудах философов  Нового времени



    В Новое время с появлением и развитием экспериментально — научного исследования в естественных науках, развития математики, механики, изменяется и образ научной мысли. От философско — созерцательного, логического мышления происходит переход к опытно — эмпирическому, начинает складываться методология в решении прикладных задач в науке. Это конечно связано с развитием механики и исследованиями и открытием Галилеем законов движения тел. Благодаря достижениям итальянского ученого математически удалось установить зависимость между пространственным перемещением и временем, а значит и создать математическую основу для исследования перемещения предметов и их движения в пространстве. Складывается методика научного эксперимента — упрощением происходящих явлений и взаимодействий, представлением реальных объектов их упрощенными формами (редуцированием). Представление времени в исследованиях переходит от онтологического понимания времени в упрощенную, ради научного эксперимента, в некое идеальное, абстрактно — геометрическое понятие. В таком представлении утратилось даже основное свойство времени: его необратимость. При несомненных успехах в естествознании, подобный подход предполагающий для научного эксперимента создание абстрактно — упрощенной модели не мог не сказаться и на представлениях о времени и вечности в философии. Наметилось отступление от существенного, онтологического понимания реального времени как объекта познания в сторону упрощения и перехода на измерение и изобретением точных измерительных средств для этого. Но естественные науки еще не прервали связь с философией и теологией в Новое время. Поэтому само понятие времени находится в парадигме мышления, как замысле Творца о своем творении и промыслительном сохранении мира. Например,  Ньютон мыслит абсолютное время, т. е. длительность, как нечто неизменное и вечное, а потому считает, что его длительность не существует вне Бога[58].

    Взгляды философа Рене Декарта.

    Декарт Рене (1596-1650) - основоположник современной западной философии (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

    Декарт,  в своих философских построениях,  начинает с рассмотрения длительности и в темпоральных категориях выделяет из них время и длительность. Он различает и время и длительность. Особое внимание в описании характеристик времени он останавливает на длительности. По Р. Де Карту длительность есть сущностная характеристика предмета или атрибут. Но также может быть и модусом — проявлением, образом существования данной вещи. Но Декарт не считал длительность субстанциональным свойством. В его рассуждениях это отличие длительности, как модуса объекта, от его субстанциональности очень заметно. Вот что он пишет в своей философской работе: «Длительность, порядок и число также мыслятся нами весьма отчетливо, если только мы не примысливаем к ним никакого понятия (conceptus) субстанции, но считаем длительность всего лишь модусом любой вещи, в свете которого мы мыслим эту вещь с точки зрения сохранности ее существования»[59]. Часто в понимании Рене Декарта модусы есть то же, что и атрибуты и качества вещей. Но относит он эти характеристики к разным объектам по-разному. Для вещей сотворенного мира, меняющими свойства со временем, он прилагает модусы и качества. Но к Богу, нетварной Сущности, по Декарту, прилагается только понятие атрибут: необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний). Он неизменен,  не преходящ и к нему не применимы модусы и качества. Ограниченные временем в существовании предметы имеют и конечную длительность, но Бог ничем не ограничен, а значит,  имеет бесконечную длительность и это есть Его атрибут, который Декарт часто называет вечностью. В этом он следует Августину (рассмотрим его учение ниже): «Более того, как часто указывает Августин (а никто после святых авторов не говорил о Боге ничего более достойного и возвышенного), у Бога нет ни прошлого, ни будущего бытия, но лишь бытие вечное; из этого с очевидностью вытекает, что ставить вопрос, почему бытие Бога сохранно, граничит с абсурдом, поскольку вопрос этот включает в себя представление о прошлом и будущем Бога, о его «раньше» и «позже», а все эти представления необходимо должны быть исключены из понятия бесконечного бытия»[60]. Как видим, для Декарта бесконечная длительность Божества и есть вечность. Но что же такое время? Для философа это только представление, отражение в нашем уме тех модусов и качеств присущих субстанциям всех сотворенных вещей. Время не существует реально в отличии от длительности, оно есть только в представлении субъекта, который сравнивает длительности процессов и объектов. Поэтому время не бытийно, то есть не обладает своим бытием, оно лишь отношение длительности некоторого наблюдаемого объекта к измеряющему эту длительность субъекту.

    Для Декарта время — число движения, в этом он согласен с Аристотелевским определением времени, но в отличие от Аристотеля время лишь модус мышления измеряющего его субъекта, а длительность тогда проявление, модус бытия исследуемого объекта. Как совершенно справедливо замечает Пиама Павловна Гайденко в своей книге «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке», философы Нового времени и Декарт ищут онтологическую основу времени и видят ее в субстанционально существующей длительности. 

    Сделаем из философии Декарта некоторые выводы: вечность это — бесконечная длительность, которая есть атрибут Бога. Поэтому в представлении ученого вечность надтемпоральна по отношению ко времени и не есть некая сумма длительностей, складывающаяся из длительности конечных вещей, а единое, неразрывное целое. Разные длительности отдельных предметов Он связует своей зиждительной силой воедино, давая конечным вещам бытие. Но само время, по мнению Декарта, есть только отражение мира в нашем сознании и оно не существует в реальности. Длительность субстанциональна и объективно реальна и составляет онтологически сущностную основу времени.

    Взгляды Исаака  Ньютона на природу времени и вечности.

    Сэр Исаа́к Нью́тон (англ. Isaac Newton, 25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю) — английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

    Прежде чем перейти к рассмотрению взглядов Великого ученого Нового времени Сера Исаака Ньютона, нам потребуется рассмотреть какие объективные предпосылки лежали в основе взглядов на природу времени и вечности.

    Научные работы Галилея в области механики, в области равномерного движения позволили количественно установить зависимость между перемещением и временем, математически выразить ее и создать основу для вычисления количества движения. Были установлены четкие математические понятия, упрощением реальных процессов движения удалось создать модель некоторого абстрактного движущегося тела. Определены и сформулированы аксиомы, упростившие количественное вычисление параметров движущегося тела. Время как одно из параметров движения потеряло свои характеристики и главную — асимметричность, то свойство которое перестали учитывать в механике. Появляется некоторая упрощенная (формализованная) модель времени — математическое время. Поэтому в рамках этого понимания и достижений в математике у философов того времени вырабатывается взгляд на рассматриваемые нами категории времени и вечности. В 17 — 18 веках вопрос о сущности темпоральных категорий рассматривается в обычном русле схоластически — философского представления античности и средних веков, правда пытаясь соединить философию с достижениями и открытиями опытных наук механики, физики. В парадигме мышления той эпохи длительность, как пишет П. П. Гайденко, занимала некоторое срединное положение между вечностью, которая есть атрибут Бога и субъективно воспринимаемым временем, как способом определить длительность. Ньютон вводит новые понятия о пространстве, времени и месте: «Время, пространство, место и движение, составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные суждения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные.

    Абсолютное истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное. кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.

    Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его

относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

    Место есть часть пространства, занимаемая телом, и по отношению к пространству бывает или абсолютным, или относительным...

    Абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного места в другое, относительное — из относительного в относительное же ...»[61].

Кроме этого Ньютон рассматривает изучаемые явления как совокупность взаимодействующих предметов, процессы взаимодействия в которых происходят под действием сил. Это изучение природных явлений через разделение их на изучаемые предметы и действующие на них силы и сегодня действует в науке. Но для ученого необходимо обоснование, что такое сила. Для этого и вводятся понятия «Абсолютных» пространства, времени. Сила в понимании Ньютона это, то что порождает движение. Истинное движение по Ньютону может быть только единственным, а относительные движения множественны. Ньютон приводит в подтверждение знаменитый опыт с вращающимся ведром наполненным водой. Ученый пишет в работе, что хоть абсолютное движение и трудно выделить из относительных, где за точку отсчета принимается любое место в пространстве относительно чего он ведется. Возникает уместный вопрос откуда проистекают подобные взгляды и убеждения ученого — физика. На наш взгляд они имеют основание в теологической традиции его времени и оккультно — герметических, иллюминанских обычаях распространенных среди последователей платонизма в Кембридже.

    В документах, относящихся к Исааку  Ньютону, опубликованных в 60-е года прошлого столетия мы находим: «Пространство есть эманативный эффект изначально существующей сущности (т. е. Бога), ибо если дана некоторая сущность, то тем самым дано и пространство. То же самое можно сказать и о длительности. Оба они, пространство и время, являются некоторыми эффектами, или атрибутами, посредством которых устанавливается количество существования любого индивидуума (сущности), принимая во внимание величину его присутствия и его постоянства в бытии. Таким образом, количество существования Бога с точки зрения длительности является вечным, а с точки зрения пространства, в котором оно наличествует (актуально), бесконечны...»[62]. Как видим очень похоже на декартовскую философию, где длительность, есть признак любого предмета, а бесконечная длительность — атрибут Бога. Но в отличии от Декарта Ньютон убежден, и это следствие его теологических воззрений, что абсолютное пространство и время, являясь атрибутом Бога, не зависит ни от чего внешнего, эти категории совершенно автономны и не зависят даже от существования тварного мира, а составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка следования, в пространстве - в смысле порядка положения. По самой своей сущности они суть места, приписывать же первичным местам движение нелепо. Вот эти-то места и суть места абсолютные, и только перемещения из этих мест составляют абсолютные движения...»[63]. По этой логике, если  пространство и время мы приписываем как атрибут Бога, то не следует ли считать, что и абсолютное движение и абсолютное время находят место в самом Божестве? В этой парадигме философской мысли Ньютон следует за Генри Мором, современником, неоплатоником и оккультистом, стоящим на позиции пантеистического мироустройства. Бога Мор по аналогии с материей считает имеющим протяженность и мыслит не созданное Божество, как и тварные объекты по месту, предполагая, что Бог заполняет Собой все места и все пространство[64]. Итак если в картезианской физике мир не имеет собственного потенциала действия и силы развития, мир существует как механизм, как заведенные часы, подобный взгляд в своем развитии приведет к отрицанию Бога (атеизм) и затем к материализму, то философия Ньютона — Мора к пантеизму. В своей работе П.П. Гайденко приводит свежие исторические исследования И.С. Дмитриева «Неизвестный Ньютон» касающиеся Сэра Ньютона, где показана связь и истоки его философских воззрений основа которых стоический платонизм[65].

     На основе работ Исаака Ньютона было создано здание классической физики, в основании которой легли понятия о абсолютном пространстве и времени, из которых были определены три фундаментальных ее закона, и сейчас изучающихся в общеобразовательных школах. А теория основанная на этих понятиях получила название «субстанциональной», в отличии от «реляционной» (относительной), которую как неясную мысль о четырехмерном пространстве — времени выразил Мор, и которую значительно позже развил и математически обосновал А. Эйнштейн, мы её рассмотрим ниже.

 

Взгляды на проблему времени у Анри Пуанкаре и Эрнста Маха.

В начале XIX и по XX происходят существенные перемены в науке и философии. С накоплением опытных данных, развитием науки и философии происходит пересмотр философских концепций, выдвигаются новые научные теории, закладывается понятийное и теоретическое основание в фундамент европейской науки, ставшее началом бурного её развития в XX веке. В философских работах этого периода начинается пересмотр классических представлений физики. Это прежде всего связано с философскими и научными работами Эрнста Маха и Анри Пуанкаре. Два ученых выступают с критикой теории «двух абсолютов» Ньютона, основа их критики — эмпиризм, который был развит еще в работах Беркли и Юма.

Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18 февраля 1838, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия — 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия) — австрийский физик, механик и философ-позитивист.

Эрнст Мах отвергает концепцию Ньютона о абсолютном пространстве и абсолютном времени, отвергает и оккультно — теологические предпосылки лежащие в основе взглядов Ньютона на проблему пространства и времени. Махом отвергнута и концепция Канта о времени и пространстве как о априорных формах чувственности, как обоснование из соображений идеализма постулатов ньютоновской механики.

Мах отказывается от всяческих картезианских метафизических представлений: res extensa, res cogitans, буквально (Расширенная вещь, мыслящая вещь), восприятие, оказываемое взаимодействующими объектами, но совсем напротив природный объект из опыта, образуется из того множества воздействий, что дают нам в конце концов комплекс ощущений. Тогда выходит что всякое знание складывается, по Маху из множества субъективных ощущений, их взаимных связей, зависимостей, отношений. Далее по Маху все что не подтверждается чувствами, не может найти подтверждения в опыте и быть наблюдаемым, нужно изъять из научного познания. Былые категории метафизики как-то: субстанция, причина, сила должны быть изгнаны из науки, понятие причинности заменено зависимостью явлений друг от друга, как некая функция. Как справедливо отмечает Гайденко П.П. подобный перекос в сторону опытного привел к отрицанию важности «ненаблюдаемых» составляющих науки, без которых научное познание стало бы ущербным, что впоследствии и подтвердилось на опыте. Гайденко видит истоки воззрений Маха в позитивизме Конта, для которого все относительно, вот один и единственный принцип, - в мире все относительно. Отсюда следует, что излишнем является вопрос об Истине в теологии и о «началах» в метафизике. Задача таким образом в науке, по Маху, заключается в опытном установлении фактов и их индуктивном обобщении в научные законы. «Так же, как и Конт, Мах строит свою теорию познания на основе психологического индивидуализма: последней инстанцией в познании он считает, как мы уже видели, непосредственные данные чувственного восприятия или внутренние психические состояния. На этих именно принципах построена «Система логики» Дж. Ст. Милля, оказавшая влияние и на Конта, и на Маха. ...Таковы теорико — познавательные принципы Маха»[66].

Поэтому понятна на каких принципах будет строится философия Маха о временных категориях. Мах исходит из чувственного опыта, в основании которого лежит физиология человека. Эрнст Мах различает время физиологическое и время метрическое, как поясняет ученый, получаемое из сравнения физических процессов между собой. Понятно что физиологическое время, мы воспринимаем из чувств и ощущений, Мах говорит об этом, как о наследственной телесной организации: «системы ориентирующих ощущений,

определяющих вместе с чувственными ощущениями возбуждение биологически целесообразных реакций приспособления».[67]. Но и физиологическое время и метрическое сходны — они непрерывны. Мах вводит понятие «созерцание» времени и «сознания» времени.

«Для нашего созерцания времени настоящее представляется не моментом времени, который, естественно, всегда должен бы не иметь никакого содержания, а отрезком довольно значительной продолжительности, притом с чрезвычайно изменчивыми границами ... Созерцание времени этим, собственно, и ограничивается. Оно, однако, вполне незаметно дополняется воспоминанием о прошедшем и отражающимся в нашей фантазии будущим, причем как то, так и другое являются в весьма сокращенной временной перспективе.»[68].

Сознание времени должно по Маху охватывать конечный отрезок времени, чтобы воспринять время протекающее в душе. Здесь стоит указать на некоторую непоследовательность «чистого» эмпирика Маха, чтобы отметить эволюцию переживаний в душе необходимо иметь некий эталон, неизменный, устойчивый . В метафизике это сущность, основные качества души, а у Канта это самотождественное Я. Понятие отношений для философа стоят первее чем некие метафизические субстанции, поэтому Мах устанавливает измерение время как установление отношений. Отношение «эталонных», стабильных физиологических процессов к потоку чувственному дает нам развитие некоторого чувства времени, во внешнем физическом времени это отношение измеряемых физических взаимодействий к наиболее стабильным процессам в природе, качание маятника, атомный распад, колебания кварцевого контура и т. д.. «Опыт показал пара точно определенных физических

процессов, начало и конец которых когда-либо совпадали, которые совместимы по времени, сохраняют это свойство и всегда. Таким точно определенным процессом времени можно пользоваться как масштабом времени, и на

этом основана физическая хронометрия.»[69],[70].

Итак время, по Маху это установление отношений, физиологическое время и пространство это совокупность ориентирующих ощущений организма, определяющих жизнь индивида, физическое время отношение между взаимодействующими объектами.

«Несомненно, во всяком случае, что эмпиристская (феноменалистская) программа Маха оказала влияние на раннего Эйнштейна».[71]

Взгляды на время Анри Пуанкаре.

Жюль Анри́ Пуанкаре́ (фр. Jules Henri Poincaré; 29 апреля 1854, Нанси, Франция — 17 июля 1912, Париж, Франция) — французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук (1906), член Французской академии (1908) и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1895).

Взгляды на Анри Пуанкаре сложились под влиянием тех открытий в математике и физике перовой половины XIX века, заставившие по другому взглянуть на уже устоявшиеся понятия науки того времени. Развитие математики, физики и других наук определило и открытия в геометрии, прежде всего неэвклидовых геометрий Лобачевского, Римана и других ученых. Для математика Пуанкаре, рассматриваемая им геометрия, имеет не аксиоматическое понятие — это лишь некоторое соглашение, но также не может быть и эмпирической — истины геометрии не являются следствием наблюдений.

Отсюда Пуанкаре как и Мах отвергает понятие абсолютного времени и пространства как его представлял Ньютон. Он отвергает и кантовское утверждение о геометрии как априорном знании (синтетическими суждениями), в своих работах он указывает, что если бы Э. Кант был прав насчет априорного чувства, то и открытий неэвклидовых геометрий не могло бы быть.[72]

Пуанкаре вводит понятие конвенционализма, то есть соглашения, где аксиомы появляются как результат обобщения опытных данных и свободно принимаемых соглашений. Но какой тогда критерий истины знаний для Пуанкаре? Этот критерий есть опыт, это, по ученому, единственный источник достоверности и истины.[73] Рассматривает ли в таком случае наука реальные объекты? Нет это обобщенное абстрактное, идеализированное представление, о рассматриваемом явлении, существующее только в поле той или иной теории. Только одно условие должно присутствовать в этом понятии — логическая последовательность и отсутствие противоречий. Но из опыта никак нельзя понять, что такое сила, энергия, пространство, время. Метафизика у Пуанкаре остается за бортом опыта, так же как и у Маха. На первое место в научном знании выходит не понятие о явлении как таковом, а его измерение. Более того само значение измерения (мера) приобретает некоторый метафизический смысл, сливаясь с физической сущностью вещи.[74] Поэтому Пуанкаре вслед за Махом отвергает и исключает понятие «абсолютов» Ньютона, основание которых основатель классической механики видел в причине мира — Творце, и которые отвергнув Кант заменяет априорными формами чувственности, все это французский ученый исключает из физических понятий заменяя их условными соглашениями, по Пуанкаре, для реализации принципа относительности. Эта декларация радикального эмпиризма, поставила другой вопрос, если время внутренний поток отраженных чувств, а у всех людей они разные, как соотнести их, эти индивидуальные для каждого человека психические переживания времени, есть ли универсальное время единое для всех? Время из внутреннего психического состояния возможно перевести в состояние универсального понятия с помощью измерения. Но и тут нас ждут трудности как и с чем сравнивать, откуда вести отсчет. Здесь опять допущение того что сравнивая некоторый процесс во времени мы сравниваем его с равномерным циклическим процессом, качанием маятника например. И здесь к данной системе мы должны применить некоторое допущение о равенстве во времени всех движений маятника. Здесь мы вводим в научный эксперимент постулат о равенстве двух длительностей.

Не меньшее затруднение представляет проблема одновременности двух событий. Как мы можем понять одновременность в мире, где свет от недавно вспыхнувшей звезды идет до нас от источника события многие сотни и тысячи лет. Если брать некое универсальное время, читай «абсолютное», то мы можем представить в нашей парадигме представления, то что возможно в не имеющее длительности мгновение охватить вся вселенную своей мыслью («мысленно сфотографировать»). И установить тем самым одновременность событий. Существует и так называемый принцип дальнодействия в классической механике Ньютона, где передача взаимодействия происходит с бесконечно большой скоростью. Этот же принцип связан с понятием мгновенно распространяющегося сигнала в космосе. Здесь необходимо присутствие сверх наблюдателя, охватывающего все события вселенной в едином мгновении. Для Ньютона это Всевидящее Око, но отказавшись от «абсолютов» Ньютона Пуанкаре заменяет его на тленное око простого «научного» наблюдателя...Тем самым он отвергает и существование и вечности в том смысле как понимали ее те у кого, основа рассматриваемых категорий лежала в рамках теологического преставления. Против включения Бога в качестве «сверхнаблюдателя» Пуанкаре говорит следующее: «Этот высший разум был бы только полубогом; бесконечный в одном смысле, он был бы ограничен в другом, потому что он имел бы лишь несовершенное воспоминание о прошлом ... все воспоминания были бы для него одинаково настоящими и для него не существовало бы

времени... » Надо полагать, что именно вечность названного почему-то «полубогом» высшего разума (ибо что иное означают слова Пуанкаре, что «все воспоминания были бы для него одинаково настоящими» ?) представляется нашему философу его ущербностью и ограниченностью.[75]

Уже этих трудностей хватает чтобы попасть в порочный круг, нельзя отделить вопрос «одновременности» от задачи измерения времени. «... в поздней работе «Последние мысли» Пуанкаре еще раз доказывает тезис о том, что понятие одновременности является результатом условного соглашения.

Ход мысли у него тот же, что и в работе 1898 г.: объектом науки может быть только то, что измеримо, а измеримое время по существу своему относительно. «Допустим, что некоторое событие происходит на Земле, другое на Сириусе. Как узнать, происходит ли первое раньше второго, одновременно с ним или после него? Это может быть лишь делом условного соглашения».[76] Понятие пространства и времени, получается, сводится только к ее измерению инструментальными методами. «По существу свойства времени — только свойства часов.»[77]. Трактовка времени Пуанкаре продвинула науку и оказала несомненный вклад в создание теории относительности.

После Пуанкаре через семь лет Эйнштейн опубликовал свою специальною теорию относительности (СТО). Эта теория строится не на преобразованиях Галилея, а на преобразованиях Лоренца, не изменяющими являются дифференциальные уравнения движения. В новой механике построенной на неэвклидовой геометрии наряду с тремя пространственными измерениями время будет является четвертой координатой единого пространства — времени. Опуская математические выкладки скажем, в таком пространстве — времени будут происходить с наблюдателями в разных системах отсчета удивительные вещи: «Если мы предположим, что наша система отнесена не к неподвижным осям, а к осям, обладающим переносным движением, то приходится допустить, что все тела деформируются, что шар, например, превращается в эллипсоид, малая ось которого совпадает с направлением переносного движения осей координат. В этом случае и само время испытывает глубокие изменения. Возьмем двух наблюдателей, из которых первый связан с неподвижными осями, второй - с движущимися, но оба считают себя находящимися в покое. Мы найдем, что не только та геометрическая фигура, которую первый считает шаром, будет казаться второму эллипсоидом, но что два события, которые первый будет считать одновременными, не будут таковыми для второго. Все происходит так, как если бы время было четвертым измерением пространства и как если бы четырехмерное пространство, получающееся из соединения обычного пространства и времени, могло вращаться не только вокруг какой-нибудь оси обычного пространства, так что время при этом остается неизменным, но и вокруг любой оси. Чтобы сравнение было математически верным, этой четвертой координате пространства следует приписать чисто мнимое значение».[78]. В подобной физической модели нет мгновенных перемещений и действий тел, как в Ньютоновской модели, здесь скорость распространения действия ограничена скоростью света. Поэтому она становится основным неизменным понятием в новой физике, неким абсолютом наравне с Ньютоновским абсолютным пространством и временем в классической науке.

 

 

Взгляды Альберта Эйнштейна на время

    Альбе́рт Эйнште́йн (нем. Albert Einstein, [ˈalbɐt ˈaɪ̯nʃtaɪ̯n] ; 14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

    С накоплением научных данных и разработкой теории относительности движения, наука столкнулась с рядом трудностей и парадоксов. Один из них постоянство скорости времени в любой движущейся системе отсчета. Если в физике Ньютона скорости складываются, то в известном эксперименте с движущимся поездом [См. Приложение №1]  для физических тел все остается в рамках классической физики, однако со скоростью света, измеренной для источника находящегося в движущемся объекте, при измерении ее оказывается постоянной величиной, в независимости от того движется поезд или нет и удаляется он от наблюдателя или приближается к нему или стоит на месте. Работы, опыты Лоренца показали, что постоянство скорости света лежит в основе явлений электромагнетизма. Основывается эта теория на предположении о неподвижности эфира, подобное предположение о эфире мы находим и у Декарта, что было показано нами ранее. Парадокс с постоянством скорости света предполагает для своего объяснения либо отказ от принципа относительности или от закона распространения света. Эйнштейн «примиряет» данные научные теории и снимает противоречие путем нового осмысления известных законов и теорий. Отвергнув обычное понимание одновременности ученый определяет одновременность так: «События, одновременные относительно полотна железной дороги, не являются одновременными по отношению к поезду и наоборот... Всякое тело отсчета (система координат) имеет свое особое время; указание времени имеет смысл лишь тогда, когда указывается тело отсчета, к которому оно относится»[79]. Проще говоря время любого события это то, что показывают часы расположенные непосредственно вблизи объектов. Как видим это определение практически тоже, что и определение времени у Пуанкаре.

    В выдвинутой ученым теории (ТО) таким образом не остается места абсолютному пространству и времени. В теории Эйнштейна показана относительность одновременности двух событий. Опуская теоретические выкладки, скажем, что из теории относительности следуют выводы о сокращении размера тела в движущейся системе отсчета по отношению к покоящейся, изменению массы тела в сторону увеличения и самое главное, касающееся нашей темы — замедление времени вблизи движущегося тела, при возрастании скорости движущегося тела,  все эти изменения только усиливаются. Так же время измеренное часами в рассматриваемой системе называется локальным временем системы.

     Как справедливо указывает П. П. Гайденко в своей работе «Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке», для правильного понимания категории времени в теории относительности стали научные работы ученого-математика Германа Минковского, где он в математическом виде описал четырехмерную модель пространства — времени. Также им была разработана математическая форма специальной теории относительности (СТО), где в основе модели мира лежит пространственно — временной континуум. Что же представляет это мировое многообразие в математической модели Минковского? Мир являет в математическо — геометрической модели пространственно — временную непрерывность, точка в этом пространстве называется мировой точкой, а все множество точек включенных в рассматриваемый континуум есть сам мир, траектории физических объектов в этом пространстве называют мировыми линиями, представляющиеся нашему сознанию как некие диаграммы. В общей теории относительности, которая явилась развитием СТО и включает в себя и теорию тяготения. Как отмечал наш ученый Александров, переход от СТО к ОТО, можно сравнить с переходом от евклидовой геометрии на плоскости к неевклидовой на искривленной поверхности. Что же представляет такой мир в его четырехмерном многообразии? Место абсолютного времени и пространства Ньютоновской физики заменяется новым четырехмерным «абсолютом». Если представить себе подобное гиперпространство — время с его мировыми линиями объектов то сразу будет видно, что в этом мире ничего не меняется, все детерминировано, определено, событий здесь не случается, подобный мир просто есть. Он определен в каждой точке пространства — времени. И только особенность нашего сознания состоит в том, что мы не можем всецело воспринять картину мира, и мы как бы двигаемся по нашей линии жизни и локально, а не всецело, воспринимаем происходящие с нами события. Те образы, что появляются с нашим сознанием, есть только некоторое субъективное, внутреннее переживание, отражающее лишь небольшой фрагмент этого гипермира. В подобном бытии особенности многообразия мировых линий определяются математическими законами. Но что это за мир с философской точки зрения? Как отмечает известный ученый Рейхенбах Г.: «Эта безвременная вселенная является четырехмерным бытием Парменида, в котором ничего не случается. ... Течение времени является иллюзией. Становление - также иллюзия. Это способ переживания времени человеком, однако в природе ничто не соответствует этому переживанию...»[80]. По мнению Гайденко П.П. в ОТО в отличии от СТО, устраняется чувственно воспринимаемое явление изучаемого объекта, его «кажимость», положенная в основу разработки СТО, и тем преодолевается сугубый эмпиризм, воспринятый от Маха молодым Эйнштейном. Но преодолевая крайний эмпиризм Маха, ученый-физик движется к другой крайности - «Единому бытию» Парменида.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!