АЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ...»



Но все же, все же, все же... А. Т. Твардовский Александр Трифонович Твардовский,

прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создав герои-

1ескую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи». Но крошечное стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» занимает в его лирике

эсобое место, оно как бы подводит итог пройденному пути, све-эяемому по самой высокой планке и относится к тому незабыва-эмому «времени счастья», когда осозналось, что

долгожданная юбеда наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира. Я знаю,

никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь... К этому

чувству примешивалась горечь от потерь друзей, любимых, просто знакомых и миллионов

незнакомых соотечественников. Поэт как бы вобрал в себя всеобщую боль, понес в себе; она трансформировалась, перерождалась в стихи, раскрывая Душу этого необыкновенного

человека. Малюсенькое стихотворение, но оно вместило в себя философию большой

прожитой жизни, много повидавшего и страдавшего человека. Твардовскому было о чем вспомнить, за что болеть душой. Это вечная вина перед родными, безвинно отправленными погибать. Поэтическая форма позволила автору многое оставить за IРамками стихотворения, вместив в него лишь безмерную боль. Последняя строка ярко свидетельствует об этом. Речь не о том, но все же, все же, все же... Мой небольшой жизненный опыт не позволяет

полностью понять философский смысл этого произведения, но и той тайны, которая приоткрылась, достаточно, чтобы понять гениальность Твардовского и его наследия. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.

В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности...

Сочинение-анализ стиха Б. Пастернака «Определение поэзии»

Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец - Леонид Пастернак - академик живописи, мать - Розалія Пастернак-

Кауфман - прекрасная пианистка, ученица знаменитого А. Рубинштейна. Гостями Пастернаков бывали Л. Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель. Поэту пророчили поприще композитора, его музыкальным произведениям дал одобрительную оценку сам Скрябин. Но Пастернака огорчало отсутствие абсолютного музыкального слуха, этой

способности угадывать высоту любой ноты, взятой произвольно. Он оставил музыку

оправданно для себя, неожиданно для окружающих и занялся философией. А потом у жизнь юноши решительно вошла поэзия. Первые стихи Пастернака датированы 1912 года. Они пока


злы, относительно слова у Бориса был безупречный внутренний слух. Литературная жизнь

десятых лет XX ст. поражало своим разнообразием. Юный поэт присоединился к футуристической группировке «Центрифуга». В сборниках этой группировки печатал свои стихи и статьи, не придерживаясь сурово поставленных футуристами рамок и требований. Немного спустя Пастернак познакомился с В. Маяковским, творчество и личность которого справили незабываемое впечатление. Вместе с Маяковским уже после 1917 года Пастернак оказался в Лефи. И футуристы, и «лефивци» привлекали поэта прежде всего установкой на обновление поэтического языка, на художественный эксперимент. Впрочем, в дальнейшем своем развитии он отошел от юношеских вкусов, прокладывая в поэзии собственный путь. Одним из стихов, которые обозначены чертами увлечения Пастернаком футуризмом, есть

«Определения поэзии», что входит в цикл «Занятие философией» со сборника «Сестра моя - жизнь». Автор всем своим естеством ощущает поэзию в окружающем мире. Она звучит для него в вещах: птичьем свисте, ночным заморозки, в стручке гороха, в капле росы. Природа и искусство в воображении поэта объединяются в одно целое. В грохоте пожилой грозы поэт слышит радостную музыку Моцарта. Картину грома Пастернак изображает с помощью аллитерации: накопление звука «р» («Фигаро низвергается градом на грядки») передает

грохот грозы. Образ ливня создает ощущение перетока музыки в поэзию, поэзии - в музыку. Поставив рядом будничные вещи - грядки гороха - и приподнятые - музыку, автор достигает впечатления единства земного и небесного. Используя распространенную метафору, поэт изображает таинственную, преисполненную поэзии ночь, которая окутала землю. Стих

насыщен непривычными метафорами, сравнениями: «двух соловьев поединок», «слезы вселенной», «площе досок в воде - духота», «звездам к лицу хохотать». Строки стиха будто

набегают один на один, образовывая отвесный поток образов, красок, звуков, света. Начиная

«определение» поэзии из мелких деталей, автор постепенно наращивает их и расширяет картину к космическим масштабам: свист - ледышек - соловьиное пение - грядка гороха -

капля воды в лопатках - грозовой дождь - звездная ночь - Вселенная. Необыкновенной есть и синтаксическое строение стиха. В нем преобладают именительные, безличные, неполные

предложения. Поэт говорит будто чем-то пораженный человек, у которого слова вырываются будто стихийно, сами по себе.

«Определение» поэзии Пастернак не случайно связывает с весной и летом, так как именно эти поры года символизируют пробуждение и цветение природы. А поэзия призвана пробуждать в человеке наилучшие чувства, давая возможность расцветать ее души.

В стихотворении бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, одно из определений без ущерба может быть заменено другим, а подбор слов определяется скорее их звуковой, чем смысловой близостью. Однако вспомним, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». К тому же «звуковой портрет» поэзии в 1-й строфе не должен удивлять («свист», «щелканье»), а ночь и пенье соловьев вообще являются

непременным атрибутом любовной лирики. Если же учесть замечание Пастернака. что

«...лопатками в дореволюционной Москве назывались стручки зеленого гороха... Под слезами вселенной в лопатках разумелся образ звезд, как бы держащихся на внутренней стенке


лопнувшего стручка». — то остается только признать оригинальность и точность

ассоциативного мышления поэта.

Во второй строфе с поэзией отождествляется и горох, и звезды, и музыка — все. чем богат мир. В результате такого восприятия действительности весь мир обнаруживает

необыкновенную цельность: все предметы бытия связаны между собою, превращаются один в другой, так что музыка оборачивается градом («низвергается градом на грядку»), а звезда — рыбой. Неожиданно драматичен финал стихотворения: «глухота» вселенной противостоит

поэзии.

"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.

Б. Пастернак

Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.

Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно занимался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом.

Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии "серебряного века", член футуристической группы "Центрифуга". В начале нашего столетия, особенно в послереволюционный период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чуде человеческого существования.

Эстетика и поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались на представлении о слитности чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, а поэзию от жизни. Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее

узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления о ней до читателей

будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность: Во всем мне хочется дойти До самой сути, В работе, В поиске пути, В сердечной

смуте. Это были "строчки с кровью" не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому, что каждая из них рождалась в напряженном труде.

Для поэта работа, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях — смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется

понять сущность всего, добраться "до оснований, до корней, до сердцевины". Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как понимал это поэт: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в "свойствах страсти, лишь она способна толкать человека на поиски прекрасного, неповторимого".

Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную способность одухотворять окружающий мир. У него все взаимосвязано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают

невероятную объемность. Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь, Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! Это другое стихотворение, но как точно оно передает тайну


поэзии Пастернака. Вы спросите, в чем заключается этот секрет? По-моему, поэзия

Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в

конце стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути", сравнивая поэзию с музыкой Шопена: Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои

этюды. За этой строфой мне слышится музыка Шопена, блистательная, легкая, взволнованная.

Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом. И

прежде всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которых нет, по-моему, никакой муки, — тоже "строчен с кровью"? А кажется, что написаны они на одном дыха-ши. Но все же финал стихотворения весьма напряжен, и этим Пастернак, как мне кажется,

пытается выразить неопределенность будущего, судьбы: Достигнутого торжества Игра и мука

— Натянутая тетива Тугого лука.

Лирический герой Пастернака стремится к полноте чувств и эмоций, это основная цель его жизни. Желание дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» - это стремление во всём искать истину. Однако, к сожалению, невозможно достичь данной цели, ибо действительность намного загадочнее, непредсказуемее, чем мы, люди, можем себе представить. Именно

поэтому лирический герой погружен в мечты...

«Гамлет» Пастернак

В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства,

которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока, и Есенина, и Маяковского.

В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.

В стихотворении «Гамлет», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема,

напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы о.

Мандельштама или доведенную до самоубийства М. Цветаеву - «Ах, Марина, давно уже

время, да и труд не такой уж ахти, твой заброшенный прах в реквиеме из Елабуги перенести.

«Памяти Марины Цветаевой», 1943)

Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата - ему он и доверил свою тревогу за новый век. «Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира принце Датском, который поднялся на

борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе,

Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.

Если вслушаться, вдуматься в стихотворение, то можно услышать в нём гармоничное единство пяти голосов.

Гамлет из 17 -ой части романа «Доктор Живаго» стал как бы лирической интерпретацией вечного шекспировского образа.


Как герой пастернаковской книги остается жить в своих стихах, так и Гамлет продолжает жить

в стихотворении вопреки своей гибели в трагедии.

Мы помним, что принц Датский имел прямое отношение к театру и выступал даже в роли режиссера трагедии «Убийство Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

в буквальном, прямом понимании - это слова актера. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь - это театр и люди в нем - актеры.

Первая фраза текста «Гул затих» предполагает зрительный зал, публику, её легкий шум перед началом спектакля. Ассоциация с театром подкреплена с такими деталями, как «подмостки»,

«сумрак», «бинокли», «отголоски», «играть роль». Этот лексический ряд поддерживает наше представление об актере - мыслителе, глубоко вживавшемся в сущность своего сценического образа.

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.

в прямом смысле эти слова принадлежат и Гамлету, который напряженно вглядывается в движущееся время, и актеру, играющему роль Гамлета, осмысливающему свою роль в трагедии. Но явно в стихотворение входит и сам Иисус Христос, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше. Но это ведь и мучительные мысли самого Юрия Андреевича Живаго, в тетради которого мы читаем стихотворение «Гамлет». Он предчувствует неизбежность новых бед и страданий, гибель свою и тех, кто дорог ему. И,

конечно же, это и слова самого Пастернака о себе, так как он предполагал, что власть не

простит ему его роман, который отражает трудный путь той части русской интеллигенции, которая осталась в России со своим народом, не эмигрировав. Не уехали очень многие, но

они, как Ю. Живаго, как Ахматова, как Пастернак, ощущали своё противостояние тому миру, что тонул в фарисействе.

На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.

Пастернак тоже видел, как на него был «наставлен сумрак ночи», как на него глядели «тысячи биноклей» (поразительный символ опасности!) своими прицельными окулярами. Он жил

многие послевоенные годы в предчувствии возможного ареста и расправы. Евгения Пастернак вспоминает, как поэт повторял: «Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет?». Это ведь тоже понимание того, что «неотвратим конец пути», что

«сейчас идёт другая драма», не менее страшная, чем во времена Шекспира. И поэт готов был, подобно своему герою, принести себя в жертву во имя своей сверхзадачи - написания романа. Ещё несколько слов об ассоциации с Христом:

Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.


Неожиданное обращение «Авва Отче» словно на мгновение переносит нас в Гефсиманский

сад, где перед арестом молился Христос. Он взывает к своему Богу-Отцу, зная о той череде страданий, которые предстоит пережить. Ощутить близость того мира помогает новый

лексический ряд текста: Авва Отче, чаша, фарисейство, конец пути. Вспоминаются слова из Евангелия: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф; 26, 39) и о

последующей Голгофе - «конце пути».

Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду. В Евангелии от Марка

читаем: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня" (гл. 14, стих 36). Авва - "отец" по-древнееврейски; Авва Отче - обращение к Богу-Отцу. Ясно, что в буквальном

значении эти два стиха написаны Пастернаком от лица Христа. В переносном же значении они принадлежат всем четырем остальным носителям авторского сознания. Выражение "Да

минует меня чаша сия" и сходные с ним давно вошли в языки христианских народов и стали крылатыми. Так мог бы сказать и Гамлет, и актер, и Юрий Андреевич, и Пастернак.

я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль.

Чьи это слова? Их можно понять как продолжение речи Христа, который в Евангелии говорит вслед за словами, приведенными выше: "Но не чего Я хочу, а чего Ты". Сперва Христос просит Отца о том, чтобы страдания миновали Его, однако тут же прибавляет: "но пусть сбудется не то, чего хочу Я, а то, чего хочешь Ты". Принимает все испытания своей судьбы, каковы бы они ни были, и Гамлет в трагедии Шекспира. Сознательно, мужественно идут навстречу гибели и

герой романа, и его автор. В прямом смысле согласие играть роль высказано от имени актёра. Но сейчас идет другая драма,

и на этот раз меня уволь.

Актёр согласен играть на сцене, но не хочет участвовать в отталкивающей (как следует из заключительного четверостишия) драме жизни. Приятие и неприятие страданий и

насильственной смерти отражают колебания и Христа, так достоверно переданные в Евангелии и придающие Ему такую трогательную человечность, и Гамлета, метания Юрия Андреевича и самого Пастернака.

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.

Актёр вынужден играть, даже когда пьеса перестаёт ему нравиться.

Другие тоже ничего не могут изменить в жизни, от трагического финала им не уйти. я один, все тонет в фарисействе.

Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским - лживым, лицемерным - был двор

короля Клавдия в Эльсиноре, где пришлось действовать Гамлету. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в "Докторе Живаго".

Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль:

Жизнь прожить - не поле перейти.


Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению. Оно написано

пятистопным хореем классическим размером, который использовал Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу ... ". Когда мы говорим о стихотворном размере вообще, то имеем в виду не только чередование сильных и слабых слоговых позиций, но и присущее ему сплетение определённых тем, синтаксических конструкций, интонаций,

настроений. Мне кажется, что тема и настроение одиночества переданы в этом стихотворении с предельным напряжением, начиная с первого и кончая завершающим стихом.

Пятистопному хорею обычно свойствен контраст между темой пути и неподвижностью героя. Такой контраст мы видим и в «Гамлете» Пастернака: герой вышел на подмостки; остановился, прислонясь к дверному косяку, и не решается идти дальше, хотя понимает, что идти

необходимо. Он просто обречён идти, хотя ждут его страдания и гибель (жизнь прожить - не поле перейти). В этих противоречиях и колебаниях заключен трагизм положения Гамлета всех времён.

Итак, Гамлет в стихотворении Пастернака отождествляется с Юрием Живаго. Стихотворение о самом процессе поиска единственного выхода, который был бы достоин каждого, кто видится нам при чтении стихотворения.

Гамлет Пастернака говорит на равных со всей Вселенной, она слышит Гамлета как давнего знакомого. - Гамлет Пастернака пытается понять свое предназначение и соотносит его с

неотвратимостью закона, которому надо подчиняться.

Да его слышит Вселенная, но это не мешает ему оставаться наедине с самим собой, просто масштаб его раздумий соразмерен с масштабом Вселенной.

у Пастернака Гамлет - человек, на наших глазах совершающий выбор. В этом Гамлет перекликается с образом Христа.

- Каждый один на один с самим собой, перед каждым - неминуемая чаша страданий. Каждый расплачивается за грехи своих современников.

Гамлет» - произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую часть знаменитого романа. Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя.

Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг – отомстить за отца. Но ведь Гамлет – это еще и роль в пьесе.

Анализ стихотворения

Бориса Пастернака "Зимняя ночь"

Зимняя ночь... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-

чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет

человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.


Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие

мысли он выразил в стройной череде строк.

Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью

построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:

Свеча горела на столе, Свеча горела.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно

лёгкого дуновения – и вот уже

...жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.

Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.

Обратим внимание на первую строфу:

Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе, Свеча горела.

Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия

– царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:

Как летом роем мошкара Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.

Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить

маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую: Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе, Свеча горела.


Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе

нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды.

Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей

произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и

эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему,

прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках

применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно.

Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости

эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому

способствует приём аллитерации:

Мело, мело по всей земле Во все пределы...

Или в другой строфе:

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.

Или согласные звуки:

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.

В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим

своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.

Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен: И всё терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие

простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”,

“платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:

На озарённый потолок


Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника На платье капал.

Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если

проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения

представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя.

Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал.

Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение:

...И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.

Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово

“крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” –

оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.

А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны».

В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему.

Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные...


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 602; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!