Основные характеристики социальной философии Нового времени: социальный атомизм, субстанциализм, механицизм, юридическое мировоззрение.



Социальный атомизм – представление, согласно которому общество состоит из изолированных индивидов («атомов»), вступающих в социальные взаимодействия для реализации собственных интересов и целей. Социальный атомизм возник в политической философии Нового времени, которая рассматривала человека в качестве единственного источника, устанавливающего законы и нормы. Их основания человек отыскивает в себе самом – посредством разума и воли. В отличие от средневекового общества, в котором социальный статус и мера политической эмансипированности индивида были тесно связаны с позицией, которую он занимал в сословной иерархии, европейский гуманизм основывался на убеждении, что индивид лишен каких бы то ни было предустановленных традицией связей с себе подобными за исключением тех, которые необходимы для реализации его индивидуальных потребностей. В Новое время индивид стал активным субъектом политики (наряду с обществом и государством), которому вменялось право самостоятельно определять формы и способы участия в общественной жизни.

 

Субстанциализм - учение об обязательных условиях существования любых явлений природы. Власть природы не имеет альтернативы ни в виде власти бога, ни в виде теоретических средств, открытых человеческим мышлением в прошлом в мистике, религии, философии или науке в целом.
Впервые мысль о существовании власти природы была высказана 2,5 тысячи лет назад Гераклитом. Он назвал её Логосом и посвятил её разработке всю жизнь. Проблема не была им решена, не была она решена никем и после Гераклита. Никто и не пытался сознательно её решить. Отдельные теоретические средства её на стихийной основе были разработаны Аристотелем и Лейбницем.
Лишь в конце ХХ века в результате моих исследований под общим названием Субстанциализм родилась первая научная картина власти природы, метод ее применения во благо людям и на их основе даны решения главных проблем общественного устройства и развития.

 

Механици́зм — существовавшие в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к их физическим причинам; противопоставлялся витализму. лагодаря успехам физики в XVI-XVIII векам возникло желание перенести физическое миропонимание на другие науки. В качестве единственного метода подлинной науки рассматриваласьматематика, понимаемая (ввиду её тогдашнего уровня) в основном механистически. Основатели: Ньютон, Галилей, Гоббс.

 

Юридическое мировоззрение - система взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества.


Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство - основа развития общества.

Материалистическое понимание истории составляет простую истину: люди должны, прежде всего, есть, пить, одеваться и т.п Поэтому люди должны производить материальные блага, которые необходимы для поддержания и воспроизведения жизни. Следовательно, материальное производство составляет основу жизни и развития общества.

Отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства являются первичными, определяющими все другие отношения (государственные, юридические, политические и т.п.). Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их бытие, общественное бытие определяет их сознание и это сознание всегда есть общественное сознание.

Признание законов развития общества независимыми от сознания людей, позволило Марксу понять развитие общества, его историю как естественно-исторический процесс. Естественно-исторический процесс - это направленный, необходимый, объективный процесс, как любой естественный природный процесс. Но в то же время в отличие от природных естественных процессов естественно-исторический процесс есть результат деятельности людей.

Мы уже отметили, что материальное производство есть основа существования и развития общества, основа исторического процесса вообще. В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг другом. Эти два ряда отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого способа производства - производительные силы и производственные отношения. Итак, способ производства - это единство производственных отношений и производительных сил. Следовательно, анализ способа производства сводится к выявлению того, что такое производительные силы, производственные отношения и какова их взаимосвязь.

Совокупность предметов и средств труда составляют средства производства. Таким образом, общественные производительные силы - это созданные обществом средства производства, и прежде всего орудия труда и люди, которые приводят их в действие.

Следовательно, в процессе производства люди вступают в определенные отношения между собой, т. е. производственные отношения. В данном случае процесс производства рассматривается не как технологический процесс, а как процесс социальный. Производительные силы и производственные отношения - это две стороны общественного производства, которые не существуют отдельно друг от друга, как не существуют отдельно содержание и форма. (ПС - это содержание, а ПО - форма). Единство производительных сил и производственных отношений составляет общественный способ производства.

Через уровень развития и характер проявляется социальная сущность производительных сил, которая требует для своей реализации утверждения исторически определенных производственных отношений. Поэтому связь производительных сил и производственных отношений имеет социальную природу.

Если производственные отношения сменяются под воздействием прогресса производительных сил то, что же вызывает развитие самих производительных сил? Здесь необходимо учитывать действие комплекса причин. Это взаимодействие географических условий и роста народонаселения с производством. Однако основным источником влияния на развитие производительных сил являются потребности общества, человека.

Среди законов общественного развития имеются такие, которые действуют на всех ступенях общественного развития:

• закон определяющей роли общественного бытия относительно общественного сознания

• закон определяющей роли способа производства относительно структуры общества

• закон определяющей роли базиса относительно надстройки

• и ряд других

Но имеются и такие, которые присущи лишь некоторым периодам общественного развития:

Это закон разделения общества на классы и закон классовой борьбы


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!