К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.



В центре внимания ее находится живой, конкретно-исторический человек, включенный в общественные отношения. Для объяснения человека марксизм обращается к общественно- исторической действительности, в которой человек и проявляет себя во всей полноте своего бытия как чувственно-природное, духовно-телесное и практически-деятельное существо. Рассматривая человека во взаимосвязи с другими людьми через общественные отношения, через производственную деятельность и всегда в конкретно-исторических условиях, Маркс выдвигает положение, которое становится основополагающим в понимании человека: "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Таким образом, утверждается социальная сущность человека. В период антропосоциогенеза сложились природные основы человека как представителя рода homo sapiens. Но эти природные основы, природные качества, природные задатки подвержены изменению в процессе социализации. Формирование социальной сущности человека означает не исчезновение в нем природных биологических основ, а преобразование их согласно потребностям общества. Вместе с тем, природные основы человека обусловливают и определенные возможности его социализации. Исходя только из природных основ человека, невозможно объяснить развитие самого человека и общества. . Маркс писал: "Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывается сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов". Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе воспроизводства ими своей жизни, есть та форма, в которой только и может осуществляться жизнедеятельность конкретного человека. Вне этих отношений он просто никогда не станет собственно человеком.

Общество - это та исторически сложившаяся совокупность форм совместной деятельности людей, в рамках которой сохраняются и передаются от поколения к поколению накопленные человечеством богатства материальной и духовной культуры и созидаются новые ценности. Общество - это та жизненная среда, в которой только и возможна реализация человеческой индивидуальности.

Взаимоотношения между человеком и обществом имеют достаточно противоречивый характер, о чем и свидетельствует проблема отчуждения. У общества (целое) есть свои специфические функции и задачи, которые детерминируют его отношение к человеку (часть). Вся история человечества может быть рассмотрена как поиск оптимального решения проблемы взаимоотношения человека и общества. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса раскрыты основные моменты, порождающие отчуждение. 1) Отчуждение деятельности человека от человека в процессе труда, из которого человек выходит опустошенным и обедненным. 2) Отчуждение условий труда от самого труда. Рабочему противостоят не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно видно в отчуждении управления производством от производителя. Однако это не только отчуждение от управления производством, но и обществом. 3) Отчуждение результатов труда от рабочего. 4) Отчужденность социальных институтов и норм, предписываемых ими. Социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу, и противостоят человеку как самостоятельная и чуждая ему сила. 5) Отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества таких притязаний и ожиданий, которые не соответствуют действительным возможностям общества, что нередко является причиной отклоняющегося поведения.


Экзистенциализм о сущности человека и феномен отчуждения.

Ортега выдвинул экзистенциалистическую концепцию бытия в качестве противоположности дуализму Декарта (его учению о чистом разуме). Идеи чистого разума позволили человеку нового времени считать, что «все достижимо» и лишили его способности «ощущать историю». Философия должна вернуть «Я» в реальный мир. Сущность человека не в мышлении, а в экзистенции.

Хайдеггер: экзистенция проявляется в безотчётных действиях и настроениях и является тем. Что есть в этом всём единого. Предложение "Человек экзистирует" означает: человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непостоянности бытия, отличительно благодаря бытию, отмечено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном. Человек, самоотрекающийся перед идеалами и прилежно стремящийся их исполнить, есть добродетельный, годный, т. е. "хороший человек". Продуманное в ницшеанском смысле, это означа­ет: человек, ваяющий сам себя как такого "хорошего человека", учреждает над собой сверхчувственные идеалы, которые дают ему то, чему он должен подчиниться, чтобы в осуществлении этих идеалов объяснить себе жизненную цель.

Ясперс : экзистенция ~ свобода. Велика роль смерти, так как это - единственно индивидуальное действие человека. Вещь можно определить (зафиксировать), человека - нет. Человек всегда не есть то, что он есть и есть то, что он не есть. Человек - это проект, его задача - реализовывать этот проект, то есть жить подлинно. Неподлинная жизнь - это растворение человека в обществе (~ потря индивидуальности).

Ясперс:

1. Труд не привязан к индивиду.Значит, в своем труде индивид представляет собой лишь «механизм»

2. «уверенность в обеспеченности всем необходимым для жизни» исключает из окружения человека проблемы, решая которые, он бы мог найти себя в иной ситуации. Все проблемы уже решены, индивид не осознает своей роли в их решении, и человек не осознает своей сущности.

3. «От людей ждут не рассуждений, а знаний, не размышлений о смысле, а умелых действий, не чувств, а объективности... Индивид распадается на функции»

4. Господство аппарата и господство массы, как неразрывно связанные между собой факты. Масса, выбравшаяся из нищеты и получившая власть, порождает аппарат, аппарат, в свою очередь, требует массы, поскольку ей легко управлять.

5. Одно из проявлений массовости: «всеобщее образование приближается к

требованиям среднего человека»

Сартр исходит из утверждения двух начал: "бытия-в-себе" и "бытия-для-себя". "Бытие-в- себе" - это независимый от человеческой реальности мир. "Бытие-в-себе" непроницаемо для самого себя и идентично самому себе, т.е. оно есть то, что оно есть и не может быть ничем иным. Оно не предполагает ничего, что могло бы быть его причиной или конечной целью, или проектом, который оно могло бы осуществить.

"Бытию-в-себе" противопоставляется мир "бытия-для-себя", которое и является творческим, активным, образующим началом, т. е. речь идет, по сути, о сознании. Именно сознание вносит смысл и значение, являясь источником и носителем смысла жизни. "Бытие-в-себе", как мы уже отмечали, есть лишь то, что оно есть. В отличие от него "бытие-для-себя" есть то, что оно не есть и не есть то, что оно есть. Сущность "бытия-для-себя" (сознания) заключается в том, что оно постоянно само себя создает, непрерывно себя утверждая и отрицая. "Бытие-для- себя" противоречиво и суть его в противоречии и отрицании.

Противостояние "бытия-в-себе" и "бытия-для-себя" порождает столкновение сознания с миром (природа, общество, история) и порождает отчуждение, которое неотделимо от человеческого существования. Отчуждение проявляется в отчужденности человека от мира вообще, в разобщенности личности и общества, во встрече с "другим", в отчужденности от собственного самосознания. Отчуждение начинает выступать основой человеческого бытия. Отсюда и такие характеристики существования, как беспомощность, безнадежность, тревога, страх. Мир - это нечто чуждое и враждебное, но в то же время и то, без чего невозможно существование человека, ибо "быть - значит быть в мире". Но в этом мире человек совершенно одинок, он заброшен в этот мир и заброшен в этом мире.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!