Полиархия и субкультурный плюрализм



Гл 7 Субкультуры, виды расколов и эффективность деятельности правительства

Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с.

VII . Субкультуры, виды расколов и эффективность деятельности правительства

124 Очевидно, что любая система будет находиться в опасности, если она поляризуется на несколько активно враждующих между собой групп.

124 При столк­новении с серьезной поляризацией конкурентные режимы оказываются уязвимыми перед крахом, госу­дарственным переворотом или гражданской войной. Примерами могут служить Италия 1919-1923 гг., первая Австрийская республика на протяжении практи­чески всего своего краткого существования, Веймар­ская республика приблизительно с 1929 г. и до своего конца. Испанская республика в 1934-1936 гг. и США в десятилетие, предшествующее началу Гражданской войны.

124 В Соединенных Штатах победители были верны более или менее открытой полиархии, в том числе — в десятилетие после окончания Гражданской войны — и для освобожденных рабов. В других случаях победа осталась за антидемократическими движениями, ко­торые успешно ввели в своих странах гегемонистские режимы.

124 Иногда возникают конфликтные ситуации, кото­рые конкурентной политической системе урегулиро­вать сложно, а иногда и вообще невозможно.

124 Кризис в конкурентной системе возникает как следствие любых разногласий, в ходе которых значительная часть на­селения страны начинает ощущать серьезную угрозу со стороны другой части населения по отношению к

125 своему образу жизни или высшим ценностям.

125 Каким бы ни был конечный результат, исторические данные свидетельствуют, что такая система с большой веро­ятностью погрязнет в гражданской войне, либо ей на смену придет гегемония, либо произойдут оба этих события.

125 Таким образом, всякое различие, способное поляри­зовать население на жестко антагонистические лагери, является исключительно важным расколом. Можно ли утверждать, что одни страны имеют конкурентные режимы реже, чем другие, потому что по какой-то при­чине они особенно подвержены расколам, влекущим острую поляризацию?

125 К сожалению, ответ на этот вопрос осложняется из-за огромного влияния на общественную мысль не­которых особо наглядных проявлений марксистской теории. На протяжении всего столетия размышления о поляризации и гражданской войне даже у мыслите­лей, не следующих марксистской теории, определя­лись марксовским представлением о поляризации по линии экономических классов — рабочего класса и буржуазии.

125 При этом за 120 лет со времени публика­ции «Манифеста Коммунистической партии» ни одна страна не развивалась в соответствии с марксистской моделью конфликта, а также не возникло ни одного режима, гегемонистского или конкурентного, кото­рый бы пал или претерпел существенные изменения из-за четко выраженной поляризации рабочего класса и буржуазии.

125 Повышенное внимание к классовым конфликтам даже со стороны наиболее проницательных теорети­ков социальных наук и молчаливое предположение, что социальные классы составляют некую «реальную» основу различий в индустриальном обществе, к ко­торой в конечном счете можно свести все остальные различия, отвлекали внимание исследователей от дру­гих различий, приводящих к образованию прочных субкультур, в которых происходит социализация ин­-126-дивидов: это религиозные, языковые, расовые или эт­нические и региональные различия1.

1 Конечно, субкультуры могут формироваться вокруг эко­номического или социального класса, или статуса (как они по-разному называются), или вокруг различных профессий, уровня образования и других особенностей, которые не обя­зательно жестко увязываются с этническими, религиозны­ми или региональными особенностями. Однако используе­мый здесь термин «субкультурный плюрализм» указывает на присутствие этнических, религиозных или региональных субкультур. Субкультурный плюрализм можно рассматри­вать как гипотетическую размерность, для которой можно подобрать систему измерений, позволяющую сравнить от­носительный «объем» субкультурного плюрализма в раз­личных обществах.

126 Могут возразить, что излишне включать термин «этниче­ская группа» в перечень особенностей, на которых может основываться этническая субкультура, поскольку трудно представить, чтобы «этническая» идентификация не осно­вывалась. по крайней мере отчасти, на одном из других различий, т.е. на религии, языке, расовой принадлежности или физическом облике. В связи с этим существуют проб­лемы точного определения, которые я намеренно хотел бы обойти. Однако термины «этнические субкультуры» и «суб- культурный плюрализм» должны быть достаточно широ­кими, чтобы включать группы, для которых объективные различия в языке, религии, расовой принадлежности или физическом облике со временем смягчились, но чья иден­тификация с «исторической» группой тем не менее остается достаточно сильной. Примером могут служить нерелигиоз­ные евреи в США или некоторые другие группы с отчетли­выми региональными корнями, которые в настоящее время сохраняют привязанность не только к определенному реги­ону. но и к исторически сложившейся идентичности, такой как англоговорящие шотландцы, валлийцы или ирландцы- протестанты в Великобритании, или скандинавы в то время, когда один из скандинавских народов был подчинен друго­му. при этом сохраняя свою национальную самобытность.

126 Различия вдоль этих осей часто усиливают друг дру­га и имеют очевидные, значительные и долгосрочные последствия для политической жизни в очень многих странах — можно без преувеличения сказать, что в большинстве стран мира.

126 Тем не менее ученые часто игнорируют различия подобного рода или не уделяют им должного внимания, считая их всего лишь скры-127-ты ми классовыми признаками, либо менее «реальны­ми», чем класс, либо если и не менее реальными, то гораздо менее долговечными и быстро исчезающими под влиянием индустриализации, урбанизации и мас­совых коммуникаций.

127 Однако различия и конфликты, которые порождают эти различия, исчезают далеко не всегда, а со временем могут даже обостряться, как это происходит в современной Бельгии, Канаде и, вполне вероятно, Великобритании.

127 Это не значит, что классовые различия не имеют зна­чения. Это значит, что экономический класс является лишь одним фактором (и часто менее важным), чем дру­гие, которые могут порождать и порождают различные субкультуры: образ жизни, взгляды, нормы, идентифи­кация, лояльность, организации, социальные структу­ры. Более того, эти субкультуры бывают чрезвычайно живучими не только в жизни отдельного человека (кото­рый может поменять классовую идентификацию с боль­шей готовностью, чем родной язык или религию), но и в жизни общества. На протяжении тысячелетий классы и империи возникали и исчезали, в то время как языковые границы в тех географических областях, которые сейчас стали Бельгией и Швейцарией, почти не изменились.

127 Вероятно, оттого, что этническая или религиозная идентичность так рано и так глубоко пронизывает личность человека, конфликты между этническими или религиозными субкультурами чреваты особой опасностью, в особенности конфликты, связанные с религией. Поскольку конфликт между этническими и религиозными субкультурами с такой легкостью воспринимается как угроза основам личности, противни­ки без труда превращаются в злобных и бесчеловечных «их», а угроза со стороны противников возбуждает и оправдывает насилие и жестокость, которые служат общей реакцией своей группы на чужую группу у всего человечества.

127 Связи этнической группы или религии с региональными субкультурами приводят к зарождению нации, представители которой требуют

128 автономии и даже независимости.

128 Многие политиче­ские ученые согласны с Джоном Стюартом Миллем в том. что границы любой страны с представительным правлением должны совпадать с границами прожива­ния соответствующей национальности; богатый опыт многонациональных государств в значительной степе­ни подтверждает их доводы2.

2 Ср.: Connor W. Self- Determination. The New Phase 11 World Politics. 1967. No. 20. P. 30-53. Коннор суммирует диалек­тическое развитие спора в Великобритании, посвященного жизнеспособности представительных институтов в много­национальных странах. Актон выступает против позиции Милля, утверждая, что плюрализм многонациональных государств является противоядием деспотизму и, кроме того, оказывает облагораживающее влияние. Эрнест Ьаркер в свою очередь поддерживает точку зрения Милля против Актона. И наконец, Альфред Коббан занимает позицию Актона против Милля и Баркера. Сам Коннор решительно под­держивает Милля и Ьаркера против Актона и Коббана.

128 Вряд ли вызывает сомнение, что субкультурный плюрализм нередко подвергает опасному напряже­нию терпимость и взаимную безопасность, необхо­димые для нормального функционирования системы публичного соперничества. Так, например, полиархия встречается более часто в относительно однородных странах, чем в странах с более высоким субкультур­ным плюрализмом.

128 Лучшее доказательство этому фак­ту можно найти в исследовании Мэри Хауг, которая классифицирует 114 стран в соответствии с индексом плюрализма,3 и данными исследования Бэнкса и Тек-129-стора.

3 Haug M.R. Social and Cultural Pluralism as a Concept in Social System Analysis // American lournal of Sociology. 1967. VoL 73. No. 3. P. 294-304. Построение индекса см.: Tab. 2, p. 297. В со­став индекса входили следующие переменные: язык, расовая принадлежность, религия, место проживания и «выражение интереса со стороны неассоциированных групп», которые включали родственные группы, группы по происхождению, а также этнические, региональные и религиозные группы. К сожалению, этот исключительно численный индекс не мо­жет отобразить глубину или остроту субкультурного дроб­ления. подобного тому, который происходит в Нидерландах. Обсуждение см. ниже.

129 Несмотря на некоторые изменения режимов, произошедшие с начала 1960-х гг., когда данные со­бирались, эти изменения вряд ли столь существенны, чтобы помешать увидеть общую картину. Сравнение 26 стран с незначительным уровнем культурного плю­рализма (в численном смысле) с 34 странами с исклю­чительной степенью культурного плюрализма показывает, что:

129 Рассматривая страны с незначительным уровнем субкультурного плюрализма, Бэнкс и Текстор от­носят более половины таких стран к интегрирован­ным и однородным политическим образованиям, где незначительны или вообще отсутствуют край­няя оппозиция, коммунализм, фракционность или отказ от политической ассимиляции (высокий уро­вень политической инкультурации).

129 Ни одна из этих стран не относится к сравнительно слабо интегрированным или закрытым политиче­ским системам с большинством или почти большин­ством граждан, находящимся в крайней оппозиции, коммунализированным, разделенным на фракции, бесправным и политически неассимилированным (низкий уровень политической инкультурации).

129 Напротив, только 10% стран с очень высоким субкультурным плюрализмом выказывает высокий уровень политической инкультурации, а почти две трети из них обладает низкой политической инкультурацией.

129 Рассматривая страны с незначительным субкуль­турным плюрализмом, Бэнкс и Текстор относят 60% к странам с эффективным распределением власти в пользу функционально автономных законодательных, исполнительных и судебных органов (значи­тельное горизонтальное распределение власти).

129 Среди этих стран лишь 18% имеет полное господство правительства с помощью одной из своих ветвей или

130 господство неправительственной организации (не­значительное горизонтальное распределение власти).

130 Наоборот, лишь треть стран с исключительно высо­ким субкультурным плюрализмом обладает значи­тельным горизонтальным распределением власти, а в 57% стран одна ветвь власти не обладает под­линной функциональной автономией или две ветви власти имеют лишь ограниченную функциональ­ную автономию4.

4 Определения взяты из работы: Banks A.S.. Textor R.B. А С го»-Polity Survey. Cambridge: M.I.T. Press. 1963. P. 88.106. Различалось число стран, для которых были доступны данные. Процентные значения, число стран и уровень значимо­сти для хи-квадрат имели следующие значения:

Источник: Haug M R. Social and Cultural Pluralism. Tab. 7. P. 303.

130 Наша собственная классификация политических систем (также в значительной степени основанная на работе Бэнкса и Текстора) на начало 1960-х гг. дает около 34 полиархий и «почти-полиархий»5.

5 О классификации полиархий и «почти-полиархий» см.: приложение, классификация в табл. 7.1 относится к началу

131 1960-х гг. Таблица Б-1 в приложении содержит классифика­цию по данным на 1969 г.

130 Эти режи-131-мы представляют относительно высокую долю стран с низким субкультурным плюрализмом (измеряемым с помощью индекса субкультурного плюрализма Хауг) и относительно небольшую часть стран с заметным или очень высоким уровнем субкультурного плюра­лизма (табл. 7.1).

 

131 Таблица 7.1

Полиархия и субкультурный плюрализм

Примечание. По индексу плюрализма Хауг низкий уро­вень определяется как 0 или 1. умеренный — как 2 или 3. заметный — как 4 или 5. крайний — как 6.7 или 8.

131 Рассмотрение полиархий и «почти-полиархий» (на начало 1960-х гг.), отнесенных в табл. 7.1 к режимам с заметным или крайне высоким уровнем плюрализ­ма, позволяет получить показательные результаты. Из трех стран с заметным уровнем плюрализма в Бель­гии субкультурные конфликты активизировались с начала 1960-х гг., а на Филиппинах произошло оживление партизанской деятельности в сельской местно­сти (третья страна — Ливан).

131 Среди шести полиархий с крайней степенью плюрализма Сьерра-Леоне во­обще перестала быть режимом, близким полиархии, Малайя разделилась на две страны, в Индии проис­ходят серьезные языковые конфликты; вызывает со­мнение, что Цейлон из-за общинных конфликтов и

132 ограничений в отношении оппозиции вообще когда- либо приблизится к стандартам «почти-полиархии», а в Канаде резко активизировался франко-канадский национализм.

132 Из шести стран лишь Швейцария оста­валась относительно спокойной, но даже в этой стране франкоговорящие граждане Юры недавно выдвинули требование создать для них отдельный кантон.

132 Тем не менее, если возникновение конкурентной политической системы и менее вероятно в странах со значительным уровнем субкультурного плюрализма, было бы преувеличением сказать, что оно вообще не­возможно или что субкультурный плюрализм обяза­тельно исключает открытую полиархию.

132 Следует иметь в виду, что субкультурный плюра­лизм в настоящее время наиболее сильно выражен среди менее развитых стран. Среди стран с крайней степенью субкультурного плюрализма доминируют новые государства: 70% таких стран добилось неза­висимости после 1945 г. Эти страны часто обладают всеми типичными недостатками новых государств: низким ВНП на душу населения, высоким уровнем за­нятости в сельском хозяйстве, низкой степенью урба­низации, высоким уровнем неграмотности, низкими тиражами газет. Кроме того, эти страны относительно велики по площади (табл. 7.2,7.3).

132 Как мы видим, низкий уровень социально-экономи­ческого развития сам по себе враждебен конкурентной политике. Обычно на ранних этапах строительства на­ционального государства взаимодействие различных факторов подрывает шансы страны на создание кон­курентного режима и приводит к возникновению геге­монии, при этом субкультурный плюрализм является лишь одним из таких факторов.

132 Определенная связь между субкультурным плюрализмом и гегемонией вполне может быть обусловлена другими факторами, вроде уровня социально-экономического развития.

132 И все же конкурентная политика может существо­вать в странах с очень значительной степенью субкуль­турного плюрализма.

132 Так, например, Бельгия, Канада и Индия смогли развить и сохранить полиархии.

132 Име-133-ется убедительный пример Нидерландов, где различия в языке, расовой принадлежности, физических осо­бенностях, этнической или региональной принадлеж­ности не играют значительной роли, а следовательно, в численном отношении субкультурный плюрализм не слишком высок.

 

133 Таблица 7.2


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!