Оптимальное общественное устройство



Философско-исторический экскурс

Человеческая цивилизация основана на общественном разделении труда, которое организуется через обмен товарами. Человека создал не труд, любой хищник «работает», добывая себе пропитание, а обмен (торговля). Именно это выделяет человека из общего ряда обитателей планеты.

Чтобы система обмена работала, каждый субъект, вступающий в такие отношения должен быть независим и свободно распоряжаться своей собственностью. Личная независимость, частная собственность и свободная торговля это не лозунги, не буржуазные догмы, а необходимые условия для оптимальной организации общественного разделения труда, другими словами, это основа нашей цивилизации. Любые запреты и ограничения в этих вопросах создают препятствия для организации общественного разделения труда и влекут за собой экономическое и техническое отставание.

В результате того, что все члены общества что-то продают, и что-то покупают, складывается рынок, глобальная система обмена, спроса и предложения. По большому счету, рынок и человеческая цивилизация это синонимы.

Как следствие свободного ценообразования и человеческой корысти, стремления получать как можно больше, складываются замечательные регулирующие свойства рынка. Цены на товары, пользующиеся повышенным спросом, растут, стимулируя их дополнительное производство, цены на товары, не пользующиеся спросом, падают, сдерживая их производство. Таким образом, рынок это замечательный системный регулятор, оптимизирующий разделение труда и максимально экономящий ресурсы.

Жизнь сопряжена с потреблением природных ресурсов, количество которых в природе всегда ограничено. Соседи, пищевые и прочие конкуренты, никому не нужны. Их стараются прогнать или самим держатся от них подальше. Это характерно и для людей, и для животных.

Торговля — исключение из этого правила. Чтобы операция обмена сложилась, нужны как минимум два субъекта. Для нескольких операций их уже нужно больше. И решать эту задачу естественнее там, где множество субъектов занимаются куплей продажей. Торговля — первый вид деятельности, который притягивает людей друг к друг. Рынок это центр их концентрации. Вокруг рынков в древности стали возникать города.

Решая свои жизненные и производственные задачи, любой человек сталкивается с множеством проблем, многие из которых с неизбежностью приводят к потерям. Каждый в меру сил и возможностей с проблемами борется, стараясь уменьшить их негативное влияние. Но оказывается, что со многими проблемами гораздо эффективнее можно бороться, если делать это еще и сообща. В городах, где на небольшой территории уживалось множество людей, это было особенно актуально.

В одиночку невозможно решать вопросы санитарии, борьбы с пожарами и преступностью. Нужно было строить и поддерживать объекты общего пользования: мосты, дороги, городские стены. При плотном проживании большого количества людей, неизбежны спорные вопросы. Чтобы общие потери людей от конфликтов в этой связи были минимальны, нужна система арбитража, судья и служба, обеспечивающая выполнение судебного решения. И т.д.

Когда множество людей, проживающих по соседству, приходят к пониманию того, что у них есть общая цель – уменьшить свои потери, они превращаются в общество, коллективный субъект. Цели и задачи этого коллективного субъекта определяются путем голосования. Общее собрание всех членов общества — это высшая власть.

Методом проб и ошибок общество находит общую методику борьбы со всеми проблемами такого сорта. Во-первых, создается специализированная служба по борьбе с проблемой. Ей ставятся задачи и даются определенные полномочия. Во-вторых, при необходимости для горожан водятся определенные запреты и ограничения. В-третьих, на содержание службы и прочие расходы, обусловленные ее деятельностью, начинают собирать налоги.

Все это делается добровольно по воле самих горожан и исключительно в их интересах. Цель одна — свести потери от каждой проблемы к минимуму. А эти потери каждого горожанина складываются из убытков от самой проблемы, расходов на налоги, запретов и ограничений, с которыми каждый вынужден мириться. Голосуя за тот или иной вариант, каждый ищет для себя оптимум выгоды (итоговый минимум потерь) по каждой такой проблеме. Решение в результате голосования автоматически принимается в интересах большинства. Так минимизируются потери большинства членов общества.

Это и есть демократия (власть народа). Демократия это не лозунг, не погоня за справедливостью, а система минимизации потерь большинства членов общества. Это гарантированно достигается в случае, если решение принимается самим обществом путем общего голосования. Даже, если сразу не удается выйти на идеал, то позже общество может еще не один раз вернуться к голосованию по теме, пока методом проб и ошибок не найдет вариант наилучший для большинства.

Суть демократии в том, что «законодательная» власть принадлежит обществу, и решение принимается всеобщим голосованием. А в результате законодательство, в любой его части, создается так, чтобы обеспечить максимум выгоды для большинства членов общества.

Занимаясь поиском своей выгоды, общество в древности могло реорганизовывать систему служб любым доступным образом. В частности полезным оказалось ввести должность старосты, «смотрящего» за всеми службами, того, кто принимал у них работу, проверял качество, осуществлял расчеты за выполненные этапы работ. Еще чуть позже пришли к тому, что оказалось полезно совместить работу службы, собиравшей налоги, судьи с его силовыми возможностями, и смотрящего за всеми специализированными службами. Это сделало всю систему более дешевой и работоспособной.

Так по решению большинства членов общества, в их интересах возникла исполнительная власть. Властные полномочия над членами общества она имела значительные, но была послушна обществу, работала в его интересах, поскольку при необходимости общество всегда могло ее поменять. Таким образом, исполнительная власть была создана и наделена необходимыми полномочиями как инструмент для минимизации потерь большинства членов общества.

На селе спорные проблемы, в первую очередь с наследованием имущества, были столь же остры. Поэтому сельские жители сами просились под юрисдикцию городской власти, чтобы их судили (разрешали спорные ситуации), готовы были подчиняться ей и платить налоги. Государственность городского уровня очень быстро распространила свою власть и на сельских жителей.

Никакого насилия или покорения не было. Все происходило добровольно, исключительно в интересах самих членов общества. Высшей властью оставалось собрание представителей членов общества. Исполнительная власть, как и прежде, подчинялась обществу, действовала в соответствии с решениями, принятыми его представителями на собрании. В обществе сохранялась демократия.

А потом опять же добровольно произошло объединение в единое государство. Спорные вопросы между городами и общие проблемы обсуждали на собрании представителей всех земель. Высшей (законодательной) властью стали Земские соборы. Они утверждали на царство новую династию, принимали решения о создании новых структур и служб, изменяли налогообложение и полномочия исполнительной власти.

Демократическая система просуществовала несколько веков. Последние заседания Земского собора были в 1766 году (при Екатерине II). Собирался он по просьбе главы исполнительной власти. Ему были нужны дополнительные полномочия на время войны (с Турцией). Чтобы побеждать в войне, надо было увеличить налоги и создавать регулярную армию с жесткой дисциплиной.

Земский собор такие полномочия исполнительной власти на время военных действий дал.

Были значительно увеличены налоги (вроде большевистской продразверстки). А когда крестьяне стали от них уклоняться, сократив до предела свои пахотные участки, исполнительная власть в соответствии с полученными полномочиями собирать налоги любым способом, форму налогообложения изменила. Освободившуюся пахотную землю передали государственным чиновникам, боярам, сделав их налогоплательщиками, а крестьян прикрепили к этой земле с обязанностью отрабатывать на ней повинность (барщину). От такой формы налогообложения уклоняться было уже сложнее.

Кроме этого был введен рекрутский набор в армию, и военные командиры получили право распоряжаться жизнью и смертью своих подчиненных. От средневекового войска, состоящего из ополченцев, готовых в соответствии с демократическими традициями митинговать по любому поводу, перешли к регулярной армии с жесткой дисциплиной.

В результате этих нововведений и благодаря определенному техническому превосходству Московия (в то время была самым развитым княжеством в мире) одержала серию решающих побед, присоединила себе огромные территории.

Однако имело место еще одно существенное следствие. Получив в свое распоряжение регулярную армию, исполнительная власть совершила государственный переворот. В 1779 году Московия была объявлена Российской империей, а власть императора абсолютной. Демократия закончилась.

До того исполнительная власть подчинялась обществу, во всех своих действиях оно могло опираться на него, поскольку действовала в его интересах. С абсолютизацией интересы государственной власти и общества стали расходиться. Государственной власти стала нужна надежная опора, на которую она могла бы опираться в дальнейших своих действиях, при необходимости и против общества. 

И такую опору она себе быстро создала. Во-первых, государственную власть поддерживали все чиновники, военные и гражданские. Для этого им было повышено содержание. Так государственная власть создала первый привилегированный класс, государственных чиновников. Во-вторых, многих из них стали наделять феодальной собственностью – обрабатываемой землей. Часть чиновников, опять же с подачи государственной власти, превратилась в дворян, феодалов. В последней четверти восемнадцатого века началось массовое оформление дворянства. Так возник второй привилегированный класс. Эти два класса были тесно переплетены. Государственная власть в дальнейшем могла на них опираться.   

Прежней патриархальной администрации, состоящей из попов и дьяков, оставили вторичные административные функции, в частности учет актов гражданского состояния (рождение, женитьба, смерть), позже добавили идеологию для народа – религию. Основные же административные государственные функции перешли к дворянской администрации. Государственная машина стала цельной и устойчивой. Государство всецело перестроилось для ведения войны.

О демократии и народных митингах стали забывать. Но при этом в обществе начали нарастать противоречия между социальными группами. Демократия такие противоречия сводила к минимуму, старалась всегда найти компромисс, который максимально удовлетворил бы все заинтересованные стороны. Абсолютная власть все споры решала в свою пользу, жестко подавляя любое несогласие и проявления недовольства.

Однако обеспечивать устойчивость государство только с помощью военной силы крайне нерационально. Необходимо, чтобы большинство населения поддерживало действующую систему, даже если в чем-то ей и недовольно. Основной аргумент в этой связи – прежние традиции, порядки установленные предками, по которым они долго жили. Соответственно государственная власть, даже если ее и не любят, должна быть уважаема своими подданными. Настоящая история абсолютизации власти с вероломным государственным переворотом этому явно не способствовала бы.

Поэтому одно из стратегических решений государственной власти того периода было начать создавать фальшивую историю, которая максимально способствовала бы стабилизации государства в его новом состоянии. Согласно этой официальной истории государственная власть изначально с самого зарождения государственности была абсолютной неограниченной, державшейся исключительно на военной силе. С самого начала государственности общество было разделено на классы господствующие и угнетаемые. Крепостное право было таким же древним, как и сама цивилизация.

Государственные действия, которые невозможны были в самой глубокой древности, перенесли в прошлое на несколько поколений. В частности создание регулярной армии, военного флота, объявление Московии Российской империей с абсолютной властью императора отнесли на Петра I.

С точки зрения правовой логики все естественно. Мотив налицо, государственные возможности огромны, для государственной власти не было никаких сложностей с тем, чтобы создать необходимые службы, нанять исполнителей, поставить им задачи и контролировать в дальнейшем. Чтобы исключить любое самое минимальное противодействие в 1783 году была введена цензура.

Приблизительно после смены двух поколений задача была успешно решена. Публикация (первых томов) истории государства Российского Карамзина прошла в 1816 году. Фальшивой историей, которую начали создавать в конце восемнадцатого века, мы вынуждено продолжаем пользоваться до сих пор. При этом уже новые поколения государственной власти и исторической службы, действующей исходя из естественной преемственности, продолжают держаться за ту историю, агрессивно отстаивать ее, поскольку им это выгодно.

В частности любой Российской власти, включая нынешнюю, крайне нежелательно восстановление настоящей истории. В реальной древней историигосударственная власть это не банда рэкетиров, обложивших общество данью, а инструмент созданный обществом добровольно в собственных интересах. На протяжении веков, пока действовала реальная демократия, и власть подчинялась народу, российское общество было самым процветающим и динамично развивающимся. Проблемы начались после абсолютизации власти.

Оптимальное общественное устройство

Демократия это максимум степеней свободы для каждого члена общества, минимум запретов и ограничений, оптимизированные налоги. Налоги не большие или малые, а такие, чтобы общие потери большинства членов общества были минимальны, чтобы себестоимость продукции каждого предпринимателя была минимальна, чтобы большинство общества в итоге было как можно богаче. Такое общество получается наиболее конкурентоспособным в мирном экономическом соревновании с другими обществами, поскольку себестоимость его продукции на каждом уровне развития техники самая низкая.

Абсолютная власть с жестко отстроенной системой государственного администрирования, как в армии, тоже минимизирует потери, но в условиях войны, когда главные потери сопряжены с военными неудачами.

Это два полюса общественного устройства. Демократия, когда общество выше исполнительной власти, идеальна для мирной жизни, абсолютная власть, когда она выше всего общества, лучше подходит для войны. Поскольку в реальной жизни надо уметь жить мирно и при необходимости успешно воевать, каждое государство представляет собой некоторый компромисс этих двух крайностей.

Однако все эти компромиссы организованы индивидуально. В зависимости от того, какие элементы в устройстве государства преобладает, оно больше ориентировано на мирную жизнь или на войну. Самым же лучшим вариантом будетпредельно демократическое государство, которое умеет быстро перестраиваться на военизированный лад в случае введения военного положения.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!