Типология и классификация основных правовых систем современности



 

При исследовании основных правовых систем современно­сти на первый план выдвигается, прежде всего, вопрос об их классификации. Если в начале текущего столетия основным во­просом сравнительного правоведения был вопрос «Что такое сравнительное право: метод или наука?», то сейчас на первый план выдвигается проблема классификации правовых систем, другими словами, учение о правовых семьях. Проблема класси­фикации правовых систем является главной проблемой сравни­тельного правоведения.

В поисках развернутой классификации основных правовых систем юристы-компаративисты брали за основу самые различ­ные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая правовой техникой и стилем права. Не­редко в предлагаемых классификациях вообще трудно было об­наружить какую-то четкую основу.

Если глобальная типология - это прерогатива общей теории государства и права, то классификация - это прерогатива срав­нительного правоведения. Разумеется, эти два вида не должны противопоставляться. Они характеризуются взаимосвязью, взаимообусловленностью, взаимодополнением. При этом глобальная типология выполняет роль методологической основы для классификации. Последняя конкретизирует и в известном смысле формализует наиболее общие типические признаки пра­вовых систем. Классификация невозможна без учета ее взаимо­связи с особенностями глобальной типологии и наоборот. Толь­ко единство глобальной типологии и классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира.

В основу классификации могут быть положены более ши­рокие или, наоборот, более узкие исходные географические сферы; она может носить исторический (диахронный) или логи­ческий (синхронный) характер; ее можно проводить как на уровне правовых систем, так и в рамках отдельных отраслей права. Отсюда вытекает принципиальная возможность множест­венности классификаций, построенных по различным критериям и с разными целями. Привлечение различных юридических кри­териев классификации позволяет охватить разные аспекты и сто­роны функционирования правовых систем и тем самым глубже раскрыть отдельные закономерности правового развития.

Результатом классификации правовых систем является сис­тематическая единица - правовая семья. Каждая правовая семья имеет свой специфический комплекс юридических признаков.

Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ве­дущих отраслей и правовых институтов, правовой культуры, традиций, особенностей правоприменительной деятельности, юридического мышления и т. д.

Во второй половине XIX в. идея объединения правовых систем по примеру лингвистики в определенные группы сильно привлекала юристов. Если немецкие ученые производили объе­динение правовых систем в юридические семьи на основе, глав­ным образом, расового и языкового признаков, то Е. Глассон отказался выводить юридическое «родство» из этнического и считал, что в основе его лежат юридико-исторические факторы. Свою классификацию он проводил на примере правового инсти­тута брака и развода.

Е. Глассон классифицировал правовые системы на основе их исторического происхождения и разделял современные ему правовые системы на три группы. Глассон (1880) на основе ис­торического происхождения выделял 3 группы правовых семей:

- влияние римского права (Италия, Румыния, Португалия, Греция, Испания):

- римское влияние не велико и право основано на обычаях и варварском праве (Англия, Скандинавские страны, Россия);

- сочетание римского и германского права (Франция, Германия;, Швейцария).

Такая классификация не выдерживает критики хотя бы по­тому, что вторая группа определяется по признаку отсутствия влияния римского права. В ней нет никакого внутреннего единства. Какая связь существует между английским общим правом и русским правом? Если следовать методу Глассона, то в эту группу с равным успехом можно включить мусульманское пра­во, право Китая и Индии, которых объединяет лишь то, что здесь отсутствует влияние римского права.

Участники I Международного конгресса сравнительного права в 1900 г. различали: французскую, англо-американскую, германскую, славянскую, мусульманскую правовые семьи. В 1914 г. классификация ограничивалась: французская, англоамериканская, мусульманская.

В начале XX в. французский юрист А. Эсмен подразделял правовые системы исходя из особенностей их исторического формирования, общей структуры и отличительных черт на сле­дующие группы: латинская (романская) группа (в эту группу включались французское, бельгийское, итальянское, испанское, португальское, румынское право и право латиноамериканских стран); германская группа (германское право, право Скандинав­ских стран, австралийское, венгерское право); англосаксонская группа (право Англии, США и англоязычных колоний); славян­ская группа; мусульманская группа. Римское право и канониче­ское, по мнению А. Эсмена, представляют собой две оригиналь­ные системы.

Одну из самых значительных попыток дать общую панора­му правовых систем предпринял Дж. Вигмор в своей работе «Панорама правовых систем мира» (1918). Он сводит все ранее существовавшие и современные ему правовые системы к 16 ос­новным правовым системам: египетская, месопотамская, иудей­ская, китайская, индусская, греческая, римская, японская, му­сульманская, кельтская, славянская, германская, морская, цер­ковная, романистская, англиканская. Здесь трудно обнаружить какую-то четкую основу для классификации. Вместе с тем работа Дж. Вигмора содержит большой историко-правовой инфор­мационный материал. Автор широко применяет метод, назван­ный им иллюстрационным. Например, при рассмотрении каж­дой из основных правовых систем он приводит несколько де­сятков фотографий исторических памятников права, зданий правоприменительных органов, представителей юридических профессий.

Швейцарский ученый Г. Созер-Холл в основу своей клас­сификации правовых систем положил расовый признак. Соответственно, он различал индоевропейскую, семитскую и мон­гольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов и подразделял индоевропейскую правовую семью на индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право. Может ли такая классификация претендовать на научное значение? По-види­мому, вряд ли.

Работ, посвященных собственно учению о правовых семьях, очень мало. При всем многообразии и многочисленности имеющихся позиций и точек зрения можно (разумеется, весьма условно) выделить в послевоенной юридической компаративи­стике два основных направления классификации правовых сис­тем современности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными осо­бенностями. Первое направление наиболее ярко представлено в концепции правовых семей Р. Давида, второе - в концепции «правового стиля» К. Цвайгерта.

Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех пра­вовых семей (романо-германская, англосаксонская, социалисти­ческая), к которым примыкает остальной юридический мир, ох­ватывающий четыре пятых планеты под названием «религиоз­ные и традиционные системы». В основе его классификации лежат два критерия: идеологический (сюда Давид относит фак­тор религии, философии, экономической и социальной структу­ры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы не изолированно, а в совокупности. Класси­фикация Р. Давида пользовалась значительной популярностью в юридической науке.

Р. Давид (1966) критерии деления правовых систем: идеоло­гический (религия, философия, экономика, социальный фактор) и юридическая техника, которые используются в совокупности: романо-германская, англосаксонская, социалистическая и осталь­ные (иной юридический мир - религиозная и традиционная).

Наиболее известным представителем второго направления является К. Цвайгерт. Он выдвигает в качестве критерия клас­сификации понятие «правовой стиль». Исходя из того, что от­дельные правопорядки и целые группы правопорядков облада­ют, с его точки зрения, своим определенным стилем, сравни­тельное правоведение стремится выявить эти правовые стили, произвести их группировку в правовые круги и разместить отдельные правопорядки в этих правовых кругах в зависимости от решающих стилевых элементов, стилевыражающих факторов. Наиболее полно учение о «правовых стилях» изложено в работе К. Цвайгерта (в соавторстве с Г. Кётцем) «Введение в правовое сравнение в области частного права». «Стиль права» как крите­рий для классификации правовых систем складывается, по его мнению, из пяти факторов: 1) происхождение и эволюция пра­вовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) спе­цифические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы.

На этой основе К. Цвайгерт различал восемь правовых кру­гов: романский, германский, скандинавский, англо-американ­ский, социалистический, дальневосточный, право ислама, ин­дусское право.

Классификации К. Цвайгерта придерживается и К.-Х. Эберт, который обращается к теории этноисторического формирования правовых систем как к одной из возможных «рабочих схем разграничения и упорядочения правовых систем». На основе этой теории он, как и К. Цвайгерт, выделяет пять основных группи­рующих факторов, определяющих «общий правовой стиль» той или иной правовой системы. Он подчеркивает, что, согласно этноисторической теории, для каждой правовой семьи (правово­го круга) характерно господство той или иной правовой идеи, или правопорядка.


Лекция 4.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

1. Понятие и история формирования романо-германской правовой семьи.

2. Структура и источники романо-германского права.

3. Характеристика правовых групп, входящих в романо-германскую правовую семью.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 2862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!