Реформа системы образования в конце XVII — начале XVIII в.
Указанное выше противоречие могло быть решено двумя способами: полной ломкой системы образования, строившейся на неоконфуцианских принципах; адаптацией этой системы к новым требованиям конкурсов, т. е. расширением категорий людей, допускаемых к сдаче конкурсов, и изменением самих конкурсов, т. е. временным снятием данного противоречия.
В условиях Вьетнама конца XVII в. полная ломка этой системы образования означала замену (полную или частичную) неоконфуцианства как официальной и единственной государственной идеологии какой-либо другой идеологической системой. И вот этой-то другой, противостоящей неоконфуцианству идеологии не было. Все имевшиеся во Вьетнаме влиятельные философско-идео-логичсские концепции, в первую очередь буддизм школы созерцания[1396], были синтезированы в рамках неоконфуцианства, которому не осталось альтернативы.
В рамках Вьетнама, его эволюции от раннефеодального государства к мощной централизованной империи на протяжении X—XV вв., переход от буддизма к неаконфуцианству как официальной государственной идеологии был весьма симптоматичен. Но с конца XV в. неоконфуцианство, как уже указывалось, вступило в противоречие с новыми тенденциями развития вьетнамского общества, и из положительного фактора развития превратилось в его тормоз. А так как система образования, и в первую очередь система конкурсных экзаменов, являлась важнейшей частью неоконфуцианской идеологической системы, то и образование во Вьетнаме превратилось в тормоз прогресса. В то же время отсутствие альтернативы неоконфуцианству в области философии и идеологии сделало крайне проблематичным его слом. Таким образом, возникшее во Вьетнаме в XVI—XVII вв. противоречие решалось в рамках неоконфуцианства путем адаптации системы образования к новым социально-экономическим явлениям, что не меняло принципов управления и формирования кадров чиновничьего аппарата и, следовательно, создавало базу для «возрождения» указанного противоречия в значительно более широких масштабах. На наш взгляд, такое положение вещей полностью соответствует марксистскому выводу об обратном влиянии надстройки на базис, влиянии, которое в определенных конкретных исторических условиях может становиться решающим на довольно длительный исторический срок. Это явление было типичным не только для Вьетнама, но и для всех стран конфуцианского культурного ареала[1397].
|
|
Реформа низшего уровня системы образования
(община — уезд — округ — провинция)
В 1721 г. после ряда предварительных реформ низший уровень системы вьетнамского конфуцианского образования был кардинально изменен. Благодаря этой реформе опора конкурсной системы была перенесена из общины в уезд. Если прежде ученики, подготовленные учителями, взятыми на «кормление» общиной или семьей, допускались непосредственно на провинциальный конкурс по строгому официальному цензу и после предварительной проверки их подготовки в общине (но не более 20 человек от одной общины), то теперь они подвергались экзаменационным испытаниям в уездном центре. Эти испытания проводились в два круга: сначала ученики писали стих и тезисы экзаменационного сочинения, которые могли быть заменены сочинением оды, затем писалось само сочинение. Необходимо подчеркнуть, что за образец всех типов сочинений и вообще литературных произведений на всех этапах экзаменационного конкурса брались комфуцианские классические и канонические книги, а также связанные с ними комментарии в их неоконфуцианской трактовке. Уездные испытания не были исключением в этом смысле.
|
|
Сдавшие испытания в уезде образовывали группу «в высшей степени подготовленных», а добившиеся наилучших результатов из этой группы заносились в отдельный список, который подавался в управление в провинциальном центре.
|
|
Группа «в высшей степени подготовленных» устанавливалась в количестве не более 200 человек от большого уезда, 150 человек от среднего уезда и 100 человек от малого уезда. Эти люди подвергались еще одной экзаменационной проверке, которая проводилась чиновниками управления подчинения основе (ти Тхыа-тинь) и управления инспекторов (ти Хиен-шат)[1398]. В результате этой проверки первоначальная категория «в высшей степени подготовленных» делилась на две группы: выдержавшие ее образовывали категорию «достаточно подготовленных» и допускались к сдаче провинциального конкурса без ограничений, а несдавшие образовывали категорию «вторично подготовленных» и допускались к сдаче трех испытаний[1399] (из четырех) провинциального конкурса. Недовольные результатами предварительных проверок имели право подать жалобу, на основании которой их могли перевести в другую категорию. Однако на этом реформа низшего звена конкурсной системы не была завершена.
В 1765 г. после ряда мелких предварительных изменений было установлено, что на провинциальный конкурс после двухразовой проверки в уезде допускается от большого уезда 70 человек, от среднего уезда — 50 человек и от малого уезда — 40 человек. Но это ограничение не распространялось на тех, кто не смог выдержать проверку: им разрешалось внести денежную плату в размере 3 куанов (так называемые «деньги проникновения в классику»), после чего они также допускались к сдаче провинциального конкурса[1400].
|
|
Одновременно с реформой нижней ступени гражданского конкурса в 1721 —1765 гг. была проведена реформа «школ» (в указанном выше понимании этого термина), непосредственно связанных с провинциальными центрами проведения конкурсов. В соответствии с этой реформой в государственные провинциальные школы без предварительных испытаний направлялись дети и внуки гражданских и военных заслуженных чиновников. В провинциальных школах каждый месяц проводился малый экзамен, на котором писалось только сочинение. Этот экзамен проводился учителями из данной школы. Каждые четыре «срединных месяца»[1401] проводился экзамен под наименованием «великая проверка». Этот экзамен представлял собой четыре испытания провинциального конкурса, сдававшиеся последовательно в течение всего года. Дети и внуки заслуженных чиновников, выдержавшие испытания в первые три «срединных месяца», получали звание «ученика-конфуцианца»[1402]; выдержавшие же четвертое испытание могли по рекомендации экзаменовавших их чиновников государственной императорской академии назначаться на должность министерством обрядов.
Однако все это касалось только детей заслуженных и высокопоставленных чиновников. Дети мелких чиновников и других представителей вьетнамского общества допускались к сдаче провинциального конкурса в рамках категорий «вторично подготовленных» и «достаточно подготовленных». Обе эти категории сдавали три испытания провинциального конкурса одновременно, и их работы также одновременно оценивались чиновниками учреждения, проводившего экзаменационные испытания.
Выдержавшие три испытания из категории «вторично подготовленных» получали звание «ученик предмета» и направлялись в провинциальные школы[1403]. Когда наступало время следующего конкурсного цикла (т. е. спустя четыре года), «ученики предмета» писали сочинение, которое называлось «экзамен образованных людей» (оно писалось непосредственно в провинциальной школе). Сдавшие получали звание «ученик предмета, достаточно подготовленный» и допускались к сдаче четвертого испытания провинциального конкурса. Это же звание получали люди из категории «достаточно подготовленных», выдержавшие первые три испытания. «Ученики предмета, достаточно подготовленные», не выдержавшие четвертого испытания провинциального конкурса, теряли звание «достаточно подготовленного», оставаясь при этом «учениками предмета». Помимо этого в провинциальных школах ежегодно проводилось по две проверки, которые были обязательны для «учеников предмета» и на которые допускались люди, самостоятельно готовившиеся в общине (так называемые «ученики общего»). Если восемь проверок (т. е. четыре года обучения) сдавал «ученик предмета», то он освобождался от ежегодных испытаний в стенах школы; если же восемь проверок сдавал «ученик общего», то он без предварительных испытаний допускался к сдаче провинциального конкурса.
Таким образом, можно сказать, что реформа низшего звена системы образования в 1721 —1765 гг. привела к следующим результатам.
Дети и внуки крупных чиновников были вообще освобождены от сдачи провинциального конкурса, так как сдавали его испытания в рамках привилегированных школ центральных провинций.
Получение низшего чиновничьего звания, соответствующего ученой степени «ученика предмета», стало возможным для всех состоятельных представителей вьетнамского общества, т. е. для воинов, торговцев, помещиков — владельцев частных земель, а не только для состоятельных общинников. Более того, было введено еще одно (самое низкое) ученое звание (категории «достаточно подготовленных» и «вторично подготовленных»), которое просто можно было получить за денежную плату.
Благодаря этому частично были «сняты» противоречия между новыми социально-экономическими явлениями и застывшим в своей структуре государственным аппаратом. Представители новых тенденций смогли реализовать свое экономическое право на власть в области социальной. В то же время разрыв между низшим чиновничеством и элитой чиновничьего аппарата не уменьшился, а увеличился из-за реформы школ, что было сделано с целью гарантировать социальные привилегии правящего класса.
Последствия описанной выше реформы низшего уровня образования сыграли важную роль в дальнейшем ходе развития вьетнамского государственного аппарата и традиционной структуры общественного сознания.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!