Общее положение просвещения перед реформой XVII в.
В тех странах, в которых господствовала конфуцианская идеология, проблема просвещения имеет свою специфику. Выделение просвещения в европейском понимании этого термина неправомочно для стран конфуцианского культурного ареала вообще и для Вьетнама в частности. В данном случае под просвещением следует понимать строго регламентированную, сословно-классовую систему образования и формирования чиновничьего аппарата, состоящую из трех-четырехлетнего цикла экзаменационных конкурсов и связанных с ним «школ». При этом «школы» являлись не столько учебными заведениями, сколько учреждениями, в которых скапливался резерв в той или иной степени подготовленных людей для пополнения в случае необходимости чиновничьего государственного аппарата. Официальных государственных школ в европейском понимании во Вьетнаме вообще почти не существовало вплоть до конца XVIII в. Начальное же образование, вернее, умение писать, читать и элементарные знания о конфуцианских классических и канонических книгах приобретались в частном порядке[1392].
Необходимо также отметить, что прежде во Вьетнаме было широко распространено буддийское монастырское образование, которое играло ведущую роль вплоть до второй половины XIV в. Однако, когда в XIV—XV вв. буддизм утратил свои позиции, а ставшее официальной государственной идеологией Вьетнама неоконфуцианство включило в себя значительно больше элементов буддизма, чем китайское неоконфуцианство, мы практически не можем говорить о массовом буддийском образовании.
|
|
Конфуцианское образование начало складываться во Вьетнаме со второй трети XII в., окончательно сложилось к XV в. и было оформлено как единая система реформами эры «Великой добродетели»[1393]. Она просуществовала без каких-либо значительных изменений до конца XVII в., что имело серьезные последствия.
Во-первых, как уже отмечалось, конфуцианство практически полностью вытеснило из официального образования буддизм и стало единственной государственной системой образования.
Во-вторых, понятие социальной привилегии стало связываться по преимуществу со званием чиновника и феодалы в XV — начале XVI в. осуществляли свое «право» господства посредством тога, что они, получая то или иное образование, занимали ту или иную должность и получали полагающееся ей «кормление».
Таким образом, путь к занятию должности чиновника для феодалов был один — через школьно-конкурсную систему экзаменов на ученую степень, а понятия «чиновник» и «образованный человек» стали синонимами. Но если в XV в. лишь строго определенное количество людей допускалось на конкурсы, а обязательным образование являлось только для детей среднего и крупного чиновничества (что было определенной гарантией социальных привилегий), то к XVII в. положение изменилось: в связи с процессом роста частного землевладения, распадом общины и ослаблением центральной власти в течение XVI в. во Вьетнаме произошли социальные изменения.
|
|
С одной стороны, в первой трети XVII в. система образования функционировала лишь формально. При сдаче конкурсных экзаменов процветало взяточничество, что на данном этапе привело к количественному росту лауреатов-чиновников, получавших «кормление», но ничего не делавших. При этом необходимо подчеркнуть, что резко возросло количество лауреатов высших ступеней конкурса при их общем более или менее стабильном количестве.
С другой стороны, междоусобные войны Чиней — Маков — Нгуенов привели к резкому росту влияния военных, а в социальном плане — к формированию новой фигуры — военного помещика-феодала. Такой помещик, как правило, выделялся из среды зажиточных общинников. Он владел значительными частными землями и экономически держал в подчинении многих общинников. В то же время он составлял основную военную силу враждующих феодальных родов, т. е. был военным. Но, несмотря на свою власть де-факто, де-юре он ее не имел, так как не допускался к сдаче конкурсных экзаменов[1394].
|
|
Таким образом, новые экономические тенденции, выразившиеся в росте частного землевладения и приведшие к серьезным изменениям в расстановке социальных сил в стране, тормозились тем, что представители этих новых тенденций не могли реализовать с законной точки зрения «свое» экономическое право на власть, так как единственный путь к его реализации — сдача конкурсных экзаменов на звание чиновника — был для них закрыт.
Этим противоречием характеризуется положение системы образования во Вьетнаме в конце XVII в., после реставрации династии Ле и перехода реальной власти к государям (тюа) Чиням и Нгуенам[1395].
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!