Общая характеристика лексико-семантического поля «одиночество»



Поэтический сборник «Кипарисовый ларец» увидел свет уже после смерти автора в 1910 году. Композиционная структура сборника не оставила равнодушными критиков. Восхищенно говорил о распределении стихов по «трилистникам» К. Бальмонт: «Если я возьму сборник стихов Анненского, и не сборник, а книгу, «Кипарисовый ларец», и просто перечислю перечень оглавления, не весь конечно, это длинно, но хоть часть, я достигну этим ощущения музыкальности души; он, поэт, достигает музыкального ясновиденья в моей душе...» [18]. В основу композиции стихотворений и сборника в целом лег принцип соответствия всех вещей и явлений. В символах и поэтических ребусах угадываются настроения и причины раздумий лирического героя. При помощи стихов автор старается разгадать сам себя, найти причину своих страданий от одиночества, это болезненный процесс, тяжкий труд души, поэтому в произведениях велика роль умолчания и недосказанности.

И. Анненский создал в своем творчестве и выявил в облике своей личности особый тип мироощущения - мироощущение человека трагической эпохи, осознающей невозможность вырваться за пределы бытия, которое, увы, неизбежно обречено на гибель. Воплощением идеального, но непостижимого мира является в лирике Анненского другой мир — мир призрачный, нереальный, фантастический. Этот мир порой заслоняет собой реальный, а порой сливается с ним, что приводит к появлению в поэзии Анненского темы раздвоенности, волшебства, кошмара.

В восприятии поэта одиночество универсально, оно охватывает разные сферы бытия: жизнь, веру, творчество, любовь. Так, для него «каждый миг любви - угроза конца», в каждой встрече звучит «здравствуй и прощай», основной философской категорией становится слово «невозможно». Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть свое одиночество, стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. О трагизме безысходного одиночества Анненского ясно сказал С. Маковский: «Поэт глубоких духовных разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников, - он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему возрастом и бытовыми навыками, к младшему - духовной изощренностью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых дерзаний и неутолимой мечтательности» [13, с. 224].

Структура сборника позволяет наиболее полно проанализировать доминату ЛСП «одиночество», так как каждая из частей сборника раскрывает разные темы. «Кипарисовый ларец» открывает раздел «Трилистники». Такое метафорическое обозначение получают группы стихотворений (три листка), объединенных общим содержанием. Мир будничный, неизменный и однообразный предстает перед читателем в «Тоске вокзала» «Трилистника вагонного»:

О канун вечных будней
Скуки липкое жало...
Есть ли что-нибудь нудней,
Чем недвижная точка,
Чем дрожанье полудней
Над дремотой листочка...

(«Тоска вокзала», 1910г.)

Все человеческое существование кажется поэту болезненным и бессмысленным. Скука и невозможность ничего поменять рождают в поэте страх абсурдности существования человека. Иннокентий Анненский искал уединения в своей поэзии от бестолковой будничной суеты, никогда не был фаталистом, но смерть настигла его не «на постели при нотариусе и враче», а в самой гуще жизни, посреди шумного вокзала... Не исключено, что поэт предчувствовал скорую смерть, поэтому стихотворение имеет пророческий характер.

Второй раздел носит название «Складни» и представляет собой цикл стихотворений о человеческой жизни, намечается любовная тема. В письме к Кривичу от О. Хмара - Барщевской мы узнает о задумке публикации «Кипарисового ларца». Изначально расположение произведений было иным и во второй раздел было включено «Ego»-стихотворение, содержащее в себе программу творчества поэта:

Я — слабый сын больного поколенья
И не пойду искать альпийских роз,
Ни ропот волн, ям рокот ранних гроз
Мне не дадут отрадного волненья.

(«Еgo», 1890 г.)

Очевидно, что уже в первых строках стихотворения формируется образ лирического героя, далекий от романтических шаблонов. С ним связан  страдающего мира природы и вещей, который эстетизируется: «увядшие розы», «сгоревшие книги», «плачущие горы» - это то, в чем страдающая душа способна увидеть ускользающую красоту.

Третий и последний раздел книги стихов носит название «Размётанные листы». М. Волошин связывал природу названия этого раздела с манерой прочтения стихотворений автором: «Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя)... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...»
[19, с. 29].  Одно из лирических произведений этого раздела – «Прерывистые строки». В нем поэт прерывистым голом, несмело, ломающимся ритмом поведал читателю о тайной любви, рисуя страдания из-за расставания с любимой женщиной:

Поезд еще стоял —
Я убежал…
Но этого быть не может,
Это — подлог…
День или год и уж дожит,
Иль, не дожив, изнемог…
Этого быть не может…

Анненский умело передает сложнейшее душевное переживание, процесс утраты радости жизни в сознании лирического героя. Его напряженное состояние передается при помощи синтаксических средств:

Зал…
Я нежное что-то сказал
Стали прощаться,
Возле часов у стенки…
Губы не смели разжаться,
Склеены…
Оба мы были рассеянны,
Оба такие холодные,
Мы…

 «Рваный синтаксис» стихотворения воссоздает сиюминутный процесс речемыслительной деятельности героя. На глазах читателя к лирическому герою приходит понимание своего настоящего и недавнего прошлого. Позднее этот эмоциональный набор будут использовать А. А. Ахматова,
В. В. Маяковский, И. A. Бунин для изображения состояния героя, оставшегося наедине со своим чувством:

Ну-с, проводил на поезд,
Вернулся, и solo, да!
Здесь был ее кольчатый пояс,
Брошка лежала — звезда…

(«Прерывистые строки», 1909 г.)

В посмертном сборнике любовь и одиночество говорят разговорным языком, отчего произведения Анненского-символиста становятся настоящим шедевром русской поэзии.

 

2.2. Структура лексико – семантического поля «одиночество».
Ядерный элемент поля

ЛСП является фрагментом не только узуальной, но и индивидуальной языковой картины мира - отдельного носителя языка (в том числе художника слова), входя в его идиолект. Наиболее широкое ЛСП в лирике Иннокентия Федоровича Анненского - поле «одиночество». Оно дает самую общую картину авторского мировидения, охватывая и самые ранние стихи («Еще один», 1903), и зрелые, вошедшие в посмертные сборники.

ЛСП «одиночество», являясь ключевым в лирике сборника Анненского «Кипарисовый ларец», содержит в своем составе более 50 лексических единиц, находящихся в парадигматических, синтагматических и ассоциативных отношениях в контексте.  По своим общим морфологическим свойствам одиночество - абстрактное имя существительное. Лексема одиночество служит для выражения непредметной семантики качества и состояния.

ЛСП «одиночество» имеет сложную структуру: 1) ядро вербализовано лексемой одиночество и ее немногочисленными синонимами (сиротство);
2) центр включает словообразовательное гнездо одиночество - одинокий (-ая; ой) - одиноко - одно (-ин), которое насчитывает около 10 употреблений всех входящих в него лексем; слова - контекстуальные синонимы, которые начитывают более 15 единиц 3) периферия содержит ассоциативное пространство с семантикой одиночества и включает в себя более 13 употреблений слов - ассоциатов.

Вершина словообразовательного гнезда - одиночество - имеет одно лексическое значение.

Одиночество - состояние одинокого человека (МАС). Деривационно существительное связано с прилагательным одинокий, которое в свою очередь является полисемантом, имея четыре лексико - семантических варианта и один оттенок.

Одинокий - 1. Находящийся, пребывающий где-л. отдельно от других.

2. Не имеющий семьи, родственников, близких || Имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далекий от них.

3. Проходящий, протекающий без семьи, родных, близких, исполненный одиночества || Происходящий, совершаемый без других, в отсутствие других.

4. Устар. Предназначенный для одного человека; одиночный.

В творчестве И. Ф. Анненского лексема одиночество представлена во всех значениях прилагательного одинокий. Крымская война и потеря родителей прервали детство поэта. С юных лет и до конца дней над жизнью и поэзией Анненского всегда стояло его раннее сиротство. Позже эта тема зазвучит в строках:

Осталась бурая кайма
Да горький чад…воспоминанья
<…>
Как обгорелого письма
Неповторимое признанье.

(«Еще один», 1903 г.)

В подобном значении лексема одиночество реализуется в более поздней лирике, звучит тема всеобщего «сиротства» человечества:

Звоны, возьмите меня!

Сердце так слабо и сиро

                      («Закатный звон в поле», 1908 г.)

Частотны случаи, когда лексема одиночество опирается на оттенок второго ЛСВ прилагательного одинокий: «имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далекий от них».

И в сердце сознанье глубоко,

Что с ним родился только страх,

Что в мире оно одиноко,

Как старая кукла в волнах...

                   («То было на Валлен-Коски», 1909 г.)Анненского-поэта отличает намеренная замкнутость лирики на личной психической сфере. Лирический герой остро ощущает невозможность слияния с миром, с другими людьми, отчего чувство одиночества вызывает в нем страх. Кроме того, автор подчеркивает разрушающую силу этого мира, которая усугубляет человеческое одиночество:

Ее факел был огнен и ал,

Он был талый и сумрачный снег:

Он глядел на нее и сгорал,

И сгорал от непознанных нег.

<…>

Одинокая грезит вдова -

И холодные воды кипят...

                      («Трое», 1910 г.)

В данном значении лексема одиноко сочетается с местоимениями, существительными.

В лирическом пространстве поэта наряду с состоянием одиночества, возникающим как в окружающем мире, так и в душе поэта, появляется картина идеального мира, где нет места гнетущим поэта чувствам. Воссоздавая картину прекрасного и высокого, Анненский не отступает от собственной философской категории «невозможности». Конец стихотворений всегда трагичен. Аспект двоемирия (мира реального и мира мечты) можно проследить на произведении «Я люблю» (1906):

Я люблю замирание эха

После бешеной тройки в лесу,

За сверканьем задорного смеха

Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною

Я лиловой разлив полутьмы

И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири

В переливах растаявший цвет…

Я люблю все, чему в этом мире

Ни созвучья, ни отзвука нет.

Анненский категоричен, он с твердой уверенностью заявляет, что в мире нет ничего похожего на воображаемый, существующий только в сознании автора мир. Контраст формирует стилевую систему поэта, в которой стиль поэтически - изысканный соседствует с прозаизмами, элементами разговорного стиля.

И вдруг я весь стал существо иное...

Постель... Свеча горит. На грустный тон

Лепечет дождь... Я спал и видел сон.

                                  («Кошмары», 1910 г.)

Стихов с общественной темой у Анненского немного, сборник «Кипарисовый ларец» не включает в себя подобной тематики.

Мотивы лирики Анненского замкнуты в сфере настроений одиночества, тоски бытия. Поэтому столь часто в его стихах встречаются образы и картины увядания, сумерек, закатов.

В этот сумеречный день

Все еще он тянет нитку

И никак не кончит пытку

В этот сумеречный день...

Хоть бы ночь скорее, ночь!

                                  («Умирание», 1910 г.)

Зачастую лексема одиночество ассоциируется с ночью, мглой и даже смертью.

Таким образом, И. Анненский выделяет множество причин внутреннего одиночества, одна из них связана с мгновенностью чувства любви - взаимной, всеохватной, вселенской. Лирический герой не ощущает полноты этого чувства, отсюда и одиночество, тоска, негодование.

Два паруса лодки одной,

Одним и дыханьем мы полны.

<…>

Сгорая, коснуться друг друга,

Одним парусам не дано...

                 («Два паруса лодки одной», 1904 г.)

Таким образом, в поэтическом сборнике «Кипарисовый ларец» на уровне ядра реализуются узуальные значения лексемы одиночество. Синонимом доминанты выступает лексема сиротство. Широко представлены и антонимические отношения: мечта, миг, далекое, желание, сказка. Анненский, используя все значения доминанты, усиливает трагичность бытия, показывая общечеловеческое одиночество, сиротство.

           

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!