Правило пользования вилкой. Как есть горох



То же самое относится к зубьям вилки. Если вилку держать в левой руке, используя ее в сочетании с ножом или ложкой, зубья вилки всегда должны быть направлены вниз, а не вверх. Соответственно, англичане «голубых кровей» горох должны есть следующим образом: с помощью ножа на вилку, повер­нутую зубьями вниз, накалываются две-три горошины, затем еще несколько горошин ножом подталкиваются на выпук­лую спинку вилки, при этом наколотые горошины служат своеобразным барьером, не позволяющим слегка раздавлен­ным горошинам соскользнуть с выпуклости вилки. На самом деле это не такая уж сложная процедура, как представляется на первый взгляд, и, если ее описать подробно, она не кажет­ся такой уж идиотской, какой ее рисуют в анекдотах о том, как англичане едят горох. Хотя следует сказать, что способы, предпочитаемые низшими классами — они держат вилку зу­бьями вверх и с помощью ножа накладывают на нее большое количество гороха, а иногда едят и вовсе без ножа: берут вил­ку в правую руку и загребают ею горох, как ложкой, — гораз­до более разумны, во всяком случае, более эргономичны, поскольку так с одной вилки в рот попадает больше гороха. Аристократический метод накалывания и раздавливания го­роха позволяет за один раз переместить из тарелки в рот в лучшем случае восемь горошин, а если орудовать вилкой по методу представителей низов общества — держать ее зубья­ми вверх или загребать ею, как ложкой, — то на ней умеща­ется, по моим подсчетам, около тринадцати горошин — в зависимости от размеров вилки и горошин, разумеется. (Черт возьми, чем только не приходится заниматься!)

Поэтому, если исходить из практических соображений, у авторов «Дебретта» и других справочников по этикету нет ос­нований утверждать, что метод потребления гороха вилкой, повернутой зубьями вниз, лучше.

К тому же трудно представить, каким образом способ низ­ших классов, предпочитающих держать вилку зубьями вверх, может испортить аппетит другим участникам застолья, так что довод о проявлении уважения к окружающим в данном случае также не выдерживает критики. В итоге мы вынуждены заключить, что, как и правило пользования ножом, правило потребления гороха — не что иное, как индикатор классовой принадлежности.

В последнее время «плебейский» стиль потребления го­роха начал распространяться вверх по социальной лестни­це. Прежде остальных его перенимает молодежь — возмож­но, под усиливающимся американским влиянием. Однако большинство членов верхушки среднего класса и высшего общества упорно продолжают накалывать и расплющивать горох.

 

Принцип „клади в рот понемногу/ешь не торопясь”

 

И так едят не только горох. Горох я выбрала в качестве при­мера, потому что манера англичан есть горох вызывает улыб­ку у людей во всем мире и потому что горох как продукт го­раздо забавнее, чем другие виды пищи. Однако наши правила застольного этикета, служащие индикаторами классовой принадлежности, предписывают есть методом «вилка зубья­ми вниз, накалывай и расплющивай» все, что едят ножом и вилкой. А поскольку этими двумя приборами полагается есть почти все, значит, почти всю пищу следует накалывать на зу­бья вилки и/или расплющивать на ее спинке. Только ограни­ченное число определенных блюд — например, горячие блюда и салаты, спагетти и «пастушью запеканку» (карто­фельную, с мясным фаршем и луком) — можно есть одной вилкой, держа ее в правой руке зубьями вверх.

При пользовании ножом и вилкой только низшие классы следуют американской системе: сначала разрезают на кусоч­ки все или почти все блюдо, затем откладывают нож и едят нарезанное одной вилкой. «Правильный», точнее, «светский» подход — отделять от мясного и других блюд по маленькому кусочку, каждый раз накалывая его на зубья вилки и разми­ная на ее спинке и затем отправляя в рот.

Этот же самый принцип «клади в рот понемногу/ешь не торопясь» лежит в основе многих правил-индикаторов клас­совой принадлежности, во всяком случае, большая часть этих правил была выработана, судя по всему, с той целью, чтобы за один раз с тарелки в рот попадало лишь малое ко­личество пищи, а между этими разовыми приемами пищи было бы время на то, чтобы отделить кусочек от основной части блюда, наколоть его на вилку и размять на ее выпуклос­ти. Система «отделяй-накалывай-разминай», применяемая в отношении гороха, мяса и практически всего, что лежит у вас на тарелке, — это самый характерный пример, но дан­ные принципы распространяются и на другие продукты.

Возьмем, к примеру, хлеб. По правилам («светский» под­ход) любое хлебное блюдо — булочки со сливочным мас­лом, тост с паштетом, тост с джемом — едят следующим об­разом: от основного куска отламывают (не отрезают) маленький кусочек хлеба или тоста (такого размера, чтобы поместился в рот), мажут на него сливочное масло/паштет/ джем, кладут в рот и затем повторяют процедуру с другим ма­леньким кусочком. Нельзя — это расценивается как вульгар­ность — намазывать маслом и т. д. весь тост или половинку булочки, как будто вы готовите бутерброды для пикника, и затем откусывать от этого большого куска. Печенье или кре­керы, подаваемые с сыром, едят так же, как хлеб или тосты: отламывают по маленькому кусочку, намазывают сыром и кладут в рот.

Если подается рыба с костями, принцип «клади в рот по­немногу/ешь не торопясь» требует, чтобы мы отделяли от основного куска маленький кусочек, очищали его от костей, съедали и приступали к бедующему. Виноградные гроздья нужно делить на маленькие кисточки, от которых следует от­щипывать по ягодке; класть в рот сразу горсть виноградин нельзя. За общим столом яблоки и прочие фрукты очищают от кожуры, разрезают на четыре части и едят по одной доль­ке; откусывать от целого плода нельзя. Бананы не полагается есть «по-обезьяньи»; их очищают от кожуры, режут на колеч­ки, которые кладут в рот по одному. И так далее.

Как видите, во всех случаях прослеживается один и тотжепринцип — ешь помалу и медленно. Суть правил-индикато­ров классовой принадлежности не в том, чтобы облегчить и ускорить процесс потребления пищи, сделать его болееэф­фективным и практичным. Напротив, эти правила призваны усложнять и затягивать данный процесс, заставить нас пот­реблять пищу крошечными дозами и тратить на это как мож­но больше времени и сил. Теперь, когда мы выявили основ­ной принцип, регулирующий процесс питания, становится ясна и его цель. Смысл в том, чтобы мы не выказывалижад­ность и, что еще более важно, не придавали еде первостепен­ного значения. Жадность в любой форме — это нарушение важнейшего правила справедливости. Если кто-то, идя на по­воду у своего желания, отдает предпочтение еде, неуделяядолжного внимания общению с теми, кто сидит с нимза од­ним столом, значит, этот человек физическое наслаждение и удовольствие ценит выше, чем слова. В высшем свете на та­кое неанглийское поведениесмотрят с укоризной. Чрезмерное рвение в отношении чего бы то ни было недостойно; чрезмерное рвение в еде отвратительно и даже непристой­но. Ешьте маленькими дозами, во время еды делайте частые паузы, выказывайте более сдержанный, неэмоциональный, английский подход к еде.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!