Застольн ый этикет и материальная культура



 

Этикет поведения за столом

Застольные манеры англичан всех классов стали хуже, но, по признанию Майкса, по-прежнему вполне приличны. Важ­нейшие аспекты этикета поведения за столом — предупре­дительность по отношению к другим, недопустимость эго­истичности и жадности, справедливость, вежливость и об­щительность — известны англичанам всех социальных классов, хотя и не всегда всеми строго соблюдаются. Ни один класс не может присвоить себе исключительное право на плохое или хорошее поведение за столом.

Ныне семьи собираются все вместе за одним столом в среднем раз в неделю, а не ежедневно, но большинство анг­лийских детей учат говорить «пожалуйста» и «спасибо», ког­да они просят, чтобы им что-то дали, или когда им дают еду, и большинство взрослых тоже ведут себя сравнительно уч­тиво. Мы все знаем, что нельзя хватать что-либо со стола без разрешения; нельзя накладывать себе большую порцию из общей тарелки, обделяя всех остальных; нельзя приступать к еде до тех пор, пока перед каждым сидящим за столом не бу­дет поставлено его блюдо, если только хозяева не скажут: «Ешьте, а то все остынет»; нельзя брать с общей тарелки пос­ледний кусок, предварительно не спросив, хочет ли кто-то еще съесть его; нельзя разговаривать с полным ртом; нельзя запихивать в рот помногу еды и громко чавкать; нельзя одно­му говорить за столом, не давая остальным вставить даже слово, и т. д.

Обедая или ужиная в ресторане, мы знаем, что, в дополне­ние к перечисленным выше правилам, мы также должны быть вежливыми с обслуживающим персоналом, в частности никогда даже не пытаться подзывать официанта, щелкая пальцами в его сторону или крича на весь зал. Для этого нуж­но просто откинуться на спинку стула с выжидательным ви­дом, постараться перехватить взгляд официанта ипотомбыстро вскинуть брови и дернуть подбородком. Можно так­же поднять руку или тихо произнести: «Excuse mе?» («Прошу прощения?») — если официант где-то поблизости и незаме­тил ваших призывных знаков, но это ни в коемслучаене должно быть сделано в приказной манере. Мы знаем, что за­казы формулируются в форме просьбы и сопровождаются полным традиционным набором «please» («пожалуйста») и «thank you» («спасибо»). Мы знаем, что не подобает подни­мать шум, устраивать сцену или еще каким-либо образом привлекать к себе внимание, когда мы едим в общественном месте. Особенно неприлично суетиться из-за денег, а хвас­товство богатством вызывает такое же неприятие, как и оче­видная скупость. Презрительного отношения заслуживают и те, кто начинает дотошно подсчитывать, кто на сколько по­ел, когда приносят один счет на всю компанию, — и не пото­му, что это проявление мелочности, а в силу того, что подоб­ные обсуждения связаны с длительным нарушением табу на разговор о деньгах.

Пусть мы не всегда соблюдаем застольный этикет, но пра­вила мы знаем. Если спросить англичан о «застольных мане­рах», они поначалу сочтут, что вы имеете в виду ханжеский бессмысленный этикет правильного использования столо­вых приборов, но, когда заводишь разговор о том, что, по их мнению, приемлемо, а что нет во время совместной трапезы с другими людьми, чему их учили и чему они учат своих де­тей, речь сразу заходит о более существенных, универсаль­ных правилах вежливости, которых придерживаются все классы. Многие из них, если присмотреться, связаны с поня­тием, которому англичане во все времена предавали важней­шее значение, — понятием справедливости.

Мамаши из низших классов — особенно мамаши из «рес­пектабельной верхушки рабочего класса» и низов среднего сословия — обычно более строги в отношении этих осно­вополагающих аспектов, чем родители из среднего слоя и верхушки среднего класса, которые до сих пор находятся под влиянием якобы «прогрессивных» методов воспитания 1970-х гг., не признающих правил и установлений и пропа­гандирующих полную свободу самовыражения. В данном случае я говорю «родители», потому что в кругу среднего слоя и верхушки среднего класса зачастую отцы в большей мере вовлечены в процесс социального воспитания детей.

Как и во многих других случаях, в этом отношении предста­вители социальных верхов более схожи с рабочим классом, чем со средними слоями общества: матери из высшего клас­са старательно прививают своим детям хорошие застольные манеры, а их мужья не всегда осуществляют на практике то, чему жены и няни старательно обучают их детей. Некоторые мужчины из числа аристократов отличаются отвратитель­ными застольными манерами, и в этом они мало чем отлича­ются от мужчин из самых низов рабочего класса и декласси­рованных элементов, которым тоже плевать на то, что о них думают окружающие.

Однако это, можно сказать, лишь отдельные исключения. В целом правила вежливости за столом не имеют классовой направленности. Существенные классовые отличия начина­ют проявляться, если рассматриваешь данный этикет в более широком контексте. Более загадочные, эзотерические пра­вила застольного этикета, — как, например, предписание есть горох внешней стороной вилки, — которыми славятся англичане и которые у многих вызывают насмешку, сохра­няются главным образом в высших слоях общества. В самом деле, можно простить тех, кто думает, что единственная фун­кция таких правил — отделять высшие классы от низших, поскольку в большинстве случаев трудно понять, есть ли у них какое-либо другое предназначение.

Элементы „материальной культуры” как индикаторы классовой принадлежности

 

Правила пользования ножом

Авторы авторитетного справочника по этикету «Дебретт» старательно пытаются доказать, что есть некий разумный смысл во всех деталях английского застольного этикета, свя­занного с «материальной культурой», что суть этих специфи­ческих правил — забота о других. Но мне трудно понять, как та или иная конфигурация пальцев на ноже — либо когда рукоятка ножа находится под ладонью (правильное положе­ние), либо когда, как карандаш, покоится между основания­ми большого и указательного пальцев (неправильное поло­жение) — может повлиять на аппетит остальных участников застолья. Тем не менее авторы «Дебретта» настаивают, что «ни в коем случае» не следует держать нож как карандаш. Это может только активизировать радар социального позицио­нирования ваших соседей по столу, которые тут же понизят вас на социальной лестнице. Для англичан, пекущихся о сво­ем социальном имидже, это само по себе уже хороший повод для того, чтобы пользоваться ножом в соответствии с уста­новленным правилом.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!