Тема 11. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
1. Структурно-композиционные особенности произведения.
2. Проследите, как реализуется принцип контраста в расстановке действующих лиц, сцен, эпизодов, в лексических перекличках.
3. Система персонажей.
4. Суть конфликта. Основные этапы развития действия. Кульминация.
5. Место любовной коллизии в гоголевской комедии.
6. Подколесин как национальный и общечеловеческий тип. Средства его характеристики.
7. Покажите взаимопроникновение комического и высокого, трагического в пьесе. Как объяснить эту сторону гоголевской эстетики?
8. Причины прыжка в окно: бытовой и философский планы.
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М. – Л., 1966; 3). Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
Контрольные вопросы:
1. Проблема общественной нормы в комедии Н.В. Гоголя.
2. Философский смысл финала.
Тема 12. «Общественная комедия» Н.В. Гоголя «Ревизор»
1. Система персонажей и сюжетная основа комедии.
2. Природа конфликта. Определите «конфликтующие стороны».
3. Завязка. Почему городничий принял Хлестакова за ревизора?
4. Определите кульминацию произведения.
5. Место любовной коллизии в структуре гоголевской комедии.
6. Как раскрываются характеры чиновников и Хлестакова во время утренней «аудиенции»?
7. Значение роли Осипа в системе персонажей.
8. Внесценические персонажи и их идейно-художественная функция в комедии.
|
|
9. Хлестаковщина как национальное и общечеловеческое явление.
10. Развязка. Смысл немой сцены.
11. Значение кольцевой композиции для понимания гоголевского замысла. Каким могло быть дальнейшее развитие сюжета? Проблема финала комедии. Гоголь о финале «Ревизора».
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М. – Л., 1966; 3). Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988; 4). Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М., 1966; 5). Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.
Контрольные вопросы:
1. Почему комедия названа «Ревизор», если на сцене настоящий ревизор так и не появляется?
2. Жанровые признаки гоголевской «общественной комедии».
Тема 13. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
1. Сюжетная основа произведения. Специфика исходного замысла.
2. Композиция первого тома.
3. Очередность посещений помещичьих усадеб Чичиковым, идейно-художественная содержательность этой очередности.
4. Типы помещиков в поэме. Средства раскрытия характеров.
5. Особенности изображения мужицкой России.
6. Символика названия поэмы.
7. Образ автора.
|
|
8. Место лирических отступлений в структуре произведения.
9. Идейно-художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме.
10. Образ Чичикова. Не противоречит ли пафосу заключительного лирического отступления тот факт, что «птица-тройка» везет главного героя? Как объяснить это обстоятельство?
11. Народность поэмы.
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М. – Л., 1966; 3). Гоголь: история и современность. – М., 1985; 4). Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988; 5). Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. – М., 1985; 6). Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987; 7). Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988; 8). Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
Контрольные вопросы:
1. Проблема жанра «Мертвых душ».
2. Сформулируйте свое суждение о специфике гоголевского стиля.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!