Тема 7. Проза А.С. Пушкина. «Повести Белкина»



1. Образ Белкина. Чем можно объяснить интерес писателя к повествователю такого типа?  

2. Художественное значение образа Белкина в системе повестей. Почему Пушкин обращается к фигуре рассказчика?

3. Система авторства в повестях. Ее идейно-эстетическая функция.

4. Стилистическая многослойность текста повестей, ее истоки и художественное значение.

5. Композиция сборника. Ее идейно-эстетическая содержательность.

6. Проблема метода. Отношение повестей к эстетической системе сентиментальной повести; романтической повести.

7. Место и значение «Повестей Белкина» в литературном процессе 1830-х годов.

 

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. – М., 1989; 3). Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М. – Л., 1966; 4). Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957; 5). Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974; 6). Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: пути эволюции. – Л., 1987; 7). Хализев В.Е., Шешукова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

Контрольные вопросы:

1.Почему сборник начинается повестью «Выстрел», а завершается повестью «Барышня-крестьянка»?

2. На какого читателя ориентировался Пушкин, создавая «Повести Белкина»?

 

Тема 8. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»

1. История создания драмы.

2. Система персонажей. Специфика образа Арбенина. Отношения Арбенина со светом.

3. Природа конфликта и основные этапы развития действия.

4. Особенности постановки проблемы добра и зла в драме «Маскарад». Идейный итог произведения в его первоначальном варианте.

5. Сюжетная функция Неизвестного.

6. Проблема романтического демонизма в драме.

7. Истоки трагедии Арбенина. Мотивы его преступления. Сравните с Алеко.

8. Смысл названия драмы.

 

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М., 1987; 3). Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: проблемы преемственного развития литературы. – Л., 1987.

Контрольные вопросы:

1. Идейно-художественная функция мотива карточной игры в драме. Сравните с «Пиковой дамой» Пушкина.

2. Проблема художественного метода.

 

Тема 9. Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова

«Мцыри»

1. Имеется ли в поэме мотив двоемирия? Время и место описанных событий.

2. Обстановка побега. Как складываются отношения Мцыри с миром дикой природы?

3. Система персонажей. Мотив любви. Его место в структуре произведения.

4. Песня Рыбки. Роль этой песни в раскрытии характера Мцыри. Проблема романтического монологизма.

5. В чем причина поражения героя? Что об этом говорит сам Мцыри?

6. Символический план поэмы.

7. Значение эпизода схватки с барсом на сюжетно-фабульном и – символическом уровне.

8. Эмоциональная окрашенность финала. Смысл эпиграфа и идейный итог поэмы.

9. Жанр произведения и проблема метода.

«Демон»

1. Можно ли считать, что в поэме противопоставлены два мира? Время и место действия.

2. Причина разочарованности героя. За что он отвержен?

3. Система персонажей в свете традиций романтической поэмы.

4. Особенности любовной коллизии.

5. Была ли любовь к Тамаре искренней? Какие надежды Демон связывал с ней? Какое будущее ожидало Тамару?

6. В чем причина гибели Тамары? Земной и демонический смысл этой смерти.

7. Две встречи с Ангелом. Их идейно-художественное значение в поэме.

8. Демон – злодей или жертва?

9. В чем исток трагедии?

 

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). История романтизма в русской литературе. – М., 1979; 3). Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975; 4). Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. – Л., 1987; 5). Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

Контрольные вопросы:

1. Философский смысл образа Демона.

2. Сравните обе поэмы с романтическим каноном жанра. В чем видится новаторство М.Ю. Лермонтова?

 

Тема 10. Проза М.Ю. Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

1. Восстановите хронологию описываемых событий. Чем обусловлено ее нарушение в романе?

2. Композиционные приемы раскрытия характера Печорина.

3. Смысл использования разных форм повествования в романе. Вспомните пушкинский подход к проблеме повествования.

4. Характер изменения стиля. Своеобразие журнала Печорина.

5. Отношение автора к Печорину. Формы проявления авторской позиции. Смысл двух предисловий.

6. Почему повесть «Фаталист» завершает роман? Чем обусловлена кольцевая композиция романа? Значение образа Максима Максимыча.

7. Каков идейный итог произведения?

8. Проблема художественного метода.

 

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Белинский В.Г. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» (любое издание); 3). Виноградов Н. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. – М., 1976; 4). Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М., 1976; 5). Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988; 6). Мануйлов В.А. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л., 1975; 7). Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1969; 8). Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается трагедия Печорина?

2. Проблема героя времени в романе.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!