II. Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.



Детство и юность (1828–1846)

Родился в 1828 г. в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано», – писал Чернышевский в «Автобиографии».

В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.

В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

В Петербургском университете

Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.

В период учебы в университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».

3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)

В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.

«У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе» [10. С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей будущей жене.

Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…

4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства
к действительности»

Работа была закончена в 1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г. Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической науки»[10. С. 106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».

5. Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)

Под руководством Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала «Современник». Чернышевский вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.

6. Чернышевский в Петропавловской крепости.
Гражданская казнь

7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому, хотя это установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был совершен фарсовый обряд гражданской казни с выставлением его к позорному столбу. На груди была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».

Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.

В ссылке (1864–1883)

Кадаинский рудник Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после убийства народниками Александра I.

Последние годы жизни

В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет.

В Саратове – последние месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам, «переводил, писал, думал».

Домашнее задание.

Чтение романа «Что делать?».

Урок 95
Роман «Что делать?». Проблематика,
жанр, композиция. «Старый мир»
в изображении Чернышевского

Цели : познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».

Ход урока

I. Беседа по вопросам:

1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.

2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?

3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!