Глава 2. Психосоциокультурные факторы, определяющие идентичность личности из биэтнических семей



 

Анализ проблем идентичности личности из биэтнической семьи позволил нам выделить следующие психосоциокультурные факторы, влияющие на формирование этнической идентичности: модель семейного воспитания, социальное окружение, языковая среда, традиционный фактор, особенности личности (его мотивы, степень уверенности в себе, самостоятельности и активности в процессе формирования этнических предпочтений и собственных оценок иноэтнических групп, уровень интеллектуального развития). Рассмотрим эти факторы.

Модель семейного воспитания. В зависимости от специфики внутрисемейных отношений дети из биэтнических браков будут выступать носителями той или иной этнической идентичности. Так если в семье преобладают демократические межличностные отношения, то дети чаще всего будут носителями этнообъединяющих интегрированных межэтнических черт. В работах большая часть испытуемых (64,3 %) выбирают для себя этничность наиболее авторитетного из родителей. Надо сказать, что на эмпирическом уровне механизмам влияния семьи на формирование этнической идентичности до настоящего времени не уделялось достаточного внимания [196].

Социальное окружение, языковая среда. Для детей, выросших в биэтнических семьях, присущи такие феномены современности, как «биэтническая идентичность» (Стефаненко), «третья национальность» (Левкович), переэтнизация (Ешич).

В классических работах по межэтническим отношениям и межэтнической толерантности отмечают, что «мерой близости», фиксирующей дистанцию межэтнических отношений, как правило, выступает оценка желательности присутствия представителей тех или иных этнических групп в своем социальном окружении (шкала социальных дистанций Богардуса).

Заметим, что сама возможность супружества с представителями другого этноса в данном случае является мерой, позволяющей оценить возможности максимальной степени близости к собственному «Я» – включение представителей иного этноса в наиболее интимный круг социальных отношений и связей, а следовательно, и степень межэтнической толерантности [189]. Анализ результатов исследования показал, что среди русских юношей и девушек доля тех, кто считает, что «русская национальность будущего супруга важна» невысока (меньше 10 % всех опрошенных). Опросы среди еврейских студентов показали, что примерно для трети опрошенных принадлежность будущего партнера к еврейской национальности очень важна. Причем, среди детей от гетерогенных браков доля таких «непримиримых» гораздо ниже – менее 10 % [189]. Замечено, что они чаще других своих сверстников вступают в биэтнические браки.

Причем уровень биэтнических браков у нерусских россиян в 6,5 раз превышает показатель русских. Респонденты, чье этническое происхождение является гетерогенным (смешанным), значительно легче заключают биэтнические браки: гетерогенные русские образуют биэтнический союз в 2 раза, а нерусские в 1,5 раза чаще, нежели гомогенные [183].

Необходимо учитывать, что в семьях, принадлежащих к разным этническим группам, значимым для формирования идентичности могут оказаться различные аспекты культурного «фона»[183]. Это подтверждается результатами исследований В. С. Собкина и А. Г. Владимирова: у религиозных студентов-евреев выше доля тех, кто «гордится тем, что принадлежит к данной национальности», чем у нерелигиозных евреев, фактор неоднородности этносов родителей здесь не играл особой роли; можно только подчеркнуть сильное влияние матери-еврейки в биэтническом браке на формирование позитивной еврейской идентичности у молодых людей (ответы детей из биэтнических браков, где мать – еврейка, практически не отличаются от ответов тех, у кого оба родителя евреи) [189].

Самоидентификация проблематична для выходцев из биэтнических браков: они могут считать себя членом этнической группы одного из родителей, ориентироваться на две этнические общности (хотя идентификация с каждой из них может быть не всегда равнозначной) или выбирать для идентификации третью национальность. Выбор подростков может быть обусловлен как психологической мотивацией сохранения позитивного самоотношения, обеспечиваемого ощущением принадлежности к группе доминантного большинства, так и рациональным принятием «защитной национальности», которая в дальнейшем принесет им меньше проблем [196].

Традиционный фактор. Решающее влияние имеет факт традиции, который играет свою роль в выборе – китайцы, женившись на русских, непременно записывают своих детей китайцами; ребенок, рожденный монголкой, – монгол всегда. В России этничность детей определяют по отцу. 87 % детей выбирают этничность отца [183].

В. С. Собкин считает, что биэтнический брак отнюдь не является фактором, определяющим ассимиляцию на уровне этнической самоидентификации. Напротив, практически три четверти детей, рожденных в биэтническом браке (русский – еврей), на этапе юношеского возраста самоидентифицируют себя как евреи. Национальность матери оказывает существенно большее влияние на этническую самоидентификацию девушек: 86,4 % тех, у кого матери-еврейки, напротив 66,2 % тех, у кого отцы-евреи. Из этого следует, что при этническом самоопределении девушки механизм полоролевой идентичности с матерью оказывает весьма существенное влияние. Хотя еврейская этничность матери оказывает существенное влияние на самоидентификацию и молодых людей – юношей, в особенности это проявилось в выборе декларируемой идентичности (официальной национальной меткой): когда мать – еврейка, а отец – другой национальности, в подавляющем большинстве случаев самоидентификация и официальная метка совпадают (соответственно 79,1 и 67,4 %); когда отец-еврей, а мать другой этничности – соотношение 85,0 к 39,6 %, этничность матери оказывает существенное влияние и на вероисповедание юношей. Авторы связывают это с социокультурной ролью еврейской матери: традиция определять этничность по матери; называют это феноменом «удержания» матерью именно сына в пространстве еврейской идентичности, традиции и культуры.

Ученые выявили интересный феномен касательно этнической идентичности молодежи (студентов), родители которых принадлежат к разным этносам. Выделилась группа (5,6 %) среди тех, кто идентифицирует себя как еврея, 0,4 % – среди тех, кто называет себя русским, у которых оба родителя имеют иную национальность по сравнению с тем, как идентифицирует себя сам респондент. Авторы приходят к выводу, что в этом случае национальную самоидентификацию молодые люди строят на основе национальной принадлежности представителей более старшего поколения (бабушек и дедушек). Иными словами, здесь фиксируется своеобразный «возврат» детей через поколение к национальности предков, причем в группе этнического меньшинства эта тенденция гораздо более выражена. Т. Г. Стефаненко называет это явление «семейная память». Такое же явление заметили В. П. Левкович и Кузмикайте, когда исследовали школьников в Литве: часть респондентов, чьи родители не были представителями русской национальности, но обучавшиеся в русской школе, идентифицировали себя как русских.

Особенности личности. Немаловажную роль в определении этнической идентичности играет личность молодого человека, его социальная зрелость; поскольку только зрелый в плане социальной идентичности человек, обладающий устойчивой Я-концепцией и образом мира, владеющий культурой толерантности в межэтническом общении, обладает и позитивной этнической идентичностью, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Так, например, анализ результатов социологического опроса среди московских школьников 7–11-х классов, где были выделены среди других группа подростков из биэтнических семей, идентифицировавших себя как русские, а также группа подростков из биэтнических семей, идентифицировавших себя с этническим меньшинством относительно эмоционального принятия/непринятия своей этнической группы, показал, что фактор этнической смешанности оказывает существенное влияние на позитивное переживание собственной этнической идентичности. Дети от биэтнического брака реже испытывают чувство гордости относительно собственной национальности, причем, если для тех, кто идентифицирует себя с русскими, чаще звучал ответ, что «собственная национальность не имеет значения», то среди тех, кто идентифицирует себя с нерусскими, каждый седьмой испытывает чувство «стыда» в ситуации этнической самоидентификации. Мальчики из этой же группы характеризуются повышенной аффективностью и конфликтностью, которая, как считают исследователи, связана с «неудовлетворенностью» собственной этнической принадлежностью. Они считают себя «недостаточно русскими» [189]. Нам представляется, что это связано с недостаточной личностной зрелостью подростков. Как отмечает Т. Г. Стефаненко, респонденты, обладающие наиболее ясным чувством Я в терминах личностной идентичности, одновременно наиболее уверены в своей этнической принадлежности и ее значении для жизни [196]. Невысокий уровень личностной зрелости становится предпосылкой этнической интолерантности. Напротив, у молодых людей с высоким уровнем личностной зрелости важное место в структуре личности занимает категория терпимости к новым, незнакомым им явлениям и культурам, и удовлетворенности своим социальным окружением в целом [104].

Итак, отметим, что процесс формирования идентичности личности в биэтнической семье протекает весьма своеобразно. В осознании себя представителем того или иного этноса наблюдаются определенные отклонения от принятых характеристик этноса родителей. На эти отклонения влияют такие психосоциокультурные факторы, как модель семейного воспитания, социальное окружение, языковая среда, традиционный фактор, особенности личности (его мотивы, степень уверенности в себе, самостоятельности и активности в процессе формирования этнических предпочтений и собственных оценок иноэтнических групп, уровень интеллектуального развития).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!