II. Борьба за полическую свободу 2 страница



Оппозиционный характер литературы выражается в походе против католицизма или, лучше сказать, его остатков, нашедших себе приют под сильною рукою абсолютизма и оттуда угрожавших свободе совести, мысли и слова. Ярким представителем литературы, воинствующей против церкви, является Вольтер, этот литературный гигант, покрывающий своею личностью все движение ХVIII века. Вынужденный побывать в Англии, Вольтер с его острым умом поразился контрастом между свободой личности, признанною в то время на острове, и попиранием ее на континенте. Это он мог объяснить только вредным воздействием церкви католической на государство. Появившиеся в 1734 году "Английские письма" имели своею целью сделать наглядным для каждого различие между этими двумя состояниями. С этого времени борьба с церковью стала основною задачею Вольтера, поставившего своим девизом ecraser Tinfame, т. е. освободить правительство и общество от вредного влияния церкви. В трагедии "Заира" Вольтер ставит магометанство выше католичества; в "Магомете" он проводит идею, что положительные религии обязаны своим происхождением корыстному расчету и поддерживаются обманом легковерных.

Скоро, однако, выяснилось, что высоким именем церкви прикрывались интересы привилегированных классов. Тогда открылся поход против самой привилегированности. В нем принимал участие и Вольтер. Но высшей точки это движение достигло при постановке на сцене комедии Бомарше "Свадьба Фигаро", где дворянству бросается упрек, что, чуждое всякой трудовой деятельности, "оно дает себе лишь труд родиться", где "тайна придворного успеха объясняется всего тремя словами: "давать, брать и требовать", где негодуют на законодательство "снисходительное к сильным ж суровое к слабым".

Но церковь и привилегии поддерживались абсолютизмом и логически борьба против первых двух должна была превратиться в поход против последнего. В этом отношении обнаруживается резкий перелом около 1750 года. До этого времени, в первую половину ХVIII века, господствует вера в просвещенный абсолютизм. Требовалось изменить лишь государственное управление при сохранении монархического строя. На этой точке зрения стоял Вольтер. Его политический идеал, - это монархизм, умеряемый терпимостью и просвещением. Дело не в том, чтобы произвести переворот в государственном устройстве, а в том, чтобы "достичь переворота в умах тех, кто призван к управлению". К народу Вольтер относился недоверчиво: "народ всегда несдержан и груб, - это быки, которым нужны ярмо, погонщик и корм".

Но с половины ХVII? столетия в литературе замечается иное направление. С этого момента речь идет уже о перемене не управления, а устройства. Отрицается самый абсолютизм, как форма государственного строя к на его место выдвигается идея конституционной монархии (Монтескье), а позднее и демократической республики (Ж. - Ж. Руссо).

Сила церкви, привилегий и абсолютизма основывается на предрассудках, на исторически усвоенных взглядах, без всякой критической их поверки. Отсюда литературный призыв к борьбе против традиций. Все, хотя бы и признаваемое священным, подлежит критике разума и только после этого может быть принимаемо. Уже Монтескье в своих "Персидских письмах" вызвал критический взгляд на социальные отношения обозрением их со стороны непривычного к ним, постороннего европейскому обществу, перса. Но главным образом эта разрушительная работа выпала на грандиозное литературное предприятие, известное под именем "Энциклопедии" (1751 - 1780). Вокруг Дидро собралась значительная группа образованных и прогрессивных лиц, не исключая и видных философов. Самый состав сотрудников придал работе внушительное значение. "И офицеры сухопутной армии, и моряки, и судьи, и медики, изучившие природу человека, и литераторы, направление которых было облагорожено знанием, и геометры и физики, - все соединились для дела столь же полезного, сколько трудного, без личного интереса и даже не из-за известности, так как многие из них скрывали свое имя".

Энциклопедия коснулась общественной жизни со всех ее сторон, подвергла критике все сложившееся долгим временем мировоззрение. Энциклопедия ХVIII века это "гигантская осадная машина". "Но глиняное здание, говорит Дидро, должно быть разрушено и ни к чему негодная масса мусора должна быть рассеяна по ветру в таких статьях, в которых противоречащие тем предрассудкам истины имеют в основе солидные начала. Такой способ выводит людей из заблуждения и быстро действует на умы хорошего закала, а на все другие умы он действует без всяких вредных последствий, незаметно и без шума".

Критика сложившегося к XVIII столетию мировоззрения и строя должна была отнестись отрицательно к средним векам, в которых брали начало источники современности. Литература этого периода, пренебрегавшая средневековьем, преклонялась перед классическою эпохою, с которою у XVIII века не было, по мнению людей того времени, преемственной связи. Это была вообще эпоха, совершенно чуждая исторической точке зрения.

При таком взгляде нетрудно было прийти к признанию всего исторического прошлого простою извращенностью естественных свойств человека и условий жизни. Изучение природы в это время сделало огромные успехи. Некоторые естествоиспытатели, вроде Бюффона, обладая литературным талантом, умели внушить обществу интерес и любовь к природе. Недовольство развращенностью и извращенностью культурной жизни побуждало путешественников смотреть пристрастными глазами на нравы первобытных народов. Литераторы же, как, напр., Дидро в своих "Комментариях к путешествию Бугэнвиля", еще более усиливали эти черты и рисовали чистоту и простоту отношений среди детей природы. В поэзии это увлечение представлено знаменитым романом Бернардэн де Сен - Пьера "Поль и Виргиния".

На этой почве создалось замечательное по своей оригинальности учение Руссо, противопоставившего искусственному естественное. Вся культура есть только уклонение от естественной простоты. Науки и искусства только способствуют культурной извращенности, а потому они приносят более вреда, чем пользы. Призыв отрешиться от всего навеянного культурою и примениться к естественной простоте, - таков новый литературный лозунг.

Но не прав был Вольтер, усмотревший в этом учении реакционные черты. Вольтер, как и многие современники, понял Руссо в том смысле, что культура вообще вредна, что чем далее назад от нее, тем лучше - "ознакомившись с Вашим сочинением, мне захотелось стать на четвереньки". Руссо указывал, что общественные условия, благодаря историческим традициям, не соответствуют требованиям разума, и что рожденные в этой обстановке науки н искусства только усиливают неравенство между людьми, которое составляет главное противоречие разуму. Его идеал - снять все искусственное с естественного ради лучшего будущего, когда науки и искусства окажутся в состоянии приносить пользу всем.

Руссо влечет не назад, а вперед - иначе было бы необъяснимо его влияние. Вообще ХVIII веку была присуща вера в будущее, в прогресс человечества, который нашел себе видного теоретика в лице Кондорсэ. Скрываясь от гонений конвента, близкий к смерти, этот историк - философ набрасывает в "Опыте исторического начертания прогресса человеческого духа", 1794, ход развития человеческого духа на пути к общему миру и счастию.

VII. В тесной связи с литературою ХVII? века находится философия этого времени. Можно сказать, что почти вся французская литература проникнута философским содержанием, и что вся французская философия вылилась в образцовую литературную форму.

Наука и философия рассматриваются и разрабатываются в дореволюционную эпоху, как орудия агитации. Этим объясняется, что они дали так мало оригинального: наука обещает богатые результаты лишь тогда, когда к ней подходят с чистою любознательностью, свободною от непосредственных практических соображений.

Интерес к естественным наукам внушен был французам из Англии. Благодаря пропаганде Волътера, выразившейся в его "Началах философии Ньютона", ньютоновская натурфилософия стала вытеснять декартовскую точку зрения. Занятие естествознанием, как преддверие к правильному миросозерцанию, стало необходимым для каждого. Вольтер устроил у себя в Сирэ лабораторию, в которой можно было найти все лучшие физические и химические приборы; он сам делает опыты над животными, над отражением света в пустоте; представляет в академию доклады о свойствах и распространении теплоты или об измерении двигательной силы. Монтескье изучает действие теплоты на живые ткани, печатает свои наблюдения над растениями, представляет академии доклады о механизме эхо и о функциях почек. Руссо ходит на лекции по химии, составляет гербарии.

Это влечение к естествознанию обусловливается в значительной степени тем, что изучение природы открывало взгляд на происхождение мира, далеко не сходный с учением церкви. Это обстоятельство вскрывало ошибку церкви, а затем давало основание допустить вообще ошибочность ее учения.

Вместе с механической натурфилософиею перешел из Англии во Францию материализм, в разработке Гоббса, Гарвея. Во Франции самыми видными представителями его были Ламетри, автор сочинения "Человек - машина", 1748. Гольбах, издавший "Систему природы" в 1770, Кабанис, написавший "Об отношении физического и морального в человеке", 1799, наконец Дидро (1712 - 1784) во многих своих работах. Не только животное автомат, как полагал Декарт, - человек такой же автомат и различие только в устройстве машин. Нет различия между духом и телом, потому что не существует никакой духовной субстанции. Имеется только материя, а то, что называется духом, - это та же материя: мышление - функция мозга, воля - деятельность двигательных нервов. Материалистическая философия является орудием против церкви. Если дух есть только видоизменение материи, то вместе с телом погибает весь человек - отсюда отрицание бессмертия души.

Под влиянием Локка во Франции укрепился сенсуализм, нашедший себе здесь представителя в самом глубоком философе этого временя, Кондильяке. Начав с популяризации английского мыслителя, Кондильяк дал в "Трактате о чувствованиях", 1754, одно из наиболее обоснованных учений сенсуализма. Все наше знание основывается на опытных восприятиях, при чем, уклоняясь от Локка, Кондильяк признает лишь один источник опыта, так как внутреннее восприятие, по его мнению, есть лишь преобразованный род внешнего. Сенсуализм, как и материализм, является орудием борьбы против церкви. Если познание человека обусловлено его опытом, то человек ничего не может знать о Боге, познание Которого доступно лишь мимо опыта. "Вера в сверхчувственное есть корень всякого морального и социального зла", заявляет другой сенсуалист, барон Гольбах.

Увлечение природою и естественными науками с одной стороны, боевое направление мысли с другой, не могли не отразиться на этике. Традиционной христианской морали необходимо было противопоставить мораль, основанную на природе. Источника нравственности следует искать не в религии, а в природе человека.

В этом воззрении на нравственность обнаруживаются два момента. В первый момент нравственность состоит в поведении, основанном на не затуманенном культурою мотиве, т. е. на эгоизме. Этот взгляд, укрепившийся в Англии благодаря Гоббсу, Локку, Мандевиллю, Болинброку, нашел немало последователей среди французов в XVIII столетии. Наиболее видным представителем этого направления является Гельвеций, автор сочинения "О духе", 1758. Эгоизм, т. е. искание удовольствий и избегание страданий, лежит в существе природы человеческой. Он есть источник всех наших стремлений. Все поведение человека представляет явные и скрытые выражения эгоизма. Нравственность заключается в приспособлении поведения к общей пользе, в сознании неразрывности собственной выгоды с выгодою всех. Задача воспитания и учреждений заключается в направлении эгоизма на общеполезную деятельность.

Иначе отразилось увлечение природою на этическом учении Руссо. Если принять в соображение, что этот философ на первом плане ставит не разум, а чувство, то понятно будет, что в нравственности он видит поведение, основанное на не извращенном культурою чувстве. Все хорошо, что первоначально и естественно, все извращается с ходом человеческой культуры.

VIII. Противоположение естественного историческому проявилось и в стремлении противопоставить положительной религии естественную.

Это воззрение, берущее свое начало из Англии в том виде, какой придали деизму Толанд, Коллинс, Тиндаль, видит сущность естественной религии в двух положениях: вера в Бога, любовь к ближним. Такая религия получает откровение в разуме человека. По сравнению с естественною религиею, все остальное только историческое наслоение, а потому есть лишняя и вредная прибавка и составляет дело дальновидных правителей и хитрых жрецов. Как истина одна, так одна и религия. Если содержание положительной религии беднее, чем естественной, она несовершенна; если же она содержит больше, она, как навязываемая, давит совесть человека.

Самым видным представителем деизма во Франции в XVIII веке выступает Вольтер. Свободомыслие его, получившее название вольтерианства, состояло в стремлении разрушить католицизм, как положительную религию, для того, чтобы поставить на его место естественную религию. Вольтера глубоко возмущает то, что католицизм стал орудием порабощения мысли, что совершенно противно идеальной религии. Однако, сам Вольтер не чужд был той точке зрения, которую оспаривал. "Настоящая главная причина, почему вера в Бога необходима, заключается в том, по моему мнению, что для общественного блага необходим Бог карающий и вознаграждающий". "Неразумно верить в Бога, который странствует, говорит, делается человеком, умирает, как человек, на кресте, но в высшей степени разумно верить в Бога, который наказывает и награждает". Таким образом, Вольтер близок к тому, чтобы сделать религию средством общественного воздействия, как сделали те, против кого он боролся. Известно его знаменитое выражение: "если бы Бога не было, его следовало бы изобрести".

В лице других деятелей французского просвещения XVIII века английский деизм переходил постепенно в атеизм (Ламетри, Дидро, Гольбах). Борьба против католицизма перешла в критику христианства, опровержение христианства довело до отрицания Божества. Борьба за свободу религиозной совести превратилась, по противоположению, в религиозное неверие.

В основе этого движения все же лежат социальные мотивы. Религию просвещение задело потому, что за священными интересами религии укрывались низменные расчеты духовенства. Духовенство во Франции перед революциею сосредоточило в своих руках колоссальное богатство, в виде земель и капиталов. Деизм и атеизм в XVIII веке носили чисто социальный характер. "Социальный атеизм - это тот атеизм, который опровергает и отвергает Бога, признаваемого в существующем обществе, в государстве и церкви, в семье и школе"*(782).

В XVIII веке философия уже не отстаивает свою самостоятельность против теологии, как это было в предшествующем периоде, не удовлетворяется даже равноправием, - она стремится совершенно вытеснить свою старинную соперницу. "Французские просветители и свободные мыслители, принявшие почетное имя философов, взялись за дело в самом смелом смысле. Они вовсе не желали оставаться угнетенными и преследуемыми еретиками, которых на хороший случай только терпят или оставляют без внимания; эта eglise philosophique также хотела быть церковию воинствующей и завоевывающей. Теперь предстояла решительная борьба на жизнь и на смерть. Философия просвещения с одной стороны стремилась сделаться всемирною религией, чем именно хвалился католицизм"*(783). Разум, это орудие долгой и упорной борьбы, сделать божеством, культ божества заменить культом разума, - вот идея, которая и осуществилась в дни великой французской революции.

IX. Тяготение к природе не могло не отразиться и на педагогике. Здесь тенденция времени должна была выразиться в том, чтобы воспитание человека поставить как можно ближе к требованиям природы и устранить влияние искусственных, извращающих предрассудков.

Воззрения ХV?II века на дело воспитания нашли себе блестящего выразителя в лице Руссо, который в "Эмиле", книге, представляющей нечто среднее между романом и научным трактатом, указал новые педагогические пути. Но и здесь сказалось английское влияние. Руссо находился под сильным влиянием "Мыслей о воспитании" Джона Локка.

Английский философ, представитель индивидуализма, настаивал на том, что воспитание не может быть шаблонным, что оно должно сообразоваться с индивидуальными особенностями каждого ребенка, которые необходимо определить, чтобы дать им развитие. Локк вооружается против чрезмерной искусственности в воспитании. Лучше простая, грубая, предоставленная себе самой, нежели до приторности выдрессированная натура. Локк придает огромное значение физическому воспитанию, так как только здоровое состояние тела обеспечивает здравый дух. Нравственное воспитание должно основываться не на безусловных приказах, а на обращенных к разуму мотивах. Сочинение Локка представляет протест против господствовавшего воззрения, будто задача воспитания состоит в пассивном усвоении понятий среды, а не в развитии самостоятельных критических способностей.

По тому же пути пошел Руссо. Ненавидя всей душой культуру, которая привела к неравенству людей и в которой все клонится к усилению этого неравенства, Руссо особенно должен был протестовать против педагогического взгляда, будто все дело воспитания состоит в том, чтобы набить ребенка, как мешок, ходячими понятиями, правилами, предрассудками.

Его исходный пункт тот, что человек хорош по природе и что он портится под влиянием культуры. Значит, вся задача педагогики состоит в предохранении ребенка от культурного влияния, в отстранении от него исторического слоя предрассудков, в развитии в нем естественности. Чтобы устранить все, что извращает, ребенка необходимо воспитывать не в городе, а в деревне, в соприкосновении с природою. Здесь ребенок должен укрепить свое тело и дать естественное развитие своим способностям и чувствам. В раннем возрасте воспитание чисто отрицательное. Ребенок должен читать как можно меньше, чтобы не приучаться жить чужою мыслью, в деле чувства ребенок обязан прислушиваться не к наставлениям, а к голосу натуры. Религиозные истины не доступны детскому уму, а потому человек должен быть чужд религии до зрелого возраста.

Воспитывать должны не наставники, которые могут только испортить природные данные, воспитывать должны сами условия, которые, по Руссо, могут быть созданы и искусственно. В этом стремлении создать миросозерцание исключительно под действием восприятий сказывается сенсуализм Локка и Кондильяка. Руководствуясь естественным чувством самосохранения, ребенок сам сделает выводы о должном поведении.

Надо заметить, что педагогические воззрения Руссо относятся всецело к мужчинам. К женщинам он относится совершенно иначе. Воспитание женщин должно быть направлено к тому, чтобы они нравились мужчинам, были им полезны, внушали к себе любовь и привязанность, утешали их в огорчениях, услаждали их жизнь. Девочка должна исповедывать религию матери, чтобы в качестве жены следовать вере мужа. Потому их религиозное воспитание должно основываться на авторитете, а не на разуме. Такое различие взглядов на мужчин и женщин в человеке, стремившемся освободиться от всяких исторических предрассудков, доказывает, что женский вопрос еще не созрел во время Руссо.

"Эмиль" оказал огромное влияние не только на французское общество, но и на все европейское. В революционную эпоху женщины мечтали о сыновьях, подобных Эмилю. Гете назвал эту книгу евангелием природы в деле воспитания. В Германии, под влиянием Руссо, выдвинулся целый ряд видных деятелей и писателей в области педагогики, как Базедов (1723 - 1790), Лафатер (1741 - 1801), Пестолоцци (1746 - 1827).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!