ЭНЕИДА» КАК ПАМЯТНИК РИМСКОГО ЭПОСА.



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЮЖЕТНЫХ МОТИВОВ «ЭНЕИДЫ» В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Сюжет «Энеиды» распадается на две части: Эней странствует, затем воюет в Италии. На каждую из этих частей Вергилий отвел по шести книг. Первая половина поэмы тематически приближается к «Одиссее», вторая — к «Илиаде».

У Вергилия миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия.

Повествование начинается с последних скитаний Энея, и предшествующие события даны как рассказ героя о его приключениях. Гоним Юноной (Герой).

Первая книга – странствия, страна Дилонии, ей любовь.

Вторая книга – рассказ о Троянском коне и падении Трои.

Третья – скитания Энея

Четвёртая - повесть о любви Дидоны к Энею. Борьба между чувством и долгом, победа чувства и любовное безумие — первый акт ее трагедии.

Шестая книга - спуск в царство мёртвых.

Седьмая – 12 – рассказ о войне. Сами военные действия начинаются в 9 книге. Заключительная сцена единоборства построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора.

«Энеида» — поэма Италии. Самый Рим подается только в перспективе будущего.

Взор Вергилия все время направлен на последующую римскую историю, и ее картины, вплоть до времен автора, даются в форме всевозможных пророчеств и предвидений (например щит Энея или смотр душ в Элисии). Эта соотнесённость мифа с современностью, введение исторической перспективы в качестве перспективы грядущего — одна из важнейших особенностей «Энеиды», резко отличающая ее от гомеровских поэм.

Вергилий придерживается возвышенного тона, старательно избегая всего того, что могло бы показаться «низменным». Это одно из тех качеств его поэмы, которое заставляло теоретиков европейского классицизма XVI — XVIII вв. отдавать «Энеиде» предпочтение перед гомеровским эпосом.

Вергилий стал «классиком»; вся последующая римская поэзия полна заимствований из него, а в римской школе он был основным автором, на образцах которого учились языку и стилю.

Вергилий — один из немногих римских поэтов, произведения которых были переведены на греческий язык.

Это свое значение поэтического образца и источника мудрости Вергилий сохранял и в Средние века. Любимым поэтом Вергилий оставался в эпоху Возрождения и классицизма. Под знаком «подражания» Вергилию развивалась и эпическая и пастушеская поэзия этого времени.

Резкий поворот литературных вкусов, наступивший со времен романтизма, изменил отношение к Вергилию, — на него стали смотреть как на поэта ложного пафоса, создателя «искусственного эпоса»; взгляд этот, распространившийся в Германии и отчасти в Англии, мало проник, однако, в романские страны (Италию, Францию), в которых Вергилий продолжает пользоваться высоким признанием.

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОД ГОРАЦИЯ. «ПАМЯТНИК» И ЕГО ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА

Гораций - древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа .

Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха, виртуоз метрической формы. Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры. Ямбографические стихотворения под заглавием «Эподы». Эподом называлась в античности одна из строфических форм — двустишие, в котором второй стих короче первого.

Гораций начинает с политической поэзии, с пылкого протеста против непрекращающихся гражданских войн, прославляет прелести сельских занятий + любовные стихотворения.

На пути Горация, как лирического поэта, «Эподы» являются первым шагом к строго классическому стилю.

Гораздо более продуктивным оказывается Гораций в области сатиры.

Проблема индивидуального счастья становится отныне центральной для всей поэзии Горация.

Счастье, по Горацию, — в «золотой середине» (это выражение ему и принадлежит), в довольстве малым, как источнике внутренней независимости и господства над страстями, в безмятежном и умеренном наслаждении благами жизни.

Ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами — основной объект сатиры Горация; она направлена против суетных стремлений, корыстолюбия, жажды почестей, тщеславия, непостоянства, зависти. Тон сатиры оказывается смягченным, издевка заменяется иронией, поэт хочет сговорить правду, смеясь».

Сатиры свои Гораций называет «Беседами», некоторые сатиры построены как рассуждения на морально-философские темы — о недовольстве судьбой и корыстолюбии, об обхождении с друзьями и т. П

Выпускает три книги лирических «Стихотворений»; античные комментаторы называют их иногда одами, и это греческое наименование укрепилось в позднейшей литературе о Горации. «Ода» — песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни, и, в частности, «оды» Горация обычно весьма далеки от «высокого стиля».

Лирика Горация насыщена мыслью. Мысль и воображение преобладают у Горация над чувством. Гораций отправляется от единичного факта или конкретной ситуации, но изымает их из непосредственного жизненного контекста и окружает размышлениями, оформляющимися в серию чеканных образов. Поборник содержательной поэзии склонен к дидактической прозе, традиционной в античной лирике. Ода всегда содержит волеизъявление или совет.

По тематике и жанровым разновидностям оды весьма разнообразны. Обращения к богам, политические стихи и философские размышления чередуются с любовной, пировой и дружеской лирикой, с насмешливыми и обличительными произведениями и со стихотворениями на различные жизненные случаи.

В выражении субъективных чувств горацианская любовная ода очень сдержана. Умеренным характером отличается также и застольная лирика. Более значительной ценностью представлена у Горация дружба.

Особую категорию составляют оды на политические и социальные темы. Выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ.

У Горация письмо становится литературным жанром. В большинстве своём это не реальные письма, а просто форма обличения мыслей.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!