ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАННЕЙ РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Во время наивысшего расцвета эллинистической литературы начинает развиваться другая литература античного общества – римская. Рим создает свою литературу, параллельную греческой, и создает ее на своем, латинском языке.

Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Большой популярностью пользовались поздние греческие авторы — Плутарх, Лукиан, греческие романисты.

В греческой драме, в трагедии и комедии, было обязательным участие хора. В римской драме эта обязательность отпала.

По традиции, восходящей в своих истоках к эпохе Возрождения, римскую литературу принято делить на периоды соответственно этапам развития литературного латинского языка, в котором различают «архаическую» латынь, «классическую» («золотую» и «серебряную») и «позднюю».

I. Эпоха республики (до 30-х гг. до н. э.):

а) долитературный период (до средины III в.);

б) первый век римской лит-ры (до средины II в.; время роста рабовладельческой республики);

в) лит-ра последнего века республики (период гражданских войн с к. II в. до 30-х гг. до н. э.).

II. Эпоха империи (30-е гг. до н. э. — 476 г. н. э.):

а) литература времени перехода от республики к империи («век Августа», до 14 г. н. э.);

б) литература императорского Рима:

1) 1-й век н. э. («серебряный век»);

2) позднейшая римская литература (II — V вв.).

 

Художественная литература появляется в Риме сравнительно поздно. Она возникает в средине III в., в процессе эллинизации римской культуры.

Для римских — фольклорных текстов (молитв, заклинаний и т. п.) характерна ритмизованная речь с широким применением звуковых повторов, в особенности, аллитерации, т. е. повтора в звуках, начинающих слово. Имелись, однако, и выработанные стиховые формы. Часто встречается в римской фольклорной песне стих, близко напоминающий по своему движению трохеический.

До 3 в. до н.э. письменной античной литературы нет, только устная:

· Триумфальные песни (шуточные, чтобы не спугнуть удачу)

· Пиршественные песни (пелись за столом, очень патриотические).

Главные герои – важные люди страны.

·  Сатурийский стих – последствия национального эпоса

·  Игровые представления (фесценнины у этрусков, ателланы – у горных италиков).

Маски: обжора (Буккон), коварный горбун (Досцен), молодой дурак (макк), старый дурак (пакк).

Римляне должны ставить на первое место права государства, на второе – семьи и лишь на третье свои.

Закон 12-и таблиц – основы римской нравственности.

Римский воин должен прежде всего быть благочестив (верный богам и предкам). Это первое, чему должен научиться римлянин.

Анналы – летописи, которые вел верховный жрец храма Юноны на белых мраморных досках

Сборник нравственных афоризмов Клавдия Слепого – первое литературное произведение Римской литературы (307 г до н.э.).

Первое описание римской истории Фабия Пиктора пишется на греческом языке.

 

РАННЯ РИМСКАЯ ПОЭЗИЯ. ЛИВИЙ АНДРОНИК. ГНЕЙ НЕВИЙ. КВИНТ ЭННИЙ

ЛИВИЙ АНДРОНИК- древнеримский драматург, поэт, переводчик и актёр. Считается основателем латинской литературы.

Поставил первую драму греческого образца на латинском языке в честь окончания Пунической войны (в 240 г. до н.э.)

Перевёл на латинский язык «Одиссею» для детей. Был учителем. Это — первый художественный перевод в европейской литературе. Имена греческих богов переделываются на римский лад. Этот принцип вольного перевода был воспринят и последующими римскими переводчиками. Их задачей было не воспроизведение иностранного памятника со всеми его историческими особенностями, а приспособление его к культурным нуждам Рима, обогащение собственной литературы и собственного литературного языка с помощью чужого материала. Такой перевод расценивался как самостоятельное литературное творчество

Обрабатывал греческие трагедии и комедии. Трагедии имели греческую мифологическую тематику; Ливий особенно охотно выбирал сюжеты из троянского цикла, мифологически связанного с Римом. Римская драма, как и греческая, составляется всегда в стихах. Ливий создал формы драматического стиха, приближавшегося к греческим.

Римская трагедия состояла из диалога и арий, обычных в греческой трагедии со времени Эврипида. В комедиях сохранялся греческий сюжет и греческие персонажи. Источниками римской паллиаты служили пьесы «средней» и «новой» аттической комедии; «древняя» комедия не подходила из-за ее политической злободневности.

Учредил профессиональная гильдия под названием «Коллегия писателей и актёров».

 

Гней Невий - римский поэт, старший современник Плавта.

По примеру Ливия Андроника Невий писал и для сцены. Старался актуализировать литературу, обогатить ее римской тематикой. В его темпераментных комедиях звучала вольность, он не останавливался перед издевкой по адресу римских государственных деятелей, с открытым называнием имен. Получил популярность эффект контаминации, привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий.

Наиболее оригинальное достижение Невия — созданный им исторический эпос «Пуническая война». Тема — историческое событие недавнего прошлого, первая Пуническая война. Эпос Невия, разделенный позднейшими римскими издателями на семь книг, был написан, сатурновым стихом.

 

Квинт Энний – древнеримский поэт.

Резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность. Программа Энния — ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, риторики и философии.

Наиболее значительное произведение Энния — исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима, от бегства Энея из Трои до современников поэта.

Энний — творец латинского гексаметра, ставшего отныне обязательной стиховой формой римского эпоса.

В поэме преобладали военно-исторические темы: она изображала рост Рима и прославляла его деятелей. Он обрабатывал греческие трагедии и комедии. Комедии плохо удавались мастеру высокого стиля и скоро были забыты; трагедии надолго вошли в репертуар римского театра. Энний любил изображать патетику страсти, безумия, героического самопожертвования.

Энний — поэт образованной верхушки, обслуживающий запросы эллинизирующейся аристократии. Энний создал школу.

 

КОМЕДИЙНОЕ МАСТЕРСТВО ПЛАВТА

Плавт – первый римский поэт, ограничивший себя комедийных жанром, чьи произведения дошли целиком. Настоящее имя – Тит Макк.

Работал в области «паллиаты», комедии с греческим сюжетом. Римский драматург ослабляет ее серьезную сторону, вводит элементы фарса, приближает свои пьесы к более примитивным «низовым» формам комической игры.

Разнообразие форм и стилей сразу же заметно в прологах Плавта. Похожи на парабасы древнеаттической комедии.

Излюбленная фигура Плавта – раб. Не только носитель интриги, но и средоточие буффонного элемента. Он потешает зрителей шутовством и пародией на высокий стиль, «философствованием» и божбой, беготней по сцене и неистовыми телодвижениями, наконец тем, что на него сыплются или каждую минуту могут посыпаться побои.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!