Философско-юмористическая проза Тэффи
Сочетание в рассказах Тэффи иронии и юмора с любовью К своим персонажам, оптимистически-юмористическое восприятие жизни «Ке фер?», цикл «Городок», «Доктор Коробко», «L'ame slave»).
38
Типология героев Тэффи: мечтатели-романтики («Поручик Каспар»); дети, всей душой воспринимающие мир как красоту «Красота», «Где-то В тылу» И др.); эгоисты-пошляки «Майский жук», «Ливезе Чан»).
Комизм ситуаций и смешная наивность большинства героев Тэффи; точные образы-характеристики; говорящие фамилии, не соответствующие характерам персонажей; мастерское воссоздание индивидуальности речи.
Общая характеристика второй (послевоенной) волны русской литературной эмиграции.
Поэзия И. Елагина
Причины послевоенной эмиграции и ее участники.
Общая характеристика жизненного пути И. Елагина, О. Анстей, отца и сына Марченко (Н. Нарокова и Н. Моршена), С. Максимова, В. Юрасова, В. Синкевич. Основная проблематика творчества писателей второй волны русской эмиграции: трагизм и политическая тематика первых произведений писателей послевоенной диаспоры. Тема преодоления страха и освобождения человека в творчестве писателей послевоенного рассеяния. Постепенный переход к философской проблематике и обретению уверенности в жизни.
Изображение трагедии ХХ столетия (война и ужас перед машинной цивилизацией) в сборниках И. Елагина «По дороге оттуда» и «Отсветы ночные». Сюрреалистические образы и их роль в сборнике «Дракон на крыше». Тема искусства и художника-демиурга, способного обрести гармонию в мире, в позднем творчестве поэта. Выражение любви к родине в стихотворениях: «Мне незнакома горечь ностальгии ...», «Привыкли мы всякую ересь ... », «Чучелом В огороде».
|
|
Символ звезды как постоянная составляющая стихов поэта. Соединение эстетики реализма, футуризма и частично сюрреализма в поэзии И. Елагина. Многообразие ритмики.
Классические и модернистские начала в поэзии Н. Моршена
Политические мотивы в раннем творчестве Н. Моршена (общая характеристика сб. «Тюлень»). Влияние Н. Гумилева.
39
Оптимистическое восприятие жизни в сборнике «Двоеточие» (общая характеристика).
Переход к идее, что искусство - эхо и зеркало мира или (что то же самое) мир - зеркало и эхо человеческих чувств и эмоций, в позднем творчестве поэта. Поиски внутреннего смысла слова и тема поэзии в сборнике <<Эхо и зеркало», в цикле «Умолкший жаворонок». Анализ стихотворений «Диалексика природы» И «Белым по белому».
Воплощение идеала жизни в стихотворении «О звездах».
Художественное своеобразие поэтики Маршена: динамическая энергия стиха, создаваемая четкими повторами ударений в параллельных стихах, КОРQТКИМИ фразами, нарастанием от сборника к сборнику использований тире, вопросов, восклицаний; широкое использование олицетворений и метафор. Возможность раскрыть внутренний смысл слов достигается разделением слов на слоги или созданием неологизмов. Характерный прием Моршена - виртуозные рифмы, фонетические повторы внутри одной строки или строфы.
|
|
Проза Н. Нарокова и Л. Ржевского
Роман Н. Нарокова «Мнимые величины» как характерное явление прозы второй волны русской эмиграции: изображение репрессий в СССР и судеб людей, попавших под колесо карательной машины. Образы Евлалии Григорьевны и Софьи Дмитриевны как воплощение христианского идеала писателя. Тема двойничества в образе чекиста Любкина-Иванова. Использование традиций Достоевского в романе: детективный сюжет, несущий философскую нагрузку; ситуации выбора; подтекст и символика.
Тема любви в ее различных вариантах: в условиях войны («Между двух звезд»), тоталитарного режима «Сентиментальная повесть», в новой постиндустриальной действительности «Две строчки времени».
Трагедия русских военнопленных в романе «Между двух звезд». Реалистическое изображение различных категорий советских людей и немцев. И. А. Бунин о романе.' Бунинская традиция в творчестве Л. Ржевского: предельный лиризм повествования; совмещение времен повествования; языковой лаконизм.
|
|
40
Дискуссии о существовании третьей волны русской литературной эмиграции.
Поэзия И. Бродского
Характерные особенности писателей третьей (брежневской) волны эмиграции. Дискуссия о возможности отнесения писателей, вжившихся в иностранную действительность, к русской эмиграции.
Поэзия И. Бродского эмигрантского периода. Нобелевская лекция - поэтическое кредо Бродского. Утверждение «частности человеческого существования», примата эстетического над этическим, понимание творчества как «впадения В зависимость от языка».
Книги стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи». Трагический характер мировосприятия. Предчувствие мировой катастрофы («Второе Рождество на берегу»). Осознание экзистенциального одиночества, временности человеческого существования («Натюрморт») И суетности всего земного («Письма римскому другу»). Метафизический образ Империи («Колыбельная Трескового мыса», «Одиссей Телемаку» и др.). Переход к «нейтральной интонации», ставшей основой его дальнейшей поэтики.
|
|
Словесность в иерархии ценностей поэта («На смерть Жукова»). Проблема соотношения времени и языка в книге стихов «Урания»: противопоставление абсолютному космическому холоду языка. Благословение жизни в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку ... ». Развитие этих тем в книге «Пейзаж С наводнением».
Особенности поэтики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха. Усложненность поэтического синтаксиса. Движение от точных метров к интонационному стиху.
Бродский - эссеист и переводчик.
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!