Проблематика литературы первой волны русской эмиграции



Тема России в творчестве русских писателей-эмигран­тов (И. Бунин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ю. Терапи­ано, Г. Адамович и др.). Тема утерянного рая в автобио­графической книге И. Шмелева «Лето Господне», повес­ти А. Толстого «Детство Никиты», А.Куприна «Юнкера».

Осмысление причин и итогов революции (Р. Гуль, П. Корнилов, М. Осоргин, Е. Чириков, Л. Зуров, М. Ал­данов и др.).

Историческая проза о деятелях русской культуры (М. Цетлин, Н. Берберова).

Экзистенциальное осмысление жизни (И. Бунин, Б. Поплавский, Г. Газданов и др.).

Жизнь эмиграции в ее различных проявлениях: от драматического (В. Ходасевич, И. Одоевцева) и бытово­го (Н. Берберова) до юмористического (А. Аверченко, Тэффи).

Развитие идей серебряного века

В творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус

Историософские труды Д. Мережковского, развиваю­щие идею слияния земного и небесного, прихода Третье­го царства на Земле (хилиазм). «Тайна Запада: Атланти­да - Европа» - «Иисус Неизвестный» (общая характе­ристика). Книги о предшественниках Христа и его учени­ках: «Павел И Августин», «Жизнь Данте», «Паскаль», «Лютер» (общая характеристика).

Разработка темы человека, любви и смерти; Бога и дьявола; России и одиночества в эмигрантской поэзии З. Гиппиус («Тройное», «Зеркала», «Здесь», «Стужа», «Быть может», «Когда»). Антитеза как характерный поэ­тический прием Гиппиус. Роль Гиппиус в разработке ритмики русского стихосложения:

Развитие духовно-религиозных традиций в прозе И. Шмелева и Б. Зайцева

Религиозные мотивы в творчестве И. Шмелева. Конец Света и противостоящая ему идея любви и единого для всех людей Бога в эпопее «Солнце мертвых». Утверждение красоты Божьего мира и человека в повести «Богомолье». Тема обретения духовного рая в романе «Лето

33


Господне». Композиция романа. Совпадение художест­венного и религиозного времени. Диалектика праздни­ков, радостей и скорбей. Образы русских праведников и мирских людей. Изображение становления православно­го сознания ребенка. Фольклорные образы и религиозная символика. Яркость красок и живость языка писателя. И. Ильин о Шмелеве.

Завершение поиска идеала, начатого Б. Зайцевым «Го­лубой звездой» (1918), в рассказе «Странное путешест­вие» (1925). Христианский идеал в повести «Преподоб­ный Сергий Радонежский», в романе «Жуковский». Пас­тельность красок писателя. Своеобразие пейзажей.

Творчество М. Осоргина

Тема Божьего наказания и испытания для России в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». Эсхатологическая символика романа. Антропоморфизм образов-символов. Противопоставление революционной энтропии вечных ценностей: любви и прощения. Образы профессора-ор­нитолога, его внучки Тани, композитора Эдуарда Льво­вича. Эволюция Астафьева от цинизма к любви. Автор­ское начало в романе.

Общая характеристика романа «Вольные каменщики» как нетрадиционного выражения христианских идеалов активной любви к людям. Главный герой романа Егор Егорович Тетехин - продолжение плеяды «маленьких людей» в русской литературе. Эволюция героя. Соедине­ние в авторском повествовании восхищения и иронии и Роль символики.

Неореалистические и экзистенциальные поиски И. Бунина

Творчество И. Бунина 1920-х гг. Разработка философско-экзистенциальных мотивов в рассказах «Митина любовь», «Солнечный удар». Тема любви и смерти в сборнике рассказов «Темные аллеи». Работа над романом «Жизнь Арсеньева» (общая характеристика). Тема России в рассказе «Чистый понедельник».

Мастерство сюжета в произведениях Бунина; умение соединять психологические и внешние портреты персонажей. Натурализм и одновременно целомудренность изображения интимных сцен. Своеобразие бунинского

34


 

пейзажа. Самохарактеристика писателя: «Считать меня реалистом - значит ничего не понимать в моем многооб­разном творчестве» (письмо Л. Ржевскому).

Историческая проза русского зарубежья (М. Алданов)

Развитие пушкинской традиции изображения малень­кого человека, оказавшегося в центре исторических со­бытий, - характерная особенность романов М. Алданова (один из романов тетралогии «Мыслитель», например роман «Истоки»). Роль случая в историософской концеп­ции писателя (общая характеристика эссе «Ульмская ночь»). Тема революции в романах писателя (общая ха­рактеристика романа «Самоубийство»). Мастерство раз­вития сюжета. Традиционная типология героев (частные лица, живущие по велению совести; карьеристы, пытаю­щиеся подчинить себе историю; ищущие истину молодые люди), тем не менее в основном лишенная схематизма.

Скрытая полемика Алданова с советским историче­ским романом.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!