Согласны ли вы с высказыванием В. Ф. Одоевского на смерть А. С. Пушкина «Солнце нашей поэзии закатилось»?



В сочинении необходимо осветить проблему значимости истинно великого поэта России. Можно обратиться к стихотворению «Памятник», в котором сам поэт подводит итог своего творчества. Высказать свою позицию, чем нам дорог Пушкин, почему спустя столько лет, мы не перестаём читать его стихи, поэмы, сказки, прозу. Стоит сказать, что Пушкин учит нас любить бескорыстно и преданно («Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье»), учит ценить свободу («К морю», «Узник»), смело высказывать своё мнение и не пресмыкаться в угоду власть имущим («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»). От Пушкина берёт своё начало современный русский язык. Пушкин — создатель первого в литературе романа в стихах.

 


C17.1. Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 

Как поэт−романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни — героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри»). Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни. Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

 

C17.2. Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

 

Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. В сказках мы встречаем всех щедринских героев.

Большая роль в творчестве писателя отводится именно сказкам о животных. Ведь за образами животных скрываются известные человеческие пороки и недостатки.

Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью. Например, в сказке «Самоотверженный заяц». Она заставляет задуматься над важными вопросами. Почему простой труженик так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен? Отчего обыватели считают правомерным угнетение и эксплуатацию? Салтыков показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка (власть).

В сказке «Орел-меценат» под маской хищной птицы автор показывает глупость и высокомерие правителей. Орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого «нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно», дотла разорил ворон-мужиков. Но Орла ждало возмездие за несправедливость и жестокость: вороны взбунтовались и улетели, оставив Орла умирать голодной смертью.

Символом всей крестьянской России является образ Коняги. Коняга - труженик, источник жизни для всех. Его удел - вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования».

Все сказки Салтыкова-Щедрина подвергались цензурным гонениям. Ведь маски животных не могли полностью скрыть истинное содержание этих произведений. Перенесение психологических человеческих черт на животный мир наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Только лишь из-за того, что автор использует в своих произведениях маски животных, можно назвать их собственно сказками. По сути — это лишь слегка прикрытая политическая сатира.

 

C17.3. О чём предупреждает А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?

 

Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова есть один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это — вишневый сад. В пьесе четко обозначена расстановка социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада. Для одних героев сад – это прошлое, для других – будущее. В чеховском произведении сталкиваются мечта и реальность. Автор предупреждает читателя об опасности существования только в одном из миров. Чехов убежден, что люди должны подумать о саде как символе России. «Вишневый сад» - пьеса-предупреждение.

 

С17.4. Как «Мёртвые души» Н. В. Гоголя перекликаются с «Божественной комедией» Данте?

 

Исследователи устанавливают параллели поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» с другой поэмой — «Божественной комедией» Данте. «Божественная комедия» имеет три части — три ипостаси мира: «Ад», «Чистилище», «Рай». Поэма Гоголя по замыслу ее создателя тоже должна была иметь три части — три тома. В первом томе Гоголь погружает нас в какой-то фантасмагорический мир, где совершенно особые законы логики, законы реальности. Перед нами, по сути не Россия, а ее тень, некое запредельное, потустороннее пространство, где все узнаваемо и вместе с тем все перевернуто. Живые становятся мертвыми (образы помещиков), мертвые — живыми (крестьяне, которых покупает Чичиков, числятся живыми до очередной переписи).

После Стигийской низины Данте попадает в город Дит, а Чичиков в город N. Данте встречает демона Флегия, а Чичиков — стражника с усами словно на лбу и поэтому похожего на черта, Данте встречает окровавленных Фурий, существ, очень похожих на женщин, а Чичиков — «особенного рода существ, в виде дам в красных шалях и башмачках без чулок...».

Далее по тексту можно обнаружить и другие схожие с библейскими мотивы, такие, как мосты, напоминающие чертей, упоминания Страшного суда.

Исследователи отмечают близость образов губернаторской дочки и Беатриче. Беатриче ведет повествователя (она сменила Вергилия) к горним высотам, к свету. Губернаторская дочка также освещает Чичикову будущее. Н. В. Гоголь хотел провести сквозь все три тома, то есть от ада к раю, Чичикова и Плюшкина. Но воплотить замысел Гоголю не удалось.

 

 

17.4.Как жить человеку в тоталитарном государстве? (по одному или двум произведениям отечественной литературы).

 

Тема может быть раскрыта на примере следующих произведений: роман «Мы» Евгения Замятина, роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», повести Андрея Платонова «Котлован» и «Чевенгур», серия рассказов Варлама Шаламова «Колымские рассказы» и другие.

В романе «Мы» Е. Замятина перед нами предстаёт образ Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, лишён имени, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Есть в этом государстве и Благодетель, которому все должны слепо верить и повиноваться. В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели». Роман был написан в период становления военного коммунизма в стране, в которой такое государство было построено. «Мы» — предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность «винтиков».

Судьба человека в эпоху тоталитаризма трагична — к такому выводу приходят писатели, обращаясь к теме тоталитарного государства.

 

C17.1. Как в по­ве­сти Н. В. Го­го­ля «Шинель» пред­став­ле­ны об­ра­зы пе­тер­бург­ских чиновников?

Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

 

C17.2. Какие темы и мо­ти­вы опре­де­ля­ют свое­об­ра­зие по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства Ф. И. Тютчева?

Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» – символ стихии мироздания – становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней – именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек – песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.

 

C17.3. Какую роль в жизни ноч­леж­ни­ков сыг­рал стран­ник Лука? (По пьесе М. Горь­ко­го «На дне».)

Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.

 

С17.4. Правда о войне в современной отечественной прозе.

Великая Отечественная война — огромная трагедия в жизни русского народа, нашедшая свое отражение в литературе.

Василь Быков в повести «Сотников» раскрывает проблему ложного и истинного героизма. Главные герои, попав в критическую ситуацию, обнаруживают свою подлинную сущность. Предателем оказывается Рыбак, а Сотников до последнего издыхания остается верен своему долгу.

Страшную картину смерти молодых парней рисует в повести «Убиты под Москвой» К. Воробьев. Герои произведения — курсанты кремлевской роты, непод­готовленные к боевой деятельности и брошенные в са­мый огонь войны. Радужным было первоначальное представление курсантов о фронте. Они идут воевать, не осознавая, что ждет их впереди. Ими руководит ка­питан Рюмин, твердый человек, которого уважают курсанты. Но главным героем повести становится Алексей Ястребов — юный, неопытный курсант. Алексей — единственный из курсантов, оставшийся в живых. За короткий срок пришлось ему повзрослеть и понять многое. В повести «Убиты под Москвой» К. Воробьев развенчивает военный романтизм как опасное явление. Писатель показывает разность между представлениями о войне и ее суровой реальностью.

 

17.4. Как в поэзии первой половины XIX века решается вопрос о месте человека в мироздании? (По произведениям одного из поэтов).

 

Раскрытие темы возможно на стихотворениях Ф. И. Тютчева: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») — находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» — символ стихии мироздания — становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней — именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны — и его величие, гармония в самой стихийности; Человек — песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром — и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 865; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!