Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века (На примере одного или нескольких произведений.)
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. План работы над сочинением: 1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…). 2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста. 3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
|
|
Урок нравственной красоты и благородства (по одному из произведений русской литературы).
|
|
Образ Олеси из повести А.И. Куприна «Олеся» заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней, поэтому ей чужды ложь, ханжество, лицемерие. Местные жители считают Олесю ведьмой, но насколько они сами на ее фоне неблагородны, жестоки и бессердечны! Олеся и ее бабушка согласны вообще не поддерживать отношения ни с кем, лишь бы остаться свободными и независимыми от чужой воли.
Олеся очень умна. Несмотря на то что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, — явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она — совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания.
Она с готовностью жертвует собой для того, чтобы выполнить его неле-пое, в общем-то, требование — посетить церковь. Олеся совершает этот по-ступок, который и влечет за собой столь трагические последствия.
|
|
Девушка приносит себя в жертву и тогда, когда решает внезапно уехать, ничего не сообщая своему любимому. В этом также проявляется благород-ство ее характера.
Весь образ Олеси свидетельствует о ее чистоте, доброте и благородстве. Именно поэтому так тяжело становится, когда узнаешь о расставании девушки с ее любимым. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.
17.1. В чём состоит своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?
Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении “Родина” поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. Россия Лермонтова — не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —
...Немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...
Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение “Прощай, немытая Россия...”.
|
|
В стихотворении “Бородино” Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которого легла основная тяжесть войны:
Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы!
Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”.
17.2. Какова позиция автора в споре «отцов» и «детей»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все−таки обреченная на гибель, потому что она все−таки стоит в предверии будущего», — так писал Тургенев о своем герое. Тургенев глубоко симпатизирует Базарову. Страницы, рисующие болезнь и смерть героя, наиболее отчетливо выражают отношение к нему автора: преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, скорбь, вызванная гибелью столь замечательного человека. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резвостью, — писал Тургенев, — если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».
17.3. Какие нравственные проблемы решают герои пьесы М. Горького «На дне»?
Пьеса М. Горького «На дне» по праву может называться философской драмой. В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов и позволяет называть «На дне» философским произведением. В качестве аргументов возможно проанализировать, как в пьесе проповедь лжи, носителем которой является Лука, проверяется жизненной практикой и опровергается ею. Ярким доказательством философской направленности пьесы будут являться и размышления героев о Человеке.
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
17.4. Чем пьеса А. В. Вампилова «Старший сын» может быть интересна современному читателю?
«Старший сын» начинается со злой шутки двух молодых людей — Сильвы и Бусыгина. Они решают соврать: Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры — Андрея Григорьевича Сарафанова. И тут все начинается.
Сарафанов — пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин.
Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Росший без отца; Бусыгин, может быть, впервые ощутил к себе любовь. Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.
В доме Сарафановых тоже существует вранье. Отец и сын друг другу врут. Отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство. Но вскоре эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и вранье Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.
Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга, они как бы искали друг друга и нашли.
Проблемы, поднятые Вампиловым в пьесе, актуальны и в наше время. Почему нужно врать, чтобы тебе поверили? Почему в одной семье самыми заклятыми врагами становятся близкие люди? Можно ли доверять окружающим? Как найти в себе мужество признаться в обмане? Ответы на эти вопросы человечество ищет много лет. Вот почему «Старший сын» Вампилова может быть интересен современному читателю.
17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отображён конфликт личности и обстоятельств?
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
17.2. В чём состоит своеобразие места действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
В статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», написанной в 1860 году, раскрывается художественный смысл и общественное значение драмы Островского «Гроза».
В драме пять действий. Первое действие представляет собой экспозицию. Первая сцена рисует нам место действия – маленький городок Калинов. Он раскинулся на берегу Волги, утопает в зелени. В природе – красота и безмятежность. Совсем иное дело в человеческих отношениях и нравах. С первых же сцен мы получаем представление о местной жизни, о характерах действующих лиц. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – замечает Кулигин. Так, в основе первого действия лежит принцип антитезы: красота природы противопоставлена городским нравам. Катерина, главная героиня пьесы, — натура цельная, сильная. Катерина не способна на обман, не может жить во лжи, смиряться с ханженством и самодурством, поэтому смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души, страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.
17.3. Какую роль в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» играет образ повествователя?
Характеры героев ранних рассказов М. Горького, к числу которых принадлежит и «Старуха Изергиль», возвращают читателя к романтической традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вырвавшиеся из-под власти своей среды, общепринятых идеалов и ценностей. В рассказе три истории: легенда о Ларре, легенда о Данко, рассказ о жизни самой Изергиль. В рассказе присутствуют два лица, от которых ведётся повествование: рассказчик, то есть сам автор, дающий оценку старухе Изергиль, и сама старуха, через легенды передающая философские истины. Читателю становится известно, где точно происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии. Рассказчик молод, любопытен, наблюдателен. Ему интересно всё новое: люди, события. Потому он с большим интересом относится к своей собеседнице Изергиль. Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний наблюдатель, он более близок к читателю.
17.4. Преемственность русской литературы (на примере произведений двух авторов).
Тема может быть рассмотрена на примере двух произведений о значе-нии поэтического творчества: «Памятник» Державина и «Памятник» Пушкина или оды «Вольность» Радищева и оды «Вольность» Пушкина.
Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду «Вольность». Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды:
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Радищев в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ.
Пушкин же утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина «Памятник» была строка: «вослед Радищеву восславил я свободу».
17.1. В чём сложность и неоднозначность образа Луки? (по пьесе М. Горького «На дне»)
Отвечая на основной социально-философский вопрос пьесы: что лучше истина или сострадание? - автор поднимает в приведенном фрагменте проблему сострадания, доведенного до лжи во спасение. Странник Лука считает обитателей ночлежки слабыми людьми, нуждающимися в жалости и утешении. Именно эта правда заставляет его сеять иллюзии среди ночлежников, кормить их утешительными сказками и вести проповеди о несуществующей «праведной земле». Нужна ли ложь во спасение? Будет ли спасение от лжи? Над этими вопросами необходимо рассуждать в сочинении.
С5.2 «Это всё о России» (по творчеству А. Блока).
Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока. Он любил Россию как сын, принимал её со всеми достоинствами и недостатками, доводящими порой до беспредельной боли за судьбу Родины-матери.
Для анализа можно взять стихотворения: «Родина», «Русь», «На поле Куликовом» -, поэму «Двенадцать».
Лирический герой стихотворений Блока влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, от этого она не потеряла своей душевной чистоты. В поэзии Блока звучит святая вера в то, что Россия, подобно степной кобылице, преодолеет все преграды и вырвется на вольное поле, как уже не раз бывало в её героическом прошлом.
17.3. Образы героев-богатырей в русской литературе (по одному или нескольким произведением отечественной литературы).
Фольклорная традиция изображения былинных богатырей нашла своё отражение в русской литературе.
Настоящим богатырём выглядит Герасим в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Автор отмечает его силу, некоторую могучесть даже и вместе с тем подчёркивает, что Герасим добр, трудолюбив.
В поэме Н.А. Некрасова создан образ Савелия – «богатыря святорусского»:
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Нелёгкая выпала крестьянину доля: издевательства управляющего, каторга, смерть внука. Но Савелию удаётся сохранить свои лучшие качества: доброту, свободолюбие, терпение.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» главным героем является народ, богатырский дух которого раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:
…Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!
Строки «Бородина» дают нам возможность представить силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвование ради свободы русской земли.
17.4. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать...» (Особенности басни как литературного жанра).
Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня — жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. В баснях Крылова высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?
Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призывает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.
C17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается взаимосвязь человека и природы?
В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши. Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни. Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.
C17.2.В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы. Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. В этом и заключается конфликт Катерины с «темным царством» и драма героини.
C17.3. Почему рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» относят к романтической прозе?
Исследования Горького о человеке выразились в рассказах: «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и воплотились в образ романтичного героя. Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для него – это свобода, независимость. Его характер, жизненная философия не всегда дана прямо. Романтические образы создаются легендами, которые они рассказывают, с помощью противостояния другим героям, пейзажем и портретом. Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Лара). В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и Лары разные пути. Она стремится передать людям важность любви в жизни.
С17.4. Деревенская тема в русской литературе.
В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев.
Характерно это и для рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». В центре повествования — судьба деревенской женщины.
Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.
«Матрёнин двор» — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о нравственном превосходстве простых людей.
17.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?
В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.
Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Исторические персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.
17.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы?
Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» – символ стихии мироздания – становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней – именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек – песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
17.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX—XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство — Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия — Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, — Петя и Аня. Социальные мотивы присутствуют и в характерах действующих лиц: барская беспечность помещиков, их практическая беспомощность; буржуазная деловитость купца; открытость молодежи, устремленной в “светлое будущее”. Однако центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расстановки действующих лиц. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. В пьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вовне, и в душах людей, а новые еще не народились.
Особенностью драматургии Чехова является то, что в его пьесах нельзя выделить главного героя. Вся система образов важна для раскрытия темы. Образы пьесы «Вишнёвый сад» представляют, с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинская интеллигенция, отчасти крестьяне), с другой стороны — эти группы отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Особое место занимает образ вишневого сада как олицетворение самой России.
17.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?
Важность классической литературы для современного читателя можно доказать на примере произведений, которые затронули душу, ответили на важный вопрос, заставили задуматься над проблемой.
Тема чести и бесчестия поднята Пушкиным в «Капитанской дочке».
Тема патриотизма в произведениях о Великой Отечественной войне.
Нельзя пройти мимо поднимаемых Гоголем в повести «Тарас Бульба» проблем предательства или верности долгу, отцу и Отечеству.
Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ века (На примере одного или нескольких произведений.)
За четыре огненных года литература прошла большой путь. Путь от ярких патриотических стихов «Присягаем победой» А. Суркова и «Победа будет за нами» Н. Асеева, опубликованных в «Правде» на второй день войны, до создававшейся на протяжении всей войны бессмертной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне:
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
Любима ты, и так, как ты –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».
С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
С17.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).
В русской литературе немало замечательных, завораживающих образов русской женщины. Это и пушкинская Татьяна Ларина, и Катерина, героиня «Грозы» Островского, и некрасовские женщины. Любимой героиней Толстого была Наташа Ростова. Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свойственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя. В поэмах Некрасова женские образы многогранны. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед нами предстает Матрена Тимофеевна, русская крестьянка. В поэме «Русские женщины» — незабываемые образы княгини Трубуцкой и княгине Волконской, жен декабристов. Главное достоинство русской женщины — добро, верность, способность к самопожертвованию. Можно провести параллель между Наташей Ростовой и героинями Некрасова.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 853; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!